Что за курсы Микки-Мауса? 5 эпонимов, о которых вы не подозревали
Эпонимы — устойчивые словосочетания, которые включают в себя чьи-то имена и фамилии. Мы впервые знакомимся с ними в школе: теорема Пифагора, потемкинские деревни, таблица Менделеева, закон Ома. Оказывается, таких выражений очень много. О нескольких из них рассказал наш блогер Вадим Мелешко.
1. Феномен Яниса
«Вместе мы сила!» — эту мантру любят повторять на групповых тренингах и занятиях по сплочению командного духа. Конечно, чувство локтя, ощущение надежного тыла и уверенность в соратниках по общему делу очень важны. Но тут есть один деликатный момент, о котором стоит помнить.
Когда речь идет о групповом принятии решений, очень часто проявляется так называемый «феномен Яниса», который сводится к необоснованному оптимизму, построенному на иллюзии неуязвимости членов группы, коллективному навязыванию каждому отдельно взятому ее члену норм поведения, побуждающих игнорировать моральные последствия принимаемых решений.
Например, когда в компании решается вопрос о том, потянет ли она тот или иной проект, этот феномен наблюдается в полной красе. Он может выглядеть как всплеск шапкозакидательства, мол, «еще как потянем, мы на все способны, нам море по колено!». А того, кто осторожно выскажет что-нибудь трезво-скептическое, тут же обвинят в отступлении от генеральной линии, предательстве команды и трусости: «Ты, что, не веришь в нашу победу?»
Ирвинг Лестер Янис/Дженис — американский психолог-исследователь, один из наиболее цитируемых психологов ХХ века. Во время Второй мировой войны служил в армии США, где проводил исследования морального духа военных. В 1947 году стал преподавателем факультета психологии Йельского университета, где проработал почти 40 лет.
2. Эффект Рингельмана
Знакомо ли вам чувство, когда начальник вызывает вас к себе и дает задание, которое надо сделать к такому-то сроку? Не Иванова, а вот именно вас. И с этого момента груз ответственности висит над вашей головой подобно дамоклову мечу. И приходится работать в поте лица, иначе накажут!
Зато когда кто-то важный приходит в ваш дружный коллектив, состоящий из 56 человек, и говорит, что начальство поставило перед компанией цель — достичь к такому-то сроку таких-то показателей — вы совершенно спокойны. Ведь ответственность лежит не на вас конкретно, а на всех. Следовательно, и делать что-то можно спокойно и без надрыва. Правда, отдача будет меньше, чем в первом случае, но нам-то какое дело?
Это и есть эффект Рингельмана (или эффект социальной лени), который трактуется в словарях как «снижение личной продуктивности отдельных членов группы по мере роста ее численности». А наблюдать его можно где угодно, в любом коллективе. Например, если на субботнике вы несете тяжеленное бревно, то совершенно ясно, что рваться вам помочь изо всех сил не будет ни один из несущих, потому что у каждого в подсознании присутствует мысль: «Я всего лишь один из нескольких и уж точно не самый сильный, поэтому мои усилия не являются решающими».
Для подтверждения этого эффекта был проведен довольно любопытный эксперимент. Веревку прикрепили к динамометру и попросили испытуемого потянуть за ее конец изо всех сил. После этого, записав показатель динамометра, подключили к делу еще одного человека. Оказалось, что совокупная тяга этих двух испытуемых упала в среднем на 7%. Когда же в деле приняли участие трое, потеря тяги составила уже 15%. По мере подключения все новых и новых участников эксперимента тяга продолжала падать. А когда веревку тянули 8 человек, производительность их труда сократилась до 51%. Вот такие они, «коллективные успехи».
Максимилиан Рингельман — французский профессор сельскохозяйственного машиностроения и инженер-агроном. Известен как автор разработок в области сельскохозяйственной техники и истории развития этого вопроса с древних времен. Также изобрел шкалу Рингельмана, которую до сих пор используют для определения степени задымленности. Для этого служат дымовые карты Рингельмана, по которым проверяется прозрачность воздуха (на глаз).
3. Синдром Аполлона
В психологии этим эпонимом называют ситуацию, когда умные люди, собираясь вместе, часто оказываются максимально неэффективны. Как говорится, вопреки здравому смыслу, который диктует обратное.
При чем же тут древнегреческий бог? Оказывается, дело в том, что данный феномен был отмечен при подготовке команды для полета на корабле «Аполлон» к Луне. NASA подошло к делу очень серьезно и ответственно, решив отобрать лучших из лучших. Но когда их собрали вместе и попытались сплотить, моделируя ситуацию длительных перелетов и долгого нахождения в тесной компании, выяснилось неожиданное — люди, каждый из которых отличался выдающимся аналитическим умом и высокими общими показателями интеллекта, стали работать недостаточно эффективно. Точнее, все хуже и хуже. Настолько, что после нескольких месяцев их бесплодной активности было решено пригласить консультантов, потому что команда практически развалилась.
Оказалось, что астронавты были слишком хороши для поставленной задачи. То есть в земных условиях они демонстрируют высочайшую степень ответственности, подходя к любому делу добросовестно, но при этом как истинные мегаайкьюшники проявляют высокие критические способности. Если в команде всего один такой экземпляр, это нормально, он прекрасно выполняет свою роль. Но когда их много (или когда они такие все), работать становится невозможно — команда тратит слишком много времени на споры и дискуссии. В итоге люди начинают избегать прямой конфронтации и разбредаются по углам, чтобы делать то, что они считают единственно правильным.
Чтобы «вылечить» синдром Аполлона (он пишется почему-то именно так, без кавычек), психологи посоветовали просто убрать из проекта пару самых токсичных и непримиримых участников, заменив их на более послушных и смиренных. И все наладилось.
Аполлон — древнегреческий бог, сын Зевса и Латоны (Лето), брат богини охоты Артемиды, отец бога врачевания Асклепия и певца Орфея. Покровитель искусств, переселенцев, муз, предсказатель будущего, врачеватель, олицетворение мужской красоты, один из наиболее почитаемых античных богов. Неудивительно, что американцы назвали корабль в честь него. Почему бы и нет!
4. Метод Уолта Диснея
Так называется методика креативности, которая реализуется в форме ролевой игры. Ее участники рассматривают поставленную задачу с трех точек зрения: творческой, реалистичной и критической. Соответственно, им предлагается проявить себя в одной из следующих ролей — мечтателя, реалиста и критика. Все три категории игроков объединены главной целью — решить ту или иную задачу, предложить те или иные изменения, призванные повысить продуктивность, эффективность, производительность. Причем это может касаться чего угодно — от бизнеса и досуга до личной жизни и политики.
- Мечтатель — творческий человек, энтузиаст, который предлагает разнообразные, даже нереальные, варианты решения проблемы. Его задача — фонтанировать любыми идеями, даже самыми фантастическими — главное, чтобы они были направлены на решение поставленной задачи.
- Реалист — человек, который отфильтровывает предложенное мечтателем с точки зрения трезвой и прагматичной позиции, предлагает идеи по структурированию и планированию работы, а также определяет, какие шаги нужны для реализации решений проблемы. Из всего разнообразия идей он выбирает самые, на его взгляд, убедительные и интересные.
- Критик же сосредоточен на том, чтобы поставить под сомнение выбор реалиста, найти ошибки в предложенном, указать на слабые места в предложениях мечтателя. Его задача — по возможности отстраниться от проекта, взглянув на него с точки зрения потребительской аудитории или клиентов.
В процессе игры люди время от времени меняются ролями, не отходя тем не менее от цели. И так — до победного конца, пока не будет найдено оптимальное решение, которое устроит всех. В более усовершенствованном варианте помимо трех указанных ролей есть еще и четвертая — нейтральный наблюдатель, или эксперт. Именно с позиции нейтрального описания и постановки задачи можно начать игру, а потом также ее и закончить. А придумал эту методику, как вы догадались, тот самый Дисней.
Уолтер Элайас Дисней — американский предприниматель, мультипликатор, кинорежиссер, актер, продюсер, основатель мультимедийной империи The Walt Disney Company, создатель первого в истории кинематографа звукового и музыкального мультфильмов. Обладатель 26-ти «Оскаров» и других многочисленных наград.
5. Курсы Микки-Мауса
Оборот «филькина грамота» (тоже эпоним, кстати!) возник еще во времена правления Ивана Грозного, который именно так презрительно называл письма митрополита Московского и всея Руси Филиппа II. Сегодня этим словосочетанием мы обозначаем любой «невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ». Например, диплом об окончании интернет-курсов или сертификат о прохождении интернет-аттестации.
Но это у нас. Оказывается, в англоязычных странах существует более прогрессивный и современный оборот. Он особенно актуален сегодня, в условиях наличия огромного количества интернет-предложений для всех и каждого, когда людям предлагают в кратчайшие сроки и по очень доступной цене пройти обучение по той или иной специальности, повысить квалификацию, поднять уровень компетентности, «прокачать скиллы».
У британцев это называется курсами Микки-Мауса (а также ученой степенью Микки-Мауса или птичьими курсами). С намеком на чисто мультяшечный эффект «р-р-раз — и готово». Этот эпоним применяется для обозначения низкопробного образования, получаемого дистанционно, когда человеку внушают, что ходить в вуз 5 лет, посещать лекции, выступать на семинарах, выполнять лабораторные работы в XXI веке могут только лохи, а настоящие спецы все полезное вполне могут узнать из сети буквально за несколько недель.
Любопытно, что в лексиконе британских футбольных фанатов есть нечто подобное — Кубок Микки-Мауса. Этим презрительным выражением они описывают маловажный и непрестижный футбольный трофей, который завоевывает какая-либо команда. Выражение может носить как уничижительный и даже оскорбительный оттенок, так и шутливую окраску.
Микки-Маус — мультипликационный персонаж, один из символов компании The Walt Disney Company и американской поп-культуры в целом, антропоморфный мышонок. Впервые появился на экране 18 ноября 1928 года в мультфильме «Пароходик Вилли». По другим сведениям, он уже фигурировал в небольшом немом мультфильме «Безумный самолет», который вышел 15 мая того же года.
Кому интересно больше — добро пожаловать на канал Эпонимы и Мы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: ilikeyellow / Shutterstock / Fotodom