Рассказы — это здорово: 5 новых сборников для подростков и родителей

2 782

Рассказы — это здорово: 5 новых сборников для подростков и родителей

2 782

Переживаете, что ребёнок не читает? Или начинает читать и на середине бросает? Выход есть — рассказы. Гайдаровка выбрала 5 сборников, которые идеально подойдут детям от 10 лет: здесь пишут и про знакомые всем подросткам проблемы, и про то, что им только предстоит узнать, пережить и обсудить.

Все сборники в подборке — от издательства «Волчок», которое и началось с рассказов отечественных авторов для подростков. Почему эти издания отлично подойдут детям лет с 10? Во-первых, здесь есть картинки. Но не такие, как в детских книжках, которые подросток уже ни за что не возьмётся читать. Рисунки тут лаконичные, тон приглушённый, изображение условно. А во-вторых, малая форма прозы удобна с точки зрения читателя: почему-то не пошёл один рассказ, не бросай книжку — почитай следующий.

В сборнике есть тексты и посложнее, и попроще, есть для любителей динамичного изложения, есть яркие диалоги, есть внутренние монологи. А ещё они отлично подойдут для учителей или библиотекарей: объём позволяет прочесть и обсудить текст прямо на уроке или на встрече в библиотеке, проанализировать язык произведений, художественные приёмы, настроение. Познакомиться с рассказом, а потом порекомендовать повести полюбившихся авторов.

1. «Голос древнего моря»

Из всей серии «Рассказы Волчка» — это самый взрослый сборник. В семи рассказах из восьми герои сталкиваются со смертью (в восьмом тоже в некотором роде смерть — профессиональное выгорание учителя).

Под одной обложкой встретились авторы разных поколений. Практически уже классик Александр Дорофеев с рассказом «Царствие ему небесное». История деда — маленького человека Большой страны, написанная от лица внука. Тут смешались семейные байки, реальные воспоминания, детские фантазии. Писатель и музыкант Артём Ляхович — автор рассказа «Трепло»: рассказ-признание о страхе и невозможности примирения разных ментальностей. Жёсткое противостояние (которые не увенчалось победой героя) — талантливого молодого кларнетиста, вырвавшегося из провинциального городка на мировой уровень и пацанов, чья реальная перспектива — пьяные драки, убогий быт, а то и реальная тюрьма. Поэт и прозаик Кристина Стрельникова в рассказе «Памятник Кормящему птиц» показывает метаморфозу героини — старшеклассницы Ленки. Её раздражает и одновременно пугает парочка (она их называет «Жили-были»): немощный старик, кормящий во дворе голубей, и «разваливающаяся на глазах старушенция из восьмой квартиры». Уход старика переворачивает внутренний мир Ленки. Да что там двор, мир опустел.


2. «Ты — моя тайна»

Это время, как пишет редактор сборника, «между детской жизнью и взрослой. Героям этих рассказов ещё нравятся игры и выдумки, они не прочь похулиганить и по-прежнему привязаны к родителям. И вместе с тем уже пытаются оторваться от них, совершить первые самостоятельные поступки, взять на себя ответственность за тех, кто младше или слабей, найти себе дело всей жизни, а может быть, даже влюбиться».

Авторы рассказов — крепкие прозаики, из поколения сорокалетних, чьи книги уже отмечены на самых престижных литературных конкурсах:

  • Наталья Евдокимова — мастер лаконичной прозы с лёгким элементом абсурда. В сборник вошли четыре коротких рассказа.
  • Нина Дашевская — тонкий психолог, умеющий в практически бессюжетной истории («Ветер») показать и преодоление собственной неуверенности, и непохожесть героя на других, и промельк девочки, с которой герой и знаком толком-то не был, и присвоение пространства незнакомого города, которое начинается в подростковом возрасте.
  • Ася Кравченко — мастер динамичных историй, диалогов, сюжета. Героине рассказа «Останавливать дождь» приходится взять на себя ответственность и принять роды у собаки. Мастерство автора не только в психологически точном описании состояния героини, но и в том, как воссоздана атмосфера семьи, в которой растёт девочка, и время (действие происходит в восьмидесятые).
  • Герои Ларисы Романовской чаще всего подростки, и не важно, ходит ли он в одну из московских школ или это школа на облаке. Диалоги строгой учительницы и нерадивого ученика по сути об одном и том же.

3. «Чертополох у воды»

Самый неоднозначный в отборе рассказов и их объединении. При том, что все рассказы сильные, а темы, к которым обращаются авторы, неподъёмные. Герой рассказа Марии Ботевой «Самый короткий день» — дед в свой день рождения 22 декабря пропивает с «братьями во Христе» с горем пополам скопленные на новые джинсы деньги, теряет часы, при этом не забывает принести внучке гостинец — апельсин как символ солнцеворота и прибавления дня. Непутёвый чудик, словно шагнувший из рассказов Шукшина. Бабка, на которой дом и держится. Блаженная мамка с синяком под глазом, которую в очередной раз не принимают на работу. И внучка — вынужденно повзрослевший подросток, которая беззаветно любит свою непутёвую семью. И от этого рассказа-монолога внучки возникает безнадёга и сострадание одновременно. Этот рассказ и подростковым-то не назовёшь, вкладывая в этот термин привычный стереотип, как надо писать для подростков. Автор пишут, как дышат. А читатель волен принять или не принять текст.

Рассказ Анны Игнатовой «Чертополох у воды» оставляет множество вопросов и предполагает столько же толкований. Героиня мчит на велосипеде и сбивает выехавшего на дорогу малыша. Если это фантастика, то всё происходящее дальше, попытка повернуть время вспять и прожить день, разделивший жизнь на «до» и «поле», заново.


4. «Чуть правее сердца»

«Каждому знакомо это тепло чуть правее сердца, которое поднимается в минуты благодарности, счастья и любви. Оно не исчезает бесследно, а хранится в нас всю жизнь». И вновь «Волчок» предлагает читателям психологически сложные истории. Кто-то из подростков их будет читать, сопереживать героям или спорить с автором уже с 10-11 лет, а кто-то и взрослым человеком не воспримет эти рассказы: герои неоднозначны, что будет с ними потом, неясно, а ещё в тексте есть болезни, смерти, неприглядный образ родителей и даже геополитические узлы, завязанные ещё в царской России.


5. «Банальные истории»

«Банальные истории» — повесть в девяти новеллах с вступлением и эпилогом. Общее у всех историй — возраст главных героев: шестиклассники: мальчики и девочки, разные по характеру, жизненному опыту, степени социализации. Истории написаны в разной стилистике и по-разному структурированы.

При этом все рассказы написаны с учётом возраста читателей. Все конфликты разрешаются если не хэппи-эндом, то в формате «лайт» (в реальной жизни всё могло бы быть жёстче). Тому причина, с одной стороны, дан взгляд подростка на происходящее, с другой — педагогическая ответственность авторов.

Узнаваемая чёрно-белая графика Евгении Двоскиной органично дополняет «Банальные истории», которые на самом деле, никакие не банальные. Да, они происходят сплошь и рядом. «Но в каждом конкретном случае история всегда небанально. Потому что мы все разные. И уникальные. И живые… Всё всегда сложнее, чем кажется. И если научишься принимать мир разным, то кто-то обязательно примет и поймёт тебя. Тоже разного и тоже непохожего на других. Ваши авторы».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / LightField Studios