«А что я там забыл?» Почему наши дети не хотят ходить в музеи и как это исправить
«А что я там забыл?» Почему наши дети не хотят ходить в музеи и как это исправить
«А что я там забыл?» Почему наши дети не хотят ходить в музеи и как это исправить

«А что я там забыл?» Почему наши дети не хотят ходить в музеи и как это исправить

От редакции

6

25.07.2024

«Да там скучно!», «А зачем мне это?», «Я ненавижу экскурсии» — увы, это вполне обычные аргументы современных детей и подростков, которых мы пытаемся затащить в музей. Почему они не хотят туда идти и стоит ли вообще их «тащить»? Вместе с программой «Играй в Москву» мы поговорили об этом с музейными работниками.

«Не подменяйте интересы ребенка собственными»

Анна Храброва, заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики

Начнем с основного: необходимо понять, а что же вообще интересно вашему ребенку. Природа? Космос? Динозавры? Древний Египет? Полученный ответ — ключ к поиску того музея, который станет стартом для изучения мира искусства и культуры. Если же поступит ответ «ничего» или «не знаю», не спешите расстраиваться и не останавливайтесь на чтении наших рекомендаций. Практика показывает, что детей, которые не интересуются ничем, просто не бывает. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите, чем он занимается в свободное время. Поступки станут красноречивее слов.

Интересы выявлены. Следующий шаг — узнать, о чем в предполагаемой области хотелось бы узнать больше. Что пока остается самым непонятным для ребенка, самым загадочным? Ответы на какие вопросы хотелось бы получить? Что волнует больше всего?

Познакомить ребенка с самим понятием музея — наша третья задача. Необходимо рассказать, что ответы на многие вопросы содержатся в настоящих хранилищах многовековой истории человечества, попасть в которые может любой желающий.

Готовимся к походу в выбранный музей. Главное — не подменяйте интересы ребенка собственными. Если мы хотим привлечь в музей ребенка, то и выбирать нужно то, что интересно ему или ей (даже в том случае, если вас лично эта тема совершенно не интересует). Но что может быть хуже, чем родитель, который на глазах у ребенка проявляет абсолютное безразличие к тому, что его так живо интересует? Станьте для ребенка проводником в мир того, что ему действительно важно. Так вы не только прекрасно проведете время вместе и укрепите внутреннюю эмоциональную связь, но и сами удивитесь тому, как иногда занимательно может быть изучение космических просторов или же флоры и фауны мезозойской эры.

Подготовка может быть поделена на несколько пунктов.

  • Готовимся сами: изучаем правила приема посетителей выбранного для посещения музея, изучаем систему льгот при необходимости, выстраиваем маршрут.
  • Готовим ребенка: показываем познавательные видеоролики, читаем книги, изучаем правила поведения в музее, рассказываем, кто в музее работает и для чего. Проговариваем заранее все нормы: в наших интересах сделать посещение комфортным, но не перенасыщенным, не утомительным. Можно заранее узнать, какие экспонаты в музее есть, построить свой собственный, уникальный маршрут путешествия.

Идем в музей! Следуем либо заранее составленному маршруту, либо изучаем экспозицию на месте. Можно взять с собой блокнот и письменные принадлежности для составления «путевых заметок»: что увидели? о чем узнали? получили ли ответы на те вопросы, которые установили до этого? что так и осталось не до конца понятным?

Спланируйте время перекуса и отдыха. И помните о том, что в наших интересах — насыщенный, но не перенасыщенный день в музее.

Уже после посещения музея спустя некоторое время можно предложить создать собственный мини-музей на любую тему дома. Экспонатами могут быть игрушки, фотографии, картинки, даже фантики от конфет. Главное — позволить ребенку проявить самостоятельность, творческое начало. Возможно, уже сейчас в вашей семье растет будущий старший научный сотрудник?

Фото: Музей Космонавтики

«Духовная пища — это хорошо, но не в тот момент, когда ты голоден»

Ксения Леденёва, руководитель отдела по работе с аудиторией, и Алина Трифонова, менеджер по работе с аудиторией Музея криптографии

Когда мы начали проектировать музей криптографии, мы делали ставку на подростков. Считали, что если такую сложную аудиторию привлечем, то и до остальной дотянемся. Провели предпроектные исследования — поговорили с ребятами про их опыт посещения музеев и про их ожидания от музея криптографии.

Что мы выяснили на фокус-группе (ответы ребят):

  • Не приходит в голову пойти в такой музей. Если что-то интересно, то загуглю, но в музей за этим не пойду.
  • Нас возят в музеи, чтобы там не заинтересовать.
  • Посещение музея никак не влияет на твою жизнь, выходишь «как чистый лист».

Результаты исследования стали настоящим вызовом для команды проекта. Нам предстояло придумать, как сделать экспозицию про криптографию такой, чтобы она могла конкурировать с интернетом, чтобы она давала разнообразный опыт и ты не выходил из нее «как чистый лист», чтобы твой друг позвал тебя именно в этот музей, а не в кино, например, а еще чтобы содержание подходило самой разной аудитории — и по возрасту, и по интересам, и по профессиональному бэкграунду и так далее.

В итоге содержание у нас получилось очень насыщенное и многослойное — там и про древних греков, и про «Энигму», и про то, как самому шифровать свою почту и каким мессенджером безопасно пользоваться, и про эллиптические кривые. А интерактивные инсталляции и симуляторы позволяют примерить на себя роль настоящих шифровальщиков.

Сейчас в музей приезжают и школьные группы, и семьи с детьми, а самое главное — подростки приходят сами, как правило, в компании друзей. Наблюдая за этим посещением, мы всё больше убеждаемся: не нужно «приводить» ребенка в музей, пусть он сам «захочет прийти», а потом приведет за собой свою семью и друзей.

6 находок, которые нравятся подросткам в Музее криптографии

  • Вендинговый автомат. Духовная пища — это хорошо, но не в тот момент, когда ты голоден. Перед походом в экспозицию ребята бегут в кафе выпить кофе или опустошают автомат со снеками — со своей стороны очень поддерживаем! В нашем музее залов много, контента много — сил должно быть много.
  • Локации для селфи. Классные локации для фото нравятся вообще всем, не только детям. Мы радуемся, когда посетители придумывают неожиданные ракурсы в экспозиции и делятся фото в социальных сетях (кстати, именно так в первый год работы о музее узнавало большинство посетителей — по чужим фото).
  • Тактильность. Сейчас речь пойдет не только про интерактивы или тактильные модели, которых хватает в экспозиции. У нас любые декоративные элементы инсталляций обладают особой притягательностью: стена из клавиатур и компьютерных мышек, запчасти разобранных телефонов и радио, пластиковая собачка, любые кнопки, экраны старых телевизоров.
  • Предметы на память. Распространенная практика в музеях — дать посетителям что-то на память. У нас можно забрать памятные сувениры из самой экспозиции: открытку от художника Арама Бартола, свое распечатанное фото из цепочки блокчейна или бланки для шифрования, чтобы замучить всех дома секретными посланиями.
  • Популярный контент, игры, квесты. И в нашем исследовании, и на практике мы видим, что интересом пользуются темы, связанные с нашей повседневной жизнью, и привычные форматы: истории про хакеров, комиксы, компьютерные игры. У нас можно прям челленджи устраивать для себя: разгадать как можно больше головоломок или сделать это на скорость. Ребятам нравятся квесты — они позволяют исследовать экспозицию самостоятельно и при этом не потеряться в море контента. Хотим теперь выпускать как можно больше таких штук.
  • Возможность побегать. Не можем сказать, что сотрудникам музея легко дается эта модель посещения, особенно когда она граничит с «разгромом» экспозиции. Поэтому всё же призываем к здравому смыслу и компромиссам: у нас также можно болтать и смеяться с друзьями, сидеть на полу, медитировать или просто бесцельно шататься. Начать посещение музея можно с этих вещей, а когда знакомство состоится, перейти и на содержание.
Фото: Музей криптографии

Фото на обложке: Мел

Реклама. Рекламодатель АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», LjN8KaZkq

что скрывает арктика?
Комментарии(6)
Недоумевала, когда вышла из пустого (в мае) Эрмитажа. А ребёнок счастлив был уже выйти)))) И так со всеми музеями, кроме планетария и музея мозга например. Вот у вас прикладные экскурсии, есть раздолье детям. Всему своё время, тем более истории чего-либо.
Может в мае он и пустой, хотя вообще странно. Жила в Питере больше года и ни разу не видела пустого Эрмитажа)))) Очередь с улицы стоит. Вы сами часто в музеи ходите? Или только для галочки: съездили — побывали. Ну или чтобы ребенка приобщить
В Москве насчитывается более 440 частных и государственных музеев и их филиалов. А при всем обилии музеев вспоминаю Казимира Малевича. Он знаменит не только Черным квадратом, а ещё и мечтой, чтобы искусство вышло из музеев на улицы. Хотите увидеть его мечту? Выйдите у метро Дмитровская и пройдите к Хлебзаводу № 9. Дети будут в восторге не меньше, чем от посещения любого музея. Потом пройдите на площадку бывшего завода ФЛАКОН.
В статье хорошо сказано про музей криптографии. Знаком с музеем. Но меня расстроило отсутствие в нем знаменитых советских криптографов. Понятно, в СССР был запрет на это. А сейчас? Кто знает о первом переводе американского издания по истории криптографии? Книгу купили в книжном магазине США, а перевод этой книги у нас получил гриф «секретно». А кто знает о полиглоте Германе Фролове, который написал первую книгу на русском языке по истории криптографии? А ещё и издал, хотя издатели боялись суда за раскрытие тайны крипто. Фролов был смелее работников музея? Конечно, музей интересен для подростков, но хотелось бы, чтобы он порождал гордость за успехи соотечественников. А после посещения музея остается впечатление, что в нашей стране не было знаменитых криптографов, хотя переписку немцев в годы войны мы читали успешнее других, а англичан и американцев читали даже после войны. Или история криптографии остаётся за 7-мью печатями? А тогда наши подростки будут думать, что в России не было и не будет талантливых криптографов.
Все идёт от родителей, в том числе и отношение к музеям. Если мама готова часами бегать по бутикам, а в музее была последний (и, видимо, единственный) раз в раннем школьном детстве, откуда же у ребёнка возьмётся тяга к изучению истории и культуры? Если только из чувства противоречия… 🤣 Это пример из жизни, причём мама — москвичка. А папе пофиг, была бы музыка в наушниках. Можно оправдать тех родителей, которые живут вдали от благ цивилизации, но и они часто стараются, читают книги, смотрят с детьми передачи, записи в интернете. Вот такие невеселые жизненные наблюдения.