«Отличный подарок для гения или двоечника»:
кто изобрёл пластилин и почему нельзя заставлять ребёнка лепить
«Отличный подарок для гения или двоечника»:
кто изобрёл пластилин и почему нельзя заставлять ребёнка лепить
Жизнь современного ребёнка нельзя представить без пластилина или теста. Они развивают мелкую моторику, способствуют развитию фантазии и, наконец, дают родителям спокойно пообедать. Но ещё 150 лет назад пластилина просто не существовало в природе. Лиса Лелькова рассказывает, как он появился и почему стал настолько популярным. А художник Алексей Микулин даёт советы, как заинтересовать лепкой ребёнка.
Кто придумал пластилин и почему изначально он был серым
Вопрос о том, кто именно изобрёл традиционный пластилин, до сих пор остаётся не до конца решённым. Модельную массу под названием «Plastilin», первым запатентовал немецкий фармацевт Франц Колб (Franz Kolb) в 1880 году. По другой версии, прототип современного пластилина и вовсе придумал 27-летний американец Джо Маквикер только в 1956. Первоначально вещество было изобретено для ремонта и очистки обоев от пятен. Но сестра Маквикера, работавшая воспитателем в детском саду, догадалась найти пластичному и безопасному материалу применение среди детей.
Сколько бы теорий ни было, официальный титул создателя пластилина закреплён за Уильямом Харбуттом, который родился в 1844 году и после окончания Королевского колледжа искусств в Лондоне работал там же учителем рисования. В 1874 он был назначен директором школы искусств и дизайна, а в 1877 году уже вместе с женой, тоже талантливой художницей, открыл собственную художественную школу.
В те времена студенты-скульпторы использовали глину, которая при этом быстро высыхала и покрывалась корочкой. Уильям решил самостоятельно найти ей замену. Спустя несколько сотен проб и экспериментов с различными веществами, в 1897 году, Харбутт наконец обнаружил, что идеальную комбинацию дают смесь мела, вазелина и стеариновой кислоты. Эту массу легко было размять руками, при нагреве она размягчалась и плавилась, а главное — не высыхала и сохраняла пластичные свойства.
В 1899 году Уильям Харбутт запатентовал «незасыхающую глину Plasticine»
Поначалу изобретение использовали лишь в образовательных целях, но слава о нём быстро разошлась по городу, в результате чего к Харбутту выстроилась вереница художников и скульпторов в надежде заполучить немного чудо-массы. Наибольшее впечатление пластилиновые игры производили на его шестерых детей. В результате было принято решение поставить учебный эксперимент на коммерческие рельсы.
После получения патента Харбутт запустил фабрику по производству «пластицина», который рекламировал как «чистый, безвредный и вечно пластичный модельный материал… для профессиональных скульпторов, любителей, детей и взрослых. Отличный подарок для любого ребенка, гения или двоечника».
Оригинальный пластилин, предложенный студентам, был скучного серого цвета, но после открытия фабрики в 1900 году его догадались красить пигментами. В итоге поколение художников, архитекторов, инженеров и, само собой, детей начала 20 века росло уже на знакомом нам пластилине. Сам Сальвадор Дали в течение жизни создавал пластилиновые модели своих полотен и писал с них. При помощи пластилина создавались военные карты, модель первого космического скафандра и самолётов, рабочие экспонаты для музеев и стоматологов.
Следом материал пришёл в мультипликацию. В России самые популярные мультфильмы создал Александр Татарский, автор знаменитой «Пластилиновой вороны», выпущенной в 1981 году. Мировую известность получила серия фильмов и сериал британского режиссёра Ника Парка о приключениях Уоллеса и Громита, также созданные в жанре пластилиновой анимации.
Чем пластилин так хорош
Польза пластилина для современного детского творчества неоспорима: он развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, чувство цветов, усидчивость, визуальную память, фантазию. Художник Алексей Микулин остаётся верным этому материалу на протяжении нескольких десятилетий. Он создаёт кропотливые, впечатляющие по размерам работы со сценками уютного быта, жизни больших и маленьких городов.
Родителям начинающих пластилиновых гениев Алексей советует организовать для ребёнка стационарное рабочее место с устойчивой, надёжной поверхностью не меньше чем метр на полметра. Это пространство должно всегда быть удобно ребёнку и стимулировать его к постоянной работе через творчество. Родителям важно принимать процесс и не бороться за совершенство изделий.
Какого бы ребёнок ни сделал колобка, не стоит говорить ему, что нужно бы слепить колобка получше
Важно, чтобы ребёнок вошёл во вкус и сделал множество своих собственных колобков или чего угодно другого, что привлекает его внимание в повседневной жизни. Ведь образцом для поделки может стать любая деталь.
Следом ребёнок уже сможет придумывать сценки и через них самостоятельно замечать, что можно поправить в своих работах. Игровая составляющая в занятиях лепкой очень часто опускается, что в корне неверно. Именно на ней должен быть акцент и именно через неё ребёнок будет развиваться и последовательно улучшать и приумножать поделки.
Подбирая материал, отдавать предпочтение иностранным пластилинам смысла нет: Алексей считает, что по вязкости и другим характеристикам аналоги уступают классическому российскому пластилину. Он совсем не изменился со времён его детства — только стал ярче, а палитра — богаче. Возможно, какие-то зарубежные образцы могут быть чище по экологическому составу, но лепить из них в любом случае сложнее. Главное же преимущество российского пластилина, зачастую недооцененное, в том, что это многоразовый материал. Все несовершенства можно переделать, а из старой поделки — сделать новую.
Как слепить из пластилина целый сад
Лепить из пластилина хорошо тем, что самые сложные композиции и работы состоят из простых деталей. Алексей Микулин показывает на своих пластилиновых скульптурах, что любая визуально сложная композиция в сути своей всегда состоит из простейших элементов: набора колбасок, шариков, кирпичиков. Из них можно воплотить и всё реальное, и фантастическое.
Так, одним из самых грандиозных и оригинальных пластилиновых проектов считается британский сад телеведущего Джеймса Мэя. В 2009 году за 6 недель он выстроил 35 квадратных метров, сплошь озеленённых пластилиновыми растениями в натуральную величину: кустами, плодовыми деревьями, овощами, ягодами и цветами всех сортов, от маков до нарциссов, под которыми ютились насекомые и ёжики. Сорняков и вредителей не появлялось, цветы не увядали, а над выращиванием сада из 2,6 тонн материала трудились сам Мэй и около 2 тысяч помощников, многими из которых были дети.
Сегодня в магазине можно найти не только обычный пластилин, но и его вариации — от съедобного теста для лепки до «умного пластилина». В состав первого обычно входят мука, растительные масла и большая доля соли: одним словом, едва ли он покажется ребёнку вкусным, но зато не будет вредным.
Умный пластилин, также известный как хэндгам (от англ. handgum — жвачка для рук), был придуман в Шотландии ещё в 1943 году и внешне напоминает большую жевательную резинку без запаха, вкуса или намерения липнуть к рукам. В основе хэндгама содержится нетоксичный силикон, который не рвётся, не ломается, иногда меняет цвет или даже магнитится и светится, а при длительном интервале превращается в жидкость, но при лепке вновь принимает форму и ненадолго застывает.
Как сделать пластилин дома
Самым увлечённым можно даже приготовить домашний пластилин. И по силам это даже ребёнку.
Что нужно, чтобы приготовить пластилин дома:
- ½ стакана соли;
- 2 чашки воды;
- 2 ст. л. растительного масла;
- 2 стакана просеянной муки;
- 2 ст. л. природных квасцов (можно купить в аптеке);
- пищевой краситель.
Соль нужно растворить в кастрюле нагретой воды, затем снимите с огня и после охлаждения добавьте остальные ингредиенты, замесив всё до однородной массы. При желании можно добавить 1 столовую ложку лимонной кислоты, чтобы ребёнок не перепробовал весь пластилин из кастрюли на вкус. Хранить его следует в холодильнике в герметичном контейнере или плёнке около 2 месяцев.