Пластилин вам в помощь: как создать мультфильм дома

8 612

Пластилин вам в помощь: как создать мультфильм дома

8 612

Здорово, когда дети могут сами себя занять. Плохо, когда они могут это сделать только с помощью экрана телефона или телевизора, где нон-стоп идут мультфильмы. Наш блогер, мама Фариза Сафарчиева, придумала, как совместить хобби своих детей и страсть к мультикам, а также как сделать из своей квартиры мультипликационную студию.

Я не знаю родителей, которые были бы рады тому, что их дети с утра до вечера смотрят мультфильмы. Особенно если речь идёт о подростках, залипающих на историях о всяких зомби и прочих непонятных взрослым существах. Даже безобидные «Лунтик», «Барбоскины» и «Малышарики», сменяющие друг друга на экране в течение часа-полутора, — веская причина для праведного родительского гнева. При этом крайне редко на выключение мультфильмов дети реагируют спокойно, обычно — бунт, плач или просто уговоры посмотреть ещё чуть-чуть. В общем, я как мама не любила мультфильмы ровно настолько, насколько их обожали мои дети. Но всё изменилось прошлой осенью.

Предыстория

Прежде чем рассказать, что же всё-таки произошло, позволю себе отступление. Моя старшая дочь всегда была без ума от пластилина и лепки. Начиная с года или полутора лет, с самой первой пачки пластилина, которая появилась в нашей квартире. Отлично помню её первый шедевр — деревянная дощечка, на ней — корявые столбики с разноцветными лепёшками сверху. Это была цветочная полянка.

С тех пор поделки стали сложнее и интереснее, а мы оставили попытки постелить в комнатах ковры, потому что все они неизбежно становились плацдармом дочкиных пластилиновых экспериментов. И вот её уже догоняет младшая сестра, упаковки с разноцветными брусочками испаряются по штуке в день, ногти приходится подрезать почти «под корень», иначе там соберется радуга из пластилина.

Когда он был уже повсюду, когда я устала отдирать его со всех поверхностей в доме, когда самые невообразимые фигурки было уже некуда складывать, я поняла, что с этим надо что-то делать. Просто взять и завязать с пластилином я не могла: во-первых, дети очень его любили и могли часами играть; во-вторых, это ведь полезно (моторика, фантазия и так далее); в-третьих, да, это было удобно: и волки сыты (заняты делом) и овцы (бюджет) целы, потому что более доступной и занимательной игрушки я просто не в состоянии вообразить.

Перебирая в уме варианты рационализации детского увлечения, вспомнила о любимой с детства «Пластилиновой вороне». До сих пор могу заворожённо наблюдать за виртуозной перелепкой, когда ворона превращается зайца, а он — в корову и так далее! В детстве это выглядело и вовсе волшебно. Решено! Мультики! Тем более что на упаковке одной из марок пластилина так и значилось: «Мультики»!

Как?

Что делает современный человек, который не знает как? Правильно, садится за компьютер или телефон! Пять минут поиска, и в моём распоряжении оказалось часовое видео с подробнейшей пошаговой инструкцией, как снять пластилиновый мультфильм своими руками. Этой теоретической базы оказалось достаточно на первое время.

Дальше — дело техники, в прямом смысле: из техники у меня были только телефон и фотоаппарат-мыльница. Выбор остановила на первом: камера на айфоне всё-таки ещё ни разу не подводила. Штатив — стул с примотанной к спинке селфи-палкой. Стол. Всё — съёмочный павильон готов. Дети не подвели. Радостно выслушав предложение о съёмке своего собственного мультфильма, засыпали меня такими идеями, для воплощения которых нужен был бы Стивен Спилберг или Тим Бёртон, не меньше. Так что проблема была не в поиске вдохновения или сюжета, а в том, чтобы обуздать полёт безудержной детской фантазии. Обуздать настолько, чтобы наша мини-студия была в состоянии реализовать замысел юных сценаристов.

О чём?

Когда определились с идеей, сюжетом и сделали раскадровку, принялись за самое интересное — декорации и героев. Они у нас, разумеется, почти все были из пластилина, но это вовсе не обязательно. Теперь каждый вечер мы садились за наш творческий проект — вырезали, красили, клеили, лепили. Что-то удавалось сделать быстро, что-то оставляли на следующий день, что-то дети доделывали сами, пока я была занята.

В итоге примерно неделю мы работали над оформлением сцен и персонажами, потом ещё неделю пытались анимировать и снимать, и ещё несколько дней я осваивала новое для меня дело — монтаж и звукозапись, а страшная дочка — озвучивание. То есть почти месяц командной творческой работы с последующим семейным просмотром мультфильма. Своего! Собственного! От начала и до конца!

После этого на каждой площадке, каждой подружке, каждому родственнику и гостю они рассказывали и показывали своё творение. На вопрос «Вы что, правда сами это сделали?» гордо заявляли: «Ага!» Ради этого стоило попотеть. Нет, не чтобы потешить самолюбие, а чтобы дети почувствовали себя силой — активной, действенной, способной не только готовить пластилиновые кексы, но и творить что-то действительно большое, то, что можно даже посмотреть по телевизору. В три года и пять лет возможность лицезреть свою работу по телевизору казалась им чем-то совершенно невероятным!

Что после?

Идём гулять и придумываем истории для следующего мультика, едем по делам — и придумываем истории, не можем уснуть — и придумываем истории, нечем заняться — придумываем истории и рисуем раскадровки. Дошло до того, что, сидя в кафе в ожидании сестры с занятий, с младшей дочкой успели снять малюсенький мультик.

Да, они у нас корявенькие и не высокохудожественные, да, они не отличаются глубиной смысла, и им не тягаться с современными цифровыми мультфильмами. Но это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс.

Итоги для меня как мамы:

  • один детский стол выделила специально для пластилина, и кровавые слёзы больше не текут из глаз при виде того, во что он превратился;
  • знаю самые злачные места города, где можно закупиться пластилином выгодно;
  • в сумке всегда лежит кусочек пластилина на случай, если заскучаем в транспорте или очереди;
  • научилась монтировать видео и освоила пару программ для этого;
  • поняла, что можно не покупать целый ряд пособий, которые уже лежат в «Отложенных» в книжном интернет-магазине, потому что кучу всяких развивашек, занимашек придумываем на ходу из пластилина, даже чтение и счёт можно закрепить с его помощью;
  • полюбила от души этот удивительный материал, с которым можно делать практически всё, и открыла для себя бескрайний мир мультипликации;
  • нашла в своём городе студию мультипликации, куда (о, чудо!) берут с шести лет (возраст старшей дочки). Теперь вторник и суббота — наши любимые дни недели, ради которых ребёнок готов хорошо кушать, много гулять и ложиться пораньше, лишь бы только не заболеть и не пропустить занятие.

Итоги для детей:

  • копилка «Кем я стану, когда вырасту» пополнилась ещё несколькими профессиями: художник-мультипликатор, режиссёр, скульптор, писатель;
  • смотрят «настоящие» мультики и пытаются понять «механику» — что, как, почему и можно ли сделать иначе;
  • завели свой маленький ютьюб-канал;
  • вошли в десятку финалистов международного конкурса анимации;
  • «выросли крылья».

Зачем?

Начиная заниматься мультиками с детьми, я рассматривала это скорее как развлечение и способ направить в более или менее рациональное русло пластилиновый хаос, царивший в квартире, но получила нечто большее.

Пластилин и мультипликация — лучший учебник, который можно придумать для маленького узнавайки, и лучшая методичка для его наставника. Снимая собственный мультик, вы, помимо модного сегодня проектного мышления, осваиваете кучу смежных с мультипликацией областей. Сочинить историю, придумать героя, продумать и понять его эмоции, вылить всё содержание в некую форму (не обязательно пластилиновую: кто-то любит рисовать, кто-то без ума от лего, даже обычный песок и крупа могут пойти в ход), распределить зоны ответственности, спланировать рабочий процесс, следить за его реализацией, ошибаться, расстраиваться и исправлять — всему этому и ещё множеству других вещей мы учились вместе с детьми, получая при этом удовольствие.

Я открыла для себя огромный педагогический потенциал мультфильмов, ведь с их помощью можно изучать всё что угодно — от литературы и истории до биологии и математики! Кроме того, это непаханое поле для психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов. И самое главное — мультфильмы всегда остаются игрой и развлечением, а не нудным уроком.

Для детей постарше они открывают ещё и огромный цифровой мир компьютерной анимации, мотивируют на освоение таких «побочных» дисциплин, как монтаж и звукозапись, программирование и веб-дизайн. А уж если подростки всерьёз загорятся идеей развития собственного анимационного проекта, то подтянутся и реклама с маркетингом, а они в наше время ещё никому не помешали.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.