«Отстаньте от нас»: уроки и эмоции ЕГЭ-2020 по литературе

4 136

«Отстаньте от нас»: уроки и эмоции ЕГЭ-2020 по литературе

4 136

О ЕГЭ в этом году говорили все: сами выпускники, учителя, репетиторы, родители. Много претензий звучало в адрес экспертов: неправильно проверили, занизили баллы, не согласились с апелляцией. Наш блогер Анна Козлова — она проверяла в этом году работы по литературе — рассказывает о своих впечатлениях от ЕГЭ-2020.

1. Дети устали

Во время проверки меня не покидало ощущение, что выпускники-2020 не бились за оценки. В прошлом году, читая даже не очень сильную работу, понимала: ребёнок старается, борется за оценку, чуть ли не зубами цепляется за шанс. Да, не всё в его силах, не всё знает, не всё понимает и не всё получается, но руки-то не опускает.

В этом же году казалось, что дети отписываются. «Ох, как всё надоело! Отстаньте от нас!» — читалось в их работах, хотя задания в этом году были совсем несложные. Проверяю интересную, достойную работу, жду удовольствия прочитать сочинение — а его нет. Как и нет, например, сопоставления поэтических текстов. Но почему, дружок? Ты же справился бы, всё бы получилось! И высокий балл за работу был так возможен.

Думается, не хотели, устали или им уже не нужны были эти оценки. Такой результат, на мой взгляд, совокупность всех причин: карантин, онлайн-обучение, семейные трудности, всеобщая нервозность, неизвестность сроков экзаменов и долгое их ожидание, уже выданные аттестаты и т. п.

2. Самое сложное в проверке работ — это почерк выпускников

Не знаю, что думают о работах этого года другие эксперты, как и не знаю, есть ли на свете эксперт, который может не обращать внимание на почерк. Редкий почерк не создаёт неудобств. Бывает, чрезвычайно трудно пробраться к содержанию, просто понять написанное слово. До сих пор перед глазами стоит работа с красивым почерком, наверное, девичья, потому что с завитками, но в умеренном количестве, и эти украшения не мешали чтению и не отвлекали от текста. Назову это чувством гармонии и стиля. За время проверки я насчитала чуть более десятка бланков, которые приятно было читать.

Встречались грязные, небрежные работы с почерками, которые можно было понять, и в общем потоке неразборчивых текстов эта неаккуратность часто даже не портила впечатление. Радовало, что понятно, можно прочитать.

И дело тут скорее всего не в том, что ученики не владеют каллиграфией, а в том, что мы не учим редактировать готовый текст

За всё время обучения в школе по всем предметам требование одно: быстро написать и сдать работу. Подумать ещё раз, перечитать или просто-напросто переписать — такого задания нет. Переписывание — это словно потеря времени. Сдам работу — груз экзамена свалится…и навалится на проверяющего. Но это уже не забота ученика. Может, из-за стресса или недостаточного внимания учителей забывается, что экзамен — это всегда диалог.

Мне трудно вступить с одиннадцатиклассником в диалог, принять его точку зрения или даже защитить его от себя перед самой собой, встать на его сторону, потому что я не могу прочитать написанное, как бы мне ни хотелось. И снова у меня вопросы: что это — уровень воспитанности, неуважение к эксперту-учителю и к себе самому или попытка замаскировать свои незнание и неуверенность? Многие знают, что «никогда не будет второго шанса создать первое впечатление». Взяв в руки новую работу и бросив на неё первый взгляд, я понимаю: первое впечатление создано, начинается моя битва за второй шанс для ученика.

«А может быть, небрежность и непонятный почерк — сознательная попытка скрыть орфографические ошибки?» — спросите вы. В 2020 году 26 выпускников написали на 300 баллов. Думаю, если бы в в критериях ЕГЭ по литературе, истории, обществознанию была бы оценка грамотности, то, полагаю, 300-бальников было бы меньше. И это, безусловно, понятно: грамотность проверяют только на экзамене по русскому, а другие предметы с русским никак не могут быть связаны. Значит, писать правильно, думать о запятых нет необходимости.

3. О критериях оценивания (экспертам они тоже не нравятся)

Если же вспомнить о приятных впечатлениях, то в этом году у меня не было чувства горечи, сожаления или обиды во время проверки. Наверное, всё-таки благодаря заданиям экзамена. Такие чувства возникали в прошлом году при проверке хорошей работы сразу после слабой, и, что бы ни говорили, связаны они с несовершенством критериального оценивания.

Если строго следовать предложенным критериям, часто получается, что слабая и сильная работа набирают одинаковые баллы, потому что для всех одна гребёнка. Проверяя слабую работу, эксперт должен найти что-нибудь ценное и поставить хоть минимальный балл (вытянуть хоть на минимальный балл, если честно, приятно), а при проверке хорошей работы по тем же критериям нельзя закрывать глаза на недочёты и мелкие оплошности, поэтому оценка иногда получается ниже той, которую хотелось бы поставить. В этом же году работы в большинстве своём были ровные, близкие по уровню. Может быть, поэтому и не видна была битва за оценку.


Начинается новый учебный год. Уже опубликованы демоверсии ЕГЭ-2021. А это значит, что начинается подготовка к проверочным работам и экзаменам, начинается новая битва всех со всеми. Учителя будут просить прочитать, дети будут сдавать экзамены, эксперты оценивать. И пусть работы будут написаны без ошибок аккуратным приятным почерком по произведениям, которые читались с удовольствием, и будут проверены с симпатией к их авторам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Unsplash / Clay Banks