Мячом в экран: как изменить уроки физкультуры

5 561

Мячом в экран: как изменить уроки физкультуры

5 561

Дети частенько прогуливают уроки физкультуры, придумывают себе болячки, лишь бы не отжиматься. А что, если добавить компьютер на уроки физры? Да-да, вы не ослышались! Наш блогер, учитель и тренер Галина Шамаева, рассказывает, как применять интерактивные доски в спортзале.

Проблематика

Результаты медицинского исследования образа жизни детей школьного возраста говорят о возникновении новой общемировой тенденции — недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни школьников. Не буду подробно раскрывать проблему гиподинамии, про это много написано. Машины, пароварки и пульты для телевизора, планшеты, мобильные телефоны и компьютеры — всё это тоже причины возникновения гиподинамии. Конечно, нет необходимости отказываться возвращаться к ручной обработке полей. Наоборот, спасение от гиподинамии находится там же — в современных высоких технологиях.

В школе до сих пор не выработался системный подход применения современных технологий в обучении, хотя проблема поднималась ещё в советское время. Если говорить о физической культуре, В. К. Бальсевич предлагал адаптировать высокие спортивные технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания.

Сейчас трудно представить себе школу (по крайней мере, московскую) без компьютерных классов и интерактивных досок, но их использование остаётся на уровне показа презентаций и учебных фильмов, что лишь усугубляет проблему гиподинамии.

Концепция

Плюсом предлагаемой педагогической технологии является то, что для её применения нужен или проектор, или пассивная интерактивная доска. В пассивной интерактивной доске уже всё готово к использованию, а к проектору нужна видеокамера: она будет отлавливать яркие предметы — мячики, а компьютер должен рассчитывать положение и считывать попадания.

Это компьютерная игра, но её экраном служит не монитор, а стена. Играть в неё надо не сидя, а бегая, ловя мяч и кидая его. На первой иллюстрации показана только одна возможная игра, в ней хаотично перемещаются монстрики, количество которых одновременно на доске 2–3. При попадании мяча по монстрику он вспыхивает и исчезает, через секунду появляется новый.

У инициативы есть метапредметные связи: старшеклассники могут на уроках информатики придумывать и реализовывать игры. Для этого требуются знания не только в программировании и алгоритмах, но и в психологии (на улучшения каких качеств направлена реализованная игра, как могут быть организованы групповые, индивидуальные игры, с одним и более мячом, какие угодно). Кроме того, игру надо нарисовать, что требует художественного видения и умения. Творческое мышление и игровое мышление — это проектная деятельность, о чём все говорят. По сути, мы получаем безграничные возможности реализации чего угодно.

Вы когда-нибудь видели школьника, играющего в компьютерные игры? Если видели, то знаете, что его не оторвать, он поесть забывает. Компьютерная игра, которую предлагаю я, остаётся игрой, но теперь её поощряют родители и общество в целом.

По данным НИИ физиологии детей и подростков в РФ, если в первом классе количество здоровых детей — до 70%, то к окончанию школы этот показатель — лишь 10–15%. Мою технологию можно использовать как здоровьесберегающую, для этого достаточно расставить пассивные интерактивные доски по школе и разрешить детям ими пользоваться на перемене.

Как научить детей играть в футбол

Перейдём к обучению футболу, одному из самых популярных видов спорта в нашей стране, с помощью адаптации описанной технологии.

Предлагаю концепцию на второй иллюстрации. Экран, реализованный через проектор или пассивную интерактивную доску, в виде футбольных ворот. На каком-то расстоянии от «ворот», прямо как в фильме «Миссия невыполнима», есть лазерный луч. Ребенок бежит с мячом, и, как только он пересекает луч, случайным образом на экране внутри «ворот» появляется чёрный квадрат. Ученик незамедлительно должен ударить по мячу и попасть в этот квадрат. Таким образом будет тренироваться реакция и различные удары.

Вместе с применением электронного мяча, описанного в статье М. Н. Оробея и А. Ю. Тарасова «Электронный мяч как средство контроля на занятиях физической культурой» (Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 12 (142), мы получаем все шансы воспитать будущих чемпионов, которых наша страна так ждёт.

Вы только представьте!

Несколько интерактивных стен могут полностью раскрыть вопрос дифференцированного обучения на уроках физической культуры как по гендерному признаку, так и на основе физического развития и здоровья учащихся: на каждой из таких стен могут транслироваться упражнения для разных групп обучающихся.

Младшим группам школьников упражнения будет показывать сказочное человекоподобное существо, а ученикам среднего и старшего звена — олимпийские чемпионы. У учителя появится больше времени на контроль правильности выполнения упражнений, не нужно будет останавливать весь класс, чтобы сделать замечание только одному.

В интернете можно найти всю информацию по упражнениям, нацеленным на что-то конкретное, даже видео с их выполнением. Человек не видит себя со стороны, ему сложно контролировать правильность выполнения упражнений. Для этого существует учитель физической культуры, тренер. Интерактивная стена помогает организовать индивидуальную работу с учениками. Красочность технологии позволит выработать у них привычку к физической активности и поднять его заинтересованность в уроках физкультуры.

Плюс снятие кинограмм движения и сравнения их с кинограммой образца, например, олимпийского чемпиона, позволит ученикам технически грамотно выполнять учебные движения по видам спорта и стремиться к большему.

Ещё несколько игр

Опишу несколько игр, которые могут использоваться с интерактивной стеной:

1. «Плитки фортепиано». На пяти вертикальных белых дорожках на стене появляются чёрные прямоугольники. Обучающийся должен в них последовательно попадать. При попадании в прямоугольник воспроизводится нота. Чтобы проиграть всю мелодию, ученику необходимо каждый раз ловить отскакивающий от стены мяч, иначе он пропустит какую-то ноту.

2. «Вышибала». С экрана надвигаются разрозненной толпой зомби. Ученику необходимо быстро по ним попадать мячом, чтобы они до него не добрались.

3. «Попади». На стене случайно появляется чёрный квадрат. В него необходимо быстро попасть, чтобы получить очки, иначе он исчезнет.

Интерактивный пол

Описанные взаимодействия с интерактивной стеной всегда строились на использовании мяча как средства управления, но это необязательно. Можно сделать так, чтобы средством управления были движения тела ученика.

Для этого нужна камера и вычислительное устройство, которое должно обрабатывать движения тела и что они означают. Можно сделать интерактивный пол и получить нечто похожее на электронный танцпол.

Урок физической культуры — не средство, но цель. Ценен процесс работы. Школьники часто говорят: «Мне не нужна математика, я хочу быть историком; мне не нужна литература, я хочу быть химиком». Сказать, что кому-то не нужна физкультура, можно. Но это равносильно тому, чтобы объявить, что человеку не нужны здоровье, красота и сила.

Миссия учителя физической культуры — регулярная, систематическая, методически грамотная работа со школьниками. Интерактивная стена позволяет это осуществить. Перспектива использования интерактивных стен огромна в любом разделе школьной программы по физической культуре.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.