Коронавирус и обществознание: разбираемся по пунктам (и на ЕГЭ пригодится)
Коронавирус и обществознание: разбираемся по пунктам (и на ЕГЭ пригодится)
Да, тема коронавируса подмяла под себя все остальные темы. Но в этой ситуации есть масса интересного с социологической и антропологической точек зрения. Учитель и создатель канала «Обществознание без цензуры» Артём Русакович решил посмотреть на происходящее с нами и вокруг нас через призму своего предмета.
Происходящая в мире эпидемия коронавируса — главное событие года. Она повлияла на все сферы общественной жизни и затронула добрую половину вопросов из курса обществознании. Поэтому я решил, что будет полезно пробежаться вкратце по разным обществознанческим темам и посмотреть, как они связаны с последними новостями об эпидемии.
Всё это пригодится и при сдаче ЕГЭ (скажем, для подбора примеров в эссе или при ответах на другие вопросы второй части экзамена), и просто для более глубокого понимания курса обществознания и событий, происходящих вокруг вас.
Названия и нумерацию по всем темам я даю в том виде, в каком они указаны в официальном кодификаторе ЕГЭ — 2020.
Итак, поехали.
«1.2 Мировоззрение, его виды и формы» и «1.3 Виды знаний»
Напомню, что у нас есть несколько видов мировоззрения и познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное и др. Каждый из них предполагает свои взгляды на мир и свои методы познания этого мира. Кто-то считает, что для правильного понимания мира достаточно личного опыта и советов друзей (обыденное мировоззрение и познание), кому-то важно обращение к сверхъестественным силам (религиозное), а для кого-то главными будут результаты экспериментов и другие научные методы познания (научное).
Все эти различия мы видим и сегодня во время эпидемии. Кто-то опирается на обыденное мировоззрение, применяет те же методы лечения, что и при простуде, и ест чеснок, имбирь и лимон. Кто-то использует религиозное мировоззрение и пытается победить эпидемию при помощи молитвы и хождения в церковь, несмотря на рекомендации отказаться от массовых мероприятий. Но, к счастью, значительная часть граждан всё же отдаёт предпочтение научному мировоззрению и пытается использовать его при принятии решений. Так, например, миллионные просмотры на YouTube собирает украинский врач Евгений Комаровский, который рассказывает о результатах последних научных исследований и даёт советы о коронавирусе, опираясь на эти данные.
Ссылки по теме:
- «Глава Минздрава заявил, что чеснок, лимон и имбирь не эффективны против коронавируса»
- «Священники РПЦ продолжат службы во время эпидемии коронавируса»
- YouTube-канал Евгения Комаровского
«1.6 Потребности и интересы»
Эпидемия показала важность социальных потребностей. Люди хотят общаться с друзьями, коллегами и родственниками, и ради этого иногда даже идут на риск для жизни. Много обсуждений в соцсетях вызвали жители Москвы, которые, несмотря на запреты властей, 28 марта вышли на пикники и шашлыки в парках и других общественных местах.
Понятно, что риск для жизни многие не осознают и не считают его важным. Но без удовлетворения социальных потребностей тоже, казалось бы, можно прожить. Тем не менее, мы видим, что социальные потребности людей (т.е. нужда в общении) очень важны и иногда даже побеждают экзистенциальные потребности (т.е. нужду в безопасности). И это одно из немногих исключений из теории «пирамиды потребностей» Маслоу.
Впрочем, даже в домашних условиях сегодня можно удовлетворить социальные потребности: люди звонят и пишут друг другу, связываются через видеоконференции, пересылают друг другу видео- и аудиосообщения. В несколько раз выросло число пользователей Zoom, Skype и других подобных программ — их используются как для работы и обучения, так и просто для общения. И всё это ещё раз показывает нам важность социальных потребностей человека.
Ссылки по теме:
- «Вот вам и шашлыки: они не верили в коронавирус, а теперь ждут анализы»
- «Люди в соцсетях увидели, как россияне проводят коронавирусные каникулы. Но от такой „самоизоляции“ страшно»
- «Как Zoom стала самой важной компанией в эпоху коронавируса»
«1.9 Основные институты общества»
Эпидемия коронавируса наглядно продемонстрировала нам смысл термина «социальные институты» («общественные институты»). Напомню, что это устойчивые способы взаимодействия людей, удовлетворяющие их потребности. У меня про это был отдельный ролик на YouTube-канале (см. ниже ссылку).
Дальше будет сложная мысль, поэтому рекомендую прочитать внимательно.
Так вот, мы отчётливо увидели, что образование, наука, религия, рынок, производство, государство, суды и т. д. — это способы взаимодействия людей (т.е. социальные институты), когда их существование оказалось под угрозой. Ведь под угрозой все они оказалось именно из-за того, что люди сейчас не могут полноценно взаимодействовать: учителя не могут встретиться с учениками, священники — с верующими, продавцы — с покупателями и т. д.
К счастью, если взаимодействие удаётся наладить через интернет, то многие социальные институты всё же продолжают худо-бедно функционировать: скажем, в онлайн перешли церковные службы, обучения в школах и университетах, многие производственные и бюрократические процессы. Но если бы у нас не было такого замечательного изобретения, как интернет, возможно, многие социальные институты приостановили или прекратили своё существование.
Ссылки по теме:
- Мой ролик «Социальные институты»
- «Российский суд впервые рассмотрел дело по WhatsApp»
- «В РПЦ заявили о начале онлайн-трансляций церковных служб»
«1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»
Напомню, что культура — это все результаты и формы человеческой деятельности. В зависимости от формы воплощения культуру делят на два вида — материальную и нематериальную (духовную). Впрочем, часть образцов культуры может сочетать в себе две этих разновидности. Скажем, Эйфелева башня одновременно является и материальным объектом, который можно увидеть своими глазами и потрогать своими руками, и одновременно — нематериальным образом, который тиражируется миллионами копий и передаётся через СМИ, книги, журналы и т. д.
И поскольку во время эпидемии лучше ничего не трогать и не приходить в места скопления других любителей культуры, то всё большее значение стала приобретает нематериальная культура.
К счастью, культурные учреждения стараются удовлетворить эти возросшие духовные потребности (кстати, ещё один повод вспомнить про потребности — см. выше). Музеи и гиды предлагают виртуальные экскурсии, музыканты и стендап-комики проводят онлайн-концерты, а кино теперь все смотрят в онлайн-кинотеатрах. То есть мы видим, что люди сейчас взаимодействуют в основном с нематериальной (духовной) культурой. Но, впрочем, для знакомства с ней нам всё же нужны предметы материальной культуры (компьютеры и смартфоны).
Ссылки по теме:
- «Концерты онлайн: вирус не только не заглушил любимых исполнителей, но и дал шанс полюбить новых»
- «Искусство во время пандемии: музыка, театры и музеи ушли в онлайн»
Примерно такие наблюдения мы можем сделать в эпоху коронавируса. Поэтому рекомендую не расслабляться и внимательнее следить за новостями — сегодня можно узнать и увидеть много всего интересного и поучительного.
Продолжение следует.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Unsplash (Fusion Medical Animation)