12 культовых сериалов о подростках 90-х и нулевых
12 культовых сериалов о подростках 90-х и нулевых
Если во время беседы о вампирах (ну мало ли) вы вспоминаете «Баффи», а не «Сумерки», то, скорее всего, вы росли на сериалах, которые выходили лет 15-20 назад. И так же мечтали о своей музыкальной группе, болтливом коте или переживали за судьбу брата и сестры Уолш. А может, и Кларка Кента — если немного постарше.
«Элен и ребята» (1992 — 1994)
Знаковый для российских зрителей начала 90-х подростковый сериал: история студентки социологического факультета Элен и ее друзей Кати, Джоанны, Николя, Этьен и Кристиана. Они живут в одном общежитии (и учатся в одном университете), встречаются между собой и играют в музыкальной группе. С одной стороны, «Элен и ребята» был предельно нереалистичным сериалом: герои простые и глянцевые, в основном показывали, как они сидят в кафе или репетируют в гараже (у сериала явно было не очень много декораций). И почти не показывали учёбу и студенческую жизнь. С другой стороны, для России 90-х французское шоу было настоящим прорывом: привыкшие к советскому телевидению зрители услышали из него про наркотики, безопасный секс и даже секты.
«Баффи — истребительница вампиров» (1997 — 2003)
Первая важная работа Джосса Уидона, сериал про обычную американскую школьницу, которая обнаруживает, что она избранная охотница на вампиров. И ей приходиться совмещать школьную жизнь с борьбой с монстрами. В России «Баффи» принято недооценивать (не в последнюю очередь из-за сверхъестественного сюжета), но на родине его любят: он продержался семь сезонов, считается одним из лучших телешоу и про него написано много научных работ. Фантастические элементы режиссёр использовал, чтобы ярче показать нелёгкую жизнь подростка — и ему удавалось размышлять о ней очень глубоко. Кроме того, у Уидона невероятный талант к живым и остроумным диалогам. Сериал ещё был очень прогрессивным для своего времени: помимо того, что «Баффи» продвигал феминистские ценности, здесь, например, показали одну из первых лесбийских пар на американском телевидении — и первую лесбийскую постельную сцену.
«О.С. — Одинокие сердца» (2003 — 2007)
Настолько важный сериал для своего поколения, что взрослые женщины в Америке до сих пор носят футболки «Сет Коэн был моей первой любовью». Неблагополучный шестнадцатилетний юноша Райан Этвуд оказывается на попечении в семье адвоката в солнечной Калифорнии. С одной стороны, мы смотрим на жизнь состоятельных американских подростков глазами бедняка. С другой — Райан сам быстро втягивается в местные драмы: помогает своему сводному брату Сету (да, как раз герою с футболки) завоевать сердце девушки, сам влюбляется в соседку, в общем, живет обычной школьной жизнью. При этом «O.C.» был одним из первых подростковых сериалов, который не боялся затрагивать острые темы: герои умирают от передозировок, кончают с собой, страдают от психических расстройств и так далее. Но драма — не главное достоинство сериала. Главное — неподдельная химия, которая была между всеми главными актёрами.
«Хулиганы и ботаны» (1999 — 2000)
Сериал главного комедийного продюсера 2000-х Джадда Апатоу, в котором снялись молодые Джеймс Франко, Сет Роген и Джейсон Сигел. «Хулиганы и ботаны» — безупречное изображение школьной жизни, нелепой, страшной, смешной и красивой. Главная героиня, Линдси Виер, девочка из хорошей семьи, отличница и участница математических олимпиад, начинает бунтовать против родителей и жизни и общаться с компанией неудачников, чудаков и маргиналов. Вроде бы обычный подростковый мятеж, но на самом деле Линдси занимается самым важным для молодого человека делом: поиском себя. И школьные «фрики» на самом деле оказываются хорошими и преданными друзьями. Главное, что «Хулиганы и ботаны» сообщили поколению зрителей в начале 2000-х — что можно быть самим собой, что необязательно идти по протоптанным дорожкам. Главное — это честность. Универсальных ценностей и правил нет.
«Вероника Марс» (2004 — 2007)
Вероника Марс — 16-летняя дочь частного детектива, которая учится в школе, но одновременно работает со своим отцом и помогает ему расследовать преступления. В «Веронике Марс» смешивается легкомыслие с мрачным реализмом. Иногда героиня похожа скорее на Нэнси Дрю и расследует пропажу школьного талисмана, а иногда занимается чем-то серьёзным: например, расследует убийство своей подруги (обычно серьёзные дела затягиваются на целый сезон и идут сквозным сюжетом, с поворотами и перипетиями посильнее иных «серьезных» драм). Сериал был явно вдохновлён «Баффи» — в первую очередь это заметно по независимой и сильной главной героине и тем, как легко и остроумно общаются между собой герои. Как и в сериале Уидона, в «Веронике Марс» затрагивались многие серьёзные темы: суицид, педофилия и насилие — и всё это исключительно со вкусом и точными интонациями.
«Сабрина — маленькая ведьма» (1996 — 2003)
Экранизация комикса Archie Comics, главная героиня которого появилась ещё в 1960-х: Сабрина — ведьма-подросток, которая узнает, что обладает волшебными способностями, когда ей исполняется шестнадцать. Она живёт со своими двумя тётями, Хильдой и Зельдой, и говорящим котом Салемом. «Сабрина» — это ситком, тут почти нет сквозного сюжета (кроме того, что Сабрина постепенно взрослеет, учится магии и строит отношения с молодым человеком по имени Харви), серии не связаны между собой и держится все в первую очередь на юморе. Сериал любят сравнивать с другим классическим ситкомом про ведьму «Моя жена меня приворожила» 1960-х годов — оба добрые, немного нелепые и исключительно смешные.
«Моя так называемая жизнь» (1994 — 1995)
Старт карьеры Клэр Дэйнс, которая потом снялась в «Родине», и Джареда Лето. История, похожая на «Хулиганов и ботанов»: главная героиня — девушка-подросток с кризисом идентичности, блондинка, которая стрижет волосы, красится в рыжий и начинает общаться с «плохой девочкой», которая злоупотребляет алкоголем и наркотиками. «Моя так называемая жизнь» продержался всего один сезон в эфире, но успел стать культовым — и отсутствие продолжения легендарному статусу только помогает: сериал просто не успел испортиться. В отличие от сериала Апатоу, здесь гораздо меньше юмора и о переходном возрасте рассказывается серьёзно. Шоу также примечательно тем, что здесь появился один из первых персонажей-гомосексуалов на телевидении, который не был карикатурой, а объёмным и сложным героем.
«Бухта Доусона» (1998 — 2003)
Сейчас «Бухту Доусона» помнят в первую очередь благодаря мему, но на самом деле сериал заслуживает большего признания: он не менее захватывающий и изобретательный, чем современные ему шоу. Действие «Бухты» происходит в вымышленном городе штата Массачусетс, где живут четверо друзей (Доусон, Джоуи, Дженнифер и Пэйси). В начале сериала они идут в 10 класс, а в конце уже учатся в колледже. «Бухта Доусона» отчасти основан на детстве его создателя, Кевина Уильямсона. Сериал никогда не пытался быть глупее или проще, чем нужно, просто потому что он для подростков: здесь полно сложных идей и отсылок к другим произведениям, герои философствуют о поп-культуре и используют слова, для которых даже англоговорящим зрителям приходится лезть в словарь. Важные жизненные уроки в «Бухте» тоже присутствуют: роман с учительницей — это плохо; встречаться с бывшей девушкой своего лучшего друга — не лучшая идея; а если ты и есть этот лучший друг и твоя любовь выбрала не тебя, то стоит утереть слёзы и двигаться дальше.
«Беверли-Хиллз 90210» (1990 — 2000)
Мыльная опера о жизни золотой молодёжи в лос-анджелесском районе Беверли-Хиллз. Да, когда сериал заканчивался после 10 лет в эфире, большинству актёров уже было за 30, хотя они продолжали играть недавних школьников и студентов колледжа. Да, персонажи «Беверли-Хиллз» были очень состоятельными — и поэтому проблемы зрителей сериала были нередко от них далеки. Да, все исполнители главных ролей обладали идеальной глянцевой внешностью. И тем не менее «Беверли-Хиллз 90210» был важным шоу для своего времени и показывал, как люди (пускай и богатые) сталкиваются и справляются с самыми разными проблемами: антисемитизмом, подростковой беременностью, изнасилованием на свидании, психическими расстройствами и так далее. Почти обо всём, что только может произойти в жизни, у «Беверли-Хиллз 90210» есть серия.
«Сплетница» (2007 — 2012)
Ещё один сериал о жизни богатых (ещё более богатых, чем в «Беверли-Хиллз») подростков, на этот раз жителей Манхэттена. «Сплетница» — экранизация одноименной серии романов писательницы Сесили фон Цигезар. Серена Ван Дер Вудсен, красотка и светская львица, возвращается в город после отсутствия, и зрители наблюдают за её жизнью и жизнью учеников частной школы в Нью-Йорке. Важный элемент сериала — блог, который ведет анонимная Сплетница и в котором публикуются сплетни о светской жизни. «Сплетница» работает не в последнюю очередь благодаря банальному любопытству и интересу к жизни богатых и красивых, которые есть у любого, кто в школе не одевался в платья Prada, не получал приглашений на закрытые вечеринки и ездил на учёбу на автобусе, а не на машине с шофёром.
«Тайны Смолвиля» (2001 — 2011)
Сериал о подростковом возрасте Супермена — то есть Кларка Кента — который растёт на ферме в маленьком городе Смолвиле в штате Канзас. Несмотря на свое инопланетное происхождение и суперспособности он пытается жить как обычный подросток: ходит в школу, влюбляется в соседку и так далее. Но при этом он, конечно, остается Суперменом. И все фантастические элементы в «Тайнах Смолвиля» работают как метафора переходного возраста и подростковой неприкаянности, когда ещё не знаешь своего места и пытаешься влиться в общество. Как и в случае с «Баффи», все нелепые сюжеты и сверхъестественные детали только помогали подчеркнуть, какой странной бывает школьная жизнь. Большая часть зрителей считает, что сериал испортился на пятом сезоне — как раз тогда, когда главные герои выпустились из школы, а Кларк Кент переехал в большой город.
«Молокососы» (2007 — 2013)
Главный сериал британского канала E4, который (в отличие от более благородных Channel 4, BBC One и BBC Two) на родине считается несколько низкопробным и второсортным. Именно поэтому авторы «Молокососов» могли позволить себе всё. «Молокососы» был по-своему революционным: это первый сериал, где показали не просто неприукрашенную жизнь подростков с сексом, наркотиками и серьёзными проблемами, а показали её по-взрослому — грязно, сурово и реалистично. «Молокососы» отличается от своих американских аналогов так же, как британское телевидение отличается от американского: здесь нет красивой одежды, макияжа, красивых декораций и аккуратно выставленных кадров. Главное, что героев играли реальные подростки, а не двадцатилетние актёры: и чтобы оставить эту правдоподобность, авторы придумали идею «поколений» — каждые два сезона состав актёров и героев полностью менялся. В итоге в семь сезонов уместилось три поколения героев. В последнем, седьмом, зрителям показали, что случилось с некоторыми из героев первых двух.