От феминизма к проблемам малых народов. Красивое, но бестолковое «Холодное сердце — 2»
От феминизма к проблемам малых народов. Красивое, но бестолковое «Холодное сердце — 2»

От феминизма к проблемам малых народов. Красивое, но бестолковое «Холодное сердце — 2»

Наталия Эфендиева

4

28.11.2019

Фрагмент постера мультфильма «Холодное сердце 2». Disney, 2019 год

В 2013 году первая часть мультфильма «Холодное сердце» выиграл две премии «Оскар», а до этого стал самым кассовым анимационным фильмом в истории. А вот вторая часть явно недотягивает до первой.

Обычно паузу между удачным в прокате первым фильмом и следующим делают покороче, чтобы не забылся успех. Сиквел «Холодного сердца», конечно, был неотвратим, но ждать его пришлось целых шесть лет. Только в 2015-м исполнительный продюсер мультфильма Джон Лассетер объявил, что продолжению быть.

Чтобы одна часть зрительской аудитории не забыла своих любимцев, а другая часть сменила статус «потенциальная» на «активная», в 2015-м вышла короткометражка «Холодное торжество», а в 2017-м — «Олаф и холодное приключение». За это время в Америке случились события разного масштаба, главные из которых — движения #MeToo и Timeʼs Up, чьи результаты проигнорировать было бы решительно невозможно. Тем более что Лассетера обвинили в непристойном поведении в отношении сотрудников, и Pixar контракт с ним не продлила. Фигурант горевал, правда, недолго — в январе этого года он стал главой анимационного подразделения Skydance Media.

Если бы вторая часть вышла парой-тройкой лет раньше, возможно, это была бы другая история. Но «Холодное сердце — 2» снимали без одного из основателей знаменитой студии. Disney ещё в самом конце 1980-х — начале 1990-х продемонстрировала быстроту реакции на общественные настроения. С небольшой разницей во времени студия выпустила «Русалочку» (1989), «Красавицу и чудовища» (1991) и «Аладдина» (1992).

Затем, уже с большим интервалом, появились Мег («Геркулес», 1997), Тиана («Принцесса и лягушка», 2009) и Рапунцель («Рапунцель», 2010). Героини разительно отличались от своих предшественниц, мечтавших встретить прекрасного принца и этим удовлетвориться.

Замуж новые диснеевские девушки стремились менее охотно, зато жаждали познавать, путешествовать, открывать мир и оказывались чрезвычайно деятельными

Пассивное ожидание, что всё устроится само собой, сменила активная жизненная позиция. Образ складывался от сказки к сказке, открывая новые грани и возможности в характере коллективной диснеевской героини. Принцесса Эльза из «Холодного сердца» стала одной из вершин этой эволюции, попутно приобретя статус фемиконы.

Кадр из мультфильма «Холодное сердце — 2». Disney, 2019 год

Сумасшедший зрительский успех первого «Холодного сердца» (даже «Зверополис» не сумел превзойти его результат), разумеется, был подготовлен — предыдущими анимационными работами. Белокурая Эльза проявляет не просто смелость в поступках, она действует, сверяясь прежде всего с самой собой.

Пробыв в заточении почти всё детство и отрочество (так педагогически изощрённо родители пытались защитить младшую дочь Анну), волею трагических обстоятельств девушка становится королевой Эренделла. Напряжение, столько лет копившееся внутри, прорывается на церемонии, что страшно пугает всех, включая сестру. Наделённая магическим даром управлять льдами и снегами, Эльза пока не в состоянии его контролировать, да и не у кого и негде этому было научиться. Но покидает она дворец не в качестве акта самопожертвования, а потому что не желает соответствовать известным правилам.

Ледяной дворец, который под песню «Let it go» возводит взмахами рук свежекоронованная королева, то есть личное пространство, куда никто не смеет войти без разрешения хозяйки. А если посмеет, закончит как сателлиты герцога Варавского.

Образом главной героини новшества «Сердца» не исчерпывались. Превратившуюся в ледяную статую принцессу Анну спасает поцелуй, но не увальня Кристофа, а сестры. Схожий приём годом позже использовался в первой «Малефисенте»: только там героиню избавляла от гибели не сестра, а приёмная мать. Мужские персонажи — Ханс и Кристоф — здесь чаще ведомы и, недолго попрепиравшись, всё-таки следуют за девушками. Ещё один сюжетный перевёртыш связан как раз с Хансом — прекрасный принц на поверку оказывается не таким уж прекрасным. Подвох, конечно, начинаешь подозревать чуть не с момента его знакомства с Анной, но в душе надеешься на знакомый с детства исход.

Кадр из мультфильма «Холодное сердце — 2». Disney, 2019 год

Однако режиссёры и сценаристы Дженнифер Ли и Крис Бак, сочинив такую незаурядную героиню, как Эльза, кажется, не смогли толком придумать, что же с ней делать дальше. Да и со всем остальным тоже.

«Холодное сердце — 2» по-прежнему прекрасно визуально: зачарованный лес и зелёный Эренделл, горные пейзажи и ледяные пещеры, окрашенные в сдержанные тона, радуют глаз. Эльза и Анна, как и в первой части, стоят друг за друга горой. Они так же энергичны и целеустремленны (старшая даже чересчур), отважны и несгибаемы.

Разгадка семейной тайны, которую сёстрам придётся совершить по ходу сюжета, кого-то другого могла бы сломать, но не их. Они вновь не желают подчиняться обстоятельствам, проявляют недюжинную смекалку и восстанавливают мир в королевстве — хочется надеяться, навсегда.

Кадр из мультфильма «Холодное сердце — 2». Disney, 2019 год

Снеговичок Олаф сохраняет очарование и непосредственность, и самые смешные реплики достаются, конечно же, ему. Зато Кристоф окончательно раскисает от любви и безропотно сопровождает Анну, время от времени предпринимая попытки сделать ей предложение. Если в первой части сюжет был чётко организован, темы ясно обозначены, а мотивы персонажей внятно прописаны, то во второй все компоненты выглядят сделанными наспех.

Высота под названием «феминизм» уже успешно взята, поэтому вводятся актуальные мотивы насильственного захвата земель и геноцида малых народов. И снова вспоминается «Малефисента», только теперь за номером два. Однако трагическая тональность «Холодного сердца — 2» немедленно сменяется на романтическую (мультфильм всё-таки детский), а с неё переходит на победную. В том, что оно выиграет в прокатной гонке, нет никаких сомнений. Вполне возможно, что студия планирует снять и третью часть. Но в таком случае создателям придётся сильнее напрячь фантазию, дабы придумать более занятные ходы и приёмы.

Фрагмент постера мультфильма «Холодное сердце 2». Disney, 2019 год
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(4)
Татьяна Коврижина
Божечки, сколько токса и желчи в этой статье. Это что, объективная критика? Это анализ и разбор мультфильма? Нет! Это субъективное мнение какого-то злого человека, ненавидящего Дисней, феминизм и все популярные современные течения. Фу.
Лёва Нагапетян
Татьяна Коврижина
Согласен)
Роман Смышляев
Да всё правильно автор пишет. Ок, женщины опять спасают мир, но из мужиков-то зачем таких тряпок делать? Смотреть противно.
Кстати, фемки ещё и недовольны остались мультом. Мда… слов нет
Полина Юмашина
Анну, превратившуюся в ледяную статую, спас вообще не поцелуй. В этом-то и прелесть этого мультика: взгляд на «знак истинной любви, который растопит холод в сердце» тут максимально необычный и, на мой взгляд, самый здравый. Холод в сердце Анны растопило ЕЕ ЖЕ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. То есть она сама проявила знак любви, а не тупо его получила, как в старых сказках. У Анны был выбор: она могла добраться до Кристоффа, получить от него поцелуй, от которого, как она думала, проклятье спадет, но Ханс в это время убьет ее сестру, или же она могла спасти сестру, но погибнуть. Анна выбрала второе. И именно это ее саму и спасло.