Почему воспитанию невозможно научиться

«Каковы сами, таковы и сани»

Почему воспитанию невозможно научиться

«Каковы сами, таковы и сани»
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»

Кто-то воспитывает детей так, что до пяти лет разрешает им всё (как в Японии). Кто-то контролирует каждый шаг на детской площадке («Ты же сейчас упадёшь!»). А кто-то ещё до рождения ребёнка скупает целую библиотеку книг по воспитанию. Александр Чудов уверен, что воспитание — это не наука, и ему невозможно обучиться.

Рассказывают, что дети любили Аркадия Гайдара за то, что он разговаривал с ними как со взрослыми, как с равными. И не только разговаривал, но и относился к ним соответственно.

Сейчас много толкуют о воспитании. Это хорошо, что толкуют. Я же здесь, в лесу, подумал вот о чём. Часто слышу, что к ребёнку (как и к подростку) нужен особый подход, особые отношения, особое жизненное поведение. Вроде бы надо прилаживаться к нему, вести себя при нём так, а без него эдак. Вроде бы воспитание — трудная, кропотливая работа, которой можно и нужно учиться.

Не вижу никакой разницы в отношении к ребёнку и к взрослому. Как люди могут быть разными — хам ли, неврастеник, эгоист, лицемер или чуткий, добрый, честный — так и дети. Дети — это маленькие взрослые. Разница тут только в размере обуви и опыта.

Говорят про индивидуальный подход. Мол, то, что применимо к одному, недопустимо к другому. А разве в отношении ко взрослым дело обстоит иначе?

Курсы домоводства, кройки и шитья и воспитание детей. Разве этому можно научиться? Разве учатся человеколюбию или чуткости?

Или это дрессировка животных? Хотя и там — по дрессировщику медведь.

В отличие от образования, воспитание — не профессия, а постоянная, естественная передача своей внутренней сути другому человеку, побуждение его к самовоспитанию по хорошему или, увы, дурному образцу.

Высоконравственные родители, не оканчивая курсов, воспитывали высоконравственных личностей. Вдумайтесь в старые пословицы, их мудрость не тускнеет: «Каковы сами, таковы и сани», «Яблоко от яблони недалеко падает». Тут добавлю: «С яблони груша не свалится». Увидев под ногами грушу, я не поднимая головы определю — какое дерево плод уронило.

При всей генетической предопределённости я всё же не верю, чтобы один сын у родителей был Дантес, а другой — Пушкин. Или один — угрюмый палач, а другой — добрый сказочник.

И ещё. Нынче если кто в космос взлетел или погиб при пожаре, спасая чужого ребёнка, — ищут его воспитателей, на телевидение приглашают. Правильно, велика их заслуга в создании героя и человека высокой чести. Но я бы искал воспитателей и приглашал их также в народный суд, чтоб дали ответ: почему стоит за барьером ничтожный склочник, подлец, жулик.