Развлечения

9 чёрно-белых комедий, которые всё ещё очень смешные

…и не бойтесь, если некоторые фильмы старше вас
30 516

9 чёрно-белых комедий, которые всё ещё очень смешные

…и не бойтесь, если некоторые фильмы старше вас
30 516

9 чёрно-белых комедий, которые всё ещё очень смешные

…и не бойтесь, если некоторые фильмы старше вас
30 516

Уговорить ребёнка посмотреть любимую старую комедию бывает непросто. Ещё сложнее понять, почему раньше этот фильм казался вам смешным. «Мел» выбрал девять чёрно-белых комедий, в юморе которых не приходится сомневаться, даже если некоторых из них старше многих современных родителей.

1. «Паровоз „Генерал“» Клайда Брукмана и Бастера Китона (1926)

«Паровоз „Генерал“» — комедия не только чёрно-белая, но ещё и немая. Если старое кино кажется ужасно скучным, то фильм Бастера Китона точно вас переубедит: он красивый, остросюжетный и, главное, остаётся смешным даже 90 лет спустя. Во время Гражданской войны в США машинист Джонни Грэй бросается в погоню за северянами, которые одновременно захватили его паровоз и возлюбленную. Сейчас такую историю обязательно превратили бы в боевик, а вот Китон сделал из неё комедию — и сам при этом, как всегда, ни разу не улыбнулся.


2. «Огни большого города» Чарли Чаплина (1931)

Бродяга в исполнении Чарли Чаплина на заре кинокомедии кочевал из одного фильма в другой, и хотя бы один из них точно стоит посмотреть. К тому же, чем дальше, тем печальнее становилось творчество Чаплина. На сеансе вышедших в разгар Великой депрессии «Огней большого города» зрители наверняка плакали не только от смеха. История о том, как Бродяга влюбляется в слепую девушку, и сейчас растрогает любого. А отдельные сцены фильма (например, попытка самоубийства богача в начале или боксёрский поединок ближе к концу) и сейчас рассмешат кого угодно. Ещё «Огни большого города» расскажут ребёнку, что такое сострадание.


3. «Девчата» Юрия Чулюкина (1961)

Фильм «Девчата» сразу после выхода полюбился не только советским зрителям, но и европейским журналистам. Например, известно, что в западной прессе Надежду Румянцеву, которая сыграла главную роль, называли «Чарли Чаплином в юбке». Сравнивали, вероятно, не только комедийный талант и небольшой рост актрисы, но и непростую судьба её персонажа. В образе Тоси Кислицыной, как и в выше упомянутом Бродяге, смешного столько же, сколько и печального. Может быть, как раз поэтому сирота, повариха и «пигалица» оказалась так всем близка и любима.


4. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова (1964)

Элем Климов в 1964-м снял чуть ли не самый смешной советский фильм о детях, а потом, через двадцать лет, — едва ли не самый страшный. Несмотря на юных главных героев, детскими не назовёшь ни «Добро пожаловать, …», ни «Иди и смотри». Первый пронизан тонкой сатирой на советскую власть, а второй кажется чересчур жестоким. Но это всё-таки не повод не показывать их детям. После просмотра, возможно, ребёнок даже захочет съездить в летний лагерь. К счастью, к тому времени он уже будет знать, как надо говорить «бодры», а как — «веселы».


5. «В джазе только девушки» Билли Уайлдера (1959)

Если бы нам нужно было назвать главную голливудскую комедию всех времён, выбор пал бы на «В джазе только девушки» Билли Уайлдера, у которой есть и второе название — «Некоторые любят погорячее». После фильмов с братьями Уэйансами, Робом Шнайдером и Адамом Сэндером сюжет с переодеваниями сначала, может, и покажется кому-то избитым, но это, как пишут в интернете, не баян, а классика. И хотя в конце 50-х (во многом благодаря Мэрилин Монро) некоторые и сочли эту комедию излишне откровенной, по сравнению с большинством современных фильмов это просто образец целомудрия, который не грех показать даже ребёнку.


6. «Золотой телёнок» Михаила Швейцера (1968)

Лучшей экранизацией книги по праву принято считать версию Михаила Швейцера — с Юрским, Куравлёвым, Гердтом и Евстигнеевым. Образы, созданные Ильфом и Петровым, в исполнении этих актёров стали даже смешнее книжных, а сам фильм не потерял остроумия и глубины романа. Историю об Остапе Бендере не все считают классикой, да и экранизация не всегда входит в списки лучших советских комедий. Но если так вышло, что вы до сих пор её не видели — ничего страшного. «Золотой телёнок» — по-прежнему очень смешной, так что посмотреть никогда не поздно.


7. «Римские каникулы» Уильяма Уайлера (1953)

«Римские каникулы» — не совсем чистокровная комедия. Обычно фильм относят если не к мелодрамам, то скорее к фильмам о любви. Дуэт Грегори Пека и Одри Хепбёрн, безусловно, красив и обаятелен, но это не мешает ему быть смешным. Интересно, что ни один из актёров, ни режиссёр Уайлер, ни сценарист Трамбо до этого нечасто снимались в комедиях. Хепбёрн и Пек больше известны по серьёзным ролям в «Завтраке у Тиффани» или «Убить пересмешника», а Уайлер и Трамбо работали над самыми разными жанрами — от вестернов до исторических лент. В такой компании Рим кажется самым ярким городом на Земле даже на чёрно-белой плёнке.


8. «Каникулы господина Юло» Жака Тати (1953)

«Каникулы господина Юло» вышли в один год с «Римскими», но проходили не в столице Италии, а в одном из маленьких курортных городов Франции. Бывший актёр кабаре Жак Тати не только написал сценарий и снял фильм. Он исполнил в нём главную роль господина Юло — неуклюжего долговязого обывателя, который нарушил спокойное течение провинциальной жизни. Под влиянием «Каникул господина Юло» позднее появились и «Жандарм из Сен-Тропе», и путешествия мистера Бина. Но если хотите познакомить ребёнка с французскими комедиями — лучше начать с этого фильма.


9. «Утиный суп» Лео Маккери (1933)

«Утиный суп» — возможно, лучшая работа братьев Маркс. Сколько бы ни пытались серьёзные кинокритики объяснить, что фильм — антивоенная сатира, а образ Руфуса Файрфлая — это пародия на Гитлера, во время просмотра об этом не думаешь. Шутки тут никогда не заканчиваются, а только сменяются на время нелепыми сценами. Ещё не все понимают, что такое «утиный суп» из названия, хотя в самом начале фильма и показывают, как в кипящей воде плавают утки. А на вопрос стоит ли смотреть фильм с ребёнком, можно ответить цитатой главного героя: «Всё ли мне будет ясно? Да тут ребёнок разберётся! Найдите ребёнка, а то я ни черта не понимаю».