«Почему ты читаешь такую ерунду?»: как не обесценивать чтение подростка

10 419

«Почему ты читаешь такую ерунду?»: как не обесценивать чтение подростка

10 419

Родители часто расстраиваются, что их дети не читают. Но когда подростки берут в руки книгу, эти же родители начинают возмущаться: почему они читают такую плохую (на их взгляд) литературу? Наш блогер Мария Лебедева объясняет, почему чтение не должно вызывать осуждение.

Читать — это нормально, и никто вас за это невероятное умение не будет сжигать на костре. А вот осудить могут. Иногда подростки (как и другие люди) читают нечто, что расценивается как «плохой текст»: чаще всего под этими словами понимается сверхпопулярная формульная литература. Та самая, где одни и те же сюжеты, картонные главные герои и огромный читательский спрос.

Нам говорили, что это пустое, потребительское чтение, не дающее ничего сердцу и уму. Почему не стоит брать в руки подобное, мы все знаем наизусть. А почему берём? Потому что нас чем-то цепляет тема, хочется быстро получить нужные эмоции. Наконец мы хотим предсказуемости: формульная литература строго подчиняется законам жанра, тогда как в «хороших книгах» всегда что-то не так. Но если у вас есть близкий человек лет четырнадцати и старше, читающий только «плохие тексты», вас может это беспокоить.

В таком случае узнайте, чем именно были хороши «плохая книга» или «отвратительный фанфик». Может быть, у этих книг есть альтернатива. Если, конечно, книга или фанфик действительно были стереотипными и ужасно написанными, а не потому что ваши читательские вкусы расходятся.

Истории о повседневности

Например, героиня пытается обратить на себя внимание красавца-футболиста, героя бьют в раздевалке, все ждут школьного бала.

Зачем ты это читаешь? Это про жизнь, про меня. Я узнаю ситуации и героев, переживаю те же эмоции, что и они.

Что предложить? Те же истории о повседневности с необычным и близким по духу главным героем, от классических «Над пропастью по ржи» Джерома Сэлинджера до современных «Плюсов неразделенной любви» Бекки Альберталли, своей diversity-повесткой и отношениями с телесностью напоминающих сериал «Половое воспитание».

  • Сьюзен Хинтон. «Изгои»
  • Стивен Чбоски. «Хорошо быть тихоней»
  • Гала Узрютова. «Страна Саша»
  • Джо Мено. «Сделай погромче»
  • Сандр Аксель. «А теперь любите меня»

Побег от реальности

Скажем, очередной аналог Сойки-пересмешницы спасает мир в одиночку, кругом интриги, все разбились на группы и затаились.

Зачем ты это читаешь? Я забываю о своих проблемах, когда читаю эту увлекательную историю, погружаюсь в неведомый мир.

Что предложить? От атмосферной подростковой антиутопии до фантастики вроде «Vita Nostra» Марины и Сергея Дяченко. Это, конечно, если еще не прочитан «Дом, в котором…» Мариам Петросян, который в принципе можно советовать всем и всегда.

  • Лоис Лоури. Тетралогия «Дающий»
  • Жан-Клод Мурлева. «Зимняя битва»
  • Патрик Несс. Трилогия хаоса: «Поступь хаоса», «Война хаоса», «Вопрос и ответ»
  • Патрик Несс «Больше, чем это»
  • Сергей Кузнецов. Трилогия «Живые и взрослые»

Герои в беде

Много думают и решают разного рода проблемы — буллинг, непонимание, осознание собственных потребностей.

Зачем ты это читаешь? Мне нравится, когда герои преодолевают сложности, а еще люблю психологию.

Что предложить? В зависимости от предпочтений это могут быть очень разные истории — тяжелые как роман о травле в японской школе «Моя рыба будет жить» Рут Озеки — или же жизнеутверждающие, как хроника дружбы хулигана и его подопечного с инвалидностью в «Солнце сквозь пальцы» Габриэле Клима.

  • Бейртен Элс. «Беги и живи»
  • Кэрол Брант. «Скажи волкам, что я дома»
  • Катарина Киери. «Никто не спит»
  • Холли Шиндлер. «Темно-синий»
  • Фредрик Бакман. Трилогия «Бьорнстад» («Медвежий угол», «Мы против вас», третью еще пока не написал)
  • Том Поллок. «HEARTSTREAM. Поток эмоций»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (FEDOROVAVA)