3 причины, почему детям не стоит показывать «Барбоскиных»

Да и «Смешарики» с «Машей и Медведем», честно говоря, под вопросом
330 217

3 причины, почему детям не стоит показывать «Барбоскиных»

Да и «Смешарики» с «Машей и Медведем», честно говоря, под вопросом
330 217

3 причины, почему детям не стоит показывать «Барбоскиных»

Да и «Смешарики» с «Машей и Медведем», честно говоря, под вопросом
330 217

К мультикам у родителей бывает много претензий. Чуть промелькнёт на экране какой-нибудь неопознанный ёжик в тумане, так сразу разносится: «А чему учит этот мультфильм? А какие несёт ценности?». Инна Прибора — о том, чему на самом деле могут научить «Смешарики», «Маша и Медведь» и «Барбоскины» и стоит ли вообще их смотреть с ребёнком.

Современные российские мультики пользуются бешеным успехом, в том числе и на Западе. Но вот запросам про ценности не особенно отвечают. Например, забавная Маша с Медведем, в качестве ориентира точно не годится: слишком своевольная, слишком хулиганка, хоть и в народном сарафане. И вообще, поборник морали тут запросто скажет: «А где её мама? Девочка, очевидно, заблудилась в лесу, а её до сих пор не нашли!». И ей, заблудшей, в течение сотен серий приходится проживать с приёмным родителем, который, совершенно ясно, не справляется со своей воспитательной ролью.

Или «Смешарики». Родители с трудом проглатывают музыкальную заставку и дизайн странных фиолетово-розовых кругляшей, а потом начинают наслаждаться скрытыми аллюзиями. Вот тут отсылка к Джармушу, вот здесь Лосяш пишет диссертацию про корреляцию межпространственных континуумов, вот тут у Ёжика признаки паранойи, а здесь появляется Чёрный Ловелас — ну радость же! А рядом сидит милый двухлетка: пусть слово ловелас так и останется для него пустым звуком, зато прикольно, как розовые шарики катаются и весёло пищат на разные голоса.

Где тут ориентиры и воспитательные моменты? Ну хорошо, несколько советов по разруливанию конфликтов из этих мультфильмов можно найти, если очень постараться. То есть на самом деле постараться: сесть рядом с ребёнком и спросить, что он там сегодня увидел, а почему так Нюша поступила, а почему она заплакала, кто и как ей помог и так далее. Но увидеть что-то нормальное, как в детской жизни — в таких мультиках трудно.

Чего не скажешь о «Барбоскиных». Этот мультсериал показывает жизнь обычной многодетной семьи. Правда, семья и жизнь — немного собачьи, в этом тоже скрывается трагический реализм происходящего. Тут герои ходят на работу и в школу, отдыхают на даче (судя по картинке, соток шесть), и никто не находит у себя признаков каких-либо расстройств. От поклонников восторженные отзывы, и отдельное мерси — за нормальную семью. Только лучше уж показывать малышам чёрных ловеласов, чем «Барбоскиных».

И вот почему.

1. В «Барбоскиных» подозрительные персонажи и несусветный шовинизм

Итак, перед зрителем многодетная полусобачья семья с пятью разномастными детьми. Вопрос «Почему от одного папы вышли дети разных пород?» обсуждать нет смысла: жизнь взрослых персонажей находится в тени событий детской комнаты. Кроме того, разные породы помогают прорисовке разных характеров. Ведь каждый из пятерых — яркий набор штампов. С одним из таких героев ребёнку очень легко себя идентифицировать, но большинство, скорее всего, будет в группе поддержки Розы или Дружка.

О Розе на сайте студии «Мельница» написано, что она «красавица и модница». Этот образ доведён до беспощадной карикатуры. Девочка-собака-блондинка с розовыми тенями и жеманным голосом проводит детство за болтовней по телефону, покраской ресниц и ожидании, когда в дверь позвонит знаменитость БредПит Буль. Сделано это настолько во вкусе трёхлетних девочек, что милые пони в испуге жмутся к косяку: Роза Барбоскина побеждает их по всем параметрам. К сожалению, ни иронии, ни сюрприза в Розе нет. Лишь однажды просыпается надежда, что она не так проста, как набор теней из двух цветов: девочка спорит с братом Генкой, что выучит физику. Но создатели совершенно чётко дают понять, что людям, у которых среди хобби «селфи с тарелочкой», нечего ловить в физике. Роза захлопывает учебник в недоумении и принимается дурить брата при помощи плеера. Лучший гэг этой серии — Роза идёт на олимпиаду по физике. Единственная из девочек во всём городе!

Где феминистки, спрашивается. Ах да, это же мультфильм о ценностях, тут не место феминизму. Никаких девочек на олимпиадах, пусть ждут ПитБулей сидя у зеркала

Брат Розы Дружок символизирует собой гопника из спального района. Это двоечник, спортсмен, который мечтает стать футболистом, дворняга с окрасом, похожим на подбитый глаз. Любимая присказка Дружка «Гвоздь мне в кеды!» наводит на разные ассоциации, самая безобидная из которых «Якорь мне в глотку». Эти двое — самые нормальные из детей Барбоскиных. Хотя и другие дети — очень штампованные ребята: ботаник, бой-баба и Малыш с развитым эмоциональным интеллектом.


2. Родители не знают про привязанность и заботу

Отец Барбоскин очень занят. Его сутулая спина в мультике появляется редко. Например, в конце года он проверяет стопку дневников с комментариями, которые могла бы произносить рассеянная соседка по подъезду: «Молодец! Хорошо закончил четверть!» Ещё папа может в углу разговаривать по телефону так, чтобы до ребёнка доносился обрывок фразы: «Ситуация безнадёжная». И конечно, этим ребёнком окажется тот эмпатичный младший, похожий на Чебурашку. Он похлопает глазами и решит, что надо пойти всех спасать. Трогательно, конечно, но самый маленький с гипертрофированным чувством ответственности отправляется навстречу опасностям, потому что вечнозанятый папа в беде (серия «Аленький цветочек»). И по сюжету папу чебурашка-Малыш не находит, зато поблизости окажутся братья и сестры, чтобы утешительно похлопать спасателя по загривку.

Родители в сериале не слышали про теорию привязанности и вообще довольно суровые ребята. Они могут попить чаю с детьми и когда нужно — вставить градусник. Но даже хулиган Дружок боится показывать им дневник с двойкой, стирает её ластиком, иначе влетит. Тот же Дружок успешно дурачит маму, притворяясь больным, чтобы не идти на контрольную. Тема затасканная: «Не притворяйтесь, дети, хуже будет!». Но раз нам показывают хорошую многодетную семью — это явный ляп. Потому что в хорошей семье маме можно бесстрашно во всём признаться и даже честно попросить остаться дома.


3. У собачьей семьи искажённые ценности (да и интересы странные)

Если в интернете и ругают Барбоскиных, то за то, что там, видите ли, мало примеров для подражания. Дети иногда дерутся, иногда ссорятся из-за шапочки с жёлтым помпончиком, мухлюют и вымогают друг у друга конфеты или плеер. Но Барбоскины и не обещали показывать на всю страну пионеров-героев. Недостатки детей — это обычное детское поведение с конфликтами и конкуренцией за помпончик.

Куда серьёзнее — семейные радости и смыслы в Барбоскиных. Тут вроде бы есть простор для вариантов прогрессивного досуга, но нет: вся семья через серию дружно смотрит телевизор. И что смотрит она не артхаусное кино и не научную документалистику, становится ясно из серии, когда дети живописно улетают ввысь на шариках, которые зацепились за тарелку-антенну, а Лиза кричит маме в окно: «Скорей снимай нас в „Минуту славы“!»

Так что не стоит ли огорчаться, когда собачьи дети шантажируют друг друга фразой: «Отдай, а то расскажу маме, кто окно разбил!» Им просто неоткуда узнать, что можно (и надо) делать по-другому.