Давайте перестанем «менять кровати». Почему киберспорт в школах обречён
Блоги07.09.2020

Давайте перестанем «менять кровати». Почему киберспорт в школах обречён

Споры о том, нужен ли в школе киберспорт, ведутся давно. Кто-то говорит, что детей и так от компьютеров не оттащить, так они ещё и на уроках будут в игры играть, кто-то уверен, что за киберспортом будущее. Наш блогер Дима Фурманов считает, что все эти диалоги просто отвлекают внимание от более важных проблем.

Вы наверняка часто встречали фейковую цитату Салтыкова-Щедрина: «Если начинают говорить о патриотизме, значит, сильно проворовались». Последние годы у меня возникает ощущение, что в образовании отсутствие продуктивной деятельности прикрывают вниманием к киберспорту. Сперва разберёмся в недавних событиях. Сначала новый детский омбудсмен столицы Ольга Ярославская заявила, что на ОБЖ надо рассказывать как опасно в интернете. Это действительно важно, я сам писал на эту тему курс лекций для школьников, они не очень во всем этом ориентируются. Вроде бы классная идея. Но в этом же заявлении, сразу после безопасности в интернете, она говорит про запрет снюса (да, это зло) и вейпов.

Далее начинается вообще праздник: «Многие негативно относятся к киберспорту. Но дети и без нас зависают [в компьютере], поэтому мы должны научить ребят правильно пользоваться этим инструментом. Если человек хочет свою игроманию перевести в спорт, его надо научить этому пути». Вам не кажется, что у чиновников в голове каша? Для тех, кто не в курсе, рассказываю кратко: киберспорт — это спорт высоких достижений в мире компьютерных игр. Соревнования, тренировки — всё серьезно. Игромания наряду с лудоманией находится в МКБ. Это заболевание, его надо лечить. Это совсем другое.

А теперь давайте вспомним об инициативе ввести в школах занятия по кибеспорту. Опять мы видим предложение «за всё хорошее и против всего плохого». В мире есть киберспортивные факультеты. Передовой опыт. У всех есть, пусть и у нас будет. Но в перечне помимо игр, которым место в образовательном процессе (Codingame, Minecraft), но которые не являются киберспортивными, есть абсолютно странные истории. Например, World of Tanks, в котором разработчики прикрыли киберспортивную составляющую уже давно.

Фактчекинг? Зачем. Пока мы получаем дистилированный популизм

Вообще, я тут сравнил киберспорт со спортом высоких достижений. А как же настоящие спортсмены? Что думают они? Например, наша великая (без сарказма) олимпийская чемпионка Елена Исинбаева: «Есть огромная проблема, захватывающая наших подростков, — это занятие киберспортом. Сегодня дети выходят во двор — с планшетами, телефонами. Они все в этом кибер-кибер-кибер. Если мы не примем меры по развитию уличных видов спорта, то столкнёмся с большими проблемами». Да, Елена Исинбаева не заседает в Думе, не принимает законопроекты, но к её мнению прислушиваются. Опять «за всё хорошее против всего плохого». Дети не занимаются же спортом явно не от того, что их от гаджетов не оттащить. Там другие причины. И да, киберспорт — это всё-таки не про мобильники и гаджеты, это даже не про ноутбуки. Киберспорт — он про стационарные компьютеры.

Ну, казалось бы, не нравится это кому-то из великих и прославленных. Зачем на этом делать акцент?

Что думают те, кто законы принимает? То есть, министерство? И вот тут впервые мы встречаем удивительно здравую аргументацию. Оказывается, киберспорт в школе не рекомендован не потому что это чушь, а потому что дети перегружены. Правда, приплели опять ни к селу ни к городу геймификацию, которая немного не об этом. Геймификация она про вовлечение в образовательный процесс методами, характерными больше для игр, в том числе — компьютерных. Это введение в урок командности, соревновательности, достижений-«ачивок» и т. д. Но мы видим геймификацию в «посадить детей играть в компьютер», а её там и близко нет.

Ну а теперь вишенка на торте: наш президент заявил, что запрещать — это вредно. Президент говорит, мол, давайте развивать, чтоб мы были везде представлены. Но, господа, киберспорт нельзя поставить на СДЮШОРовские рельсы. Это не хоккей, где вот мы играем с 4 лет, вот мы взрослеем, переходим из детей в юниоры, затем в молодежь, а потом мы взрослые спортсмены. Некоторые киберспортивные дисциплины умирают достаточно быстро.

Ведь киберспорт во многом является одним из направлений для заработка разработчика конкретной игры. Это пиар, раскрутка

Да и бог с ними, с разработчиками. Мы так много говорим про киберспорт (и всякую инновационность), но забываем об элементарном. Во многих школах нет не просто компьютеров, которые потянут эти игры. В школах нет широкополосного интернета, да даже туалета нормального нет, в конце концов. И педагогические кадры — ещё тот вопрос. Не повесят же это на бедных информатиков (которые не везде молоды и понимают, что это такое).

Поэтому давайте перестанем «менять кровати» и оставим киберспорт детям и стримерам, они разберутся. А лучше наведём порядок в основной образовательной программе. А то там сейчас лихие девяностые.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Parilov

Читайте также
Комментарии(1)
Выделяю цитату: «Геймификация она про вовлечение в образовательный процесс методами, характерными больше для игр, в том числе — компьютерных». Игра в образовательном процессе — это не спорт, а обучение. Эмоции становятся одним из существенных факторов для успеха в жизни (https://trends.rbc.ru/trends/education/5f4e3a549a79476161ae5b86). Это особенно важно для тех, кто будет не наемным работником, а фрилансером. Мир отреагировал на это тем, что идет рост игровых технологий в процессе обучения ($200 млрд — объем глобального рынка онлайн-обучения в 2019 году). Это программы, где совмещены эмоции и знания. Это совмещение становится основой образования во всем мире. Лишь в России полно противников игровых технологий для обучения. Противники не знакомы с онлайн-обучением, но знакомы с тем, что их пугает. Можно ли развивать футбол без уроков физкультуры? Можно. Но это будет другой спорт, не массовый, без заботы о здоровье детей. Так и с киберспортом. Надо отделять спорт от школьных занятий.