7 советов, как стать разработчиком настольных игр
7 советов, как стать разработчиком настольных игр
В советское время настольных игр было катастрофически мало — шахматы, шашки, лото, домино. А сегодня даже «Элиас» с «Имаджинариумом» уже набили оскомину. Рынок растёт и жаждет свежих идей. «Мел» узнал у российских и зарубежных авторов настолок, как связать свою жизнь с фишками, карточными колодами и кубиками — и при этом не превратиться в крупье.
1. Играйте во всё подряд
Некоторые наши друзья подсели на игры так серьёзно, что на каждую вечеринку приносят коробку чего-то новенького. Мало того, для них сама настолка — уже повод собраться. Заядлые игроки додумывают правила, совершенствуют их, обсуждают в соцсетях и на форумах — в общем, готовят отличный фундамент для собственных идей. Практически все разработчики утверждают: лучшая школа — анализировать, как работает конкретная игра, и критиковать.
«Моя история достаточно проста — я всегда любил додумывать игры, да и играл во всё — от футбола до домино. Тем, кто хочет что-то придумывать, я бы посоветовал для начала хорошо изучить то, что уже есть. Это поможет не быть вторичным, ну и отследить тренды, понять, что важно, а что нет».
Дмитрий Кибкало (Россия) Игры: «Шакал», «Ёрш», «Стартап»
2. Расширяйте кругозор
«Монополия» имитирует бизнес-взаимоотношения, «Билет на поезд» — строительство железной дороги, «Клуэдо» — работу следователя. Чем больше сфер жизни вы изучите, тем проще вам будет придумывать новые темы и превращать их в игры. Сгенерировать крутой игровой сюжет поможет любовь к книгам, фильмам и комиксам.
«Важно быть открытым и любопытным. Меня, например, интересовали языки, литература, искусство, кино, живопись и графика. После изучения латыни и греческого я записался на режиссёрские курсы, но мне так и не удалось найти работу в этой сфере. Ещё я пытался стать художником комиксов, но понял, что вокруг более талантливые люди, и бросил эту затею. Наконец, последние 20 лет я вращаюсь в игровом бизнесе».
Фредерик Мойерсон (Бельгия) Игры: «Гномы-вредители», «Ван Хельсинг», «Робин Гуд»
3. Не ищите специальный вуз
Если ваш сосед по парте мечтает стать хирургом, выбора нет: он будет подавать документы в разные медицинские вузы. Ну а вы лучше не тратьте время на поиски университета или факультета, где научат придумывать настольные игры. Профильных институтов для разработчиков настолок просто-напросто не открыли (по крайней мере, пока).
«В России, да и во всём мире нет университетских программ по дизайну настольных игр. Хотя зарубежные друзья из настольно-игровых издательств рассказывают, что их стали звать читать лекции и вести семинары по игровому дизайну. Возможно, это первые ласточки нового учебного направления».
Николай Пегасов (Россия) Игры: «Голливуд», World of Tanks: Rush, «Воображарий»
За границей иногда попадаются платные курсы для дизайнеров настольных игр. Они, разумеется, обещают, что вы научитесь создавать шедевры. Но толку от них столько же, сколько от спецшкол для писателей: по-настоящему талантливые авторы оттуда выходят редко. После этих курсов люди чаще всего становятся игровыми журналистами или, как вариант, открывают магазин настолок.
4. Учите математику
Настольная игра не ограничивается классной историей. Это ещё и тщательно продуманная механика. Дмитрий Кибкало (основатель сети магазинов «Мосигра») считает: автору игр пригодится математика, а ещё лучше программирование, чтобы чувствовать игровой баланс. Матанализ советует подучить и другой российский разработчик Алексей Пальцев — «для балансировки свойств, победных очков и количества компонентов в игре».
«Кому-то нравится сначала придумать красивую историю (давайте сделаем игру про строительство муравейника!). Кому-то проще в первую очередь решить, как будет крутиться игровой механизм (давайте придумаем игру, где мы будем разыгрывать карты, которые будут определять длину раунда, и бросать кубики для определения порядка начисления победных очков!). Но с чего бы вы ни начали, не забывайте про вторую составляющую. Именно их сочетание между собой делают игру интересной и успешной».
Алексей Пальцев (Россия) Игры: «Батискаф», «Шапка-невидимка», «Чудесные башни»
5. Станьте частью индустрии
Чтобы лучше понимать, как работает производство настолок, начните с первого уровня: устройтесь продавцом в магазин настольных игр или демонстратором на игротеки. Или, в конце концов, переводчиком в игровое издательство. Этот путь 16 лет назад выбрал Николай Пегасов: он закупал зарубежные игры и адаптировал их для русскоязычной аудитории. Сегодня он — креативный директор Hobby World, может разрабатывать и свои проекты.
Пегасов советует читать профильные онлайн-ресурсы, особенно на английском и немецком, общаться с издателями и другими разработчиками. Самый лёгкий способ встретиться с ними — попасть на съезд авторов настольных игр. Например, на московский «Игрокон» (там устраивают авторскую игротеку) или петербургский «Граникон». Не менее важно обзавестись хорошими связями среди тестировщиков игр.
«Я люблю искать новые механики для карточных и настольных игр. Очень полезно знать многих опытных игроков, которые любят тестировать прототипы, даже если они не в восторге от первых ваших идей».
Штефан Дорра (Германия) Игры: «Продано!», «Держись на плаву!», «Пикник в курятнике»
6. Выберите удобный формат работы
Одни авторы посвящают игровому творчеству всю жизнь. Другим удобнее придумывать настолки лишь в свободное от основной работы время, и часто это не менее эффективно. Штефан Дорра — логопед, и большую часть времени проводит в специальной школе для детей с особенностями развития. «Для меня разработка игр не профессия, а страсть», — говорит он.
Порой разработчики объединяются в союзы. Алексей Пальцев, например, создаёт игры вместе с двумя единомышленниками — их творческая группа называется «Трёхгранник». Но чаще над настольными играми работают в одиночку.
«При создании видеоигр гораздо важнее техническая часть и работа в команде. А разработка игр настольных — по-прежнему удел одиночек».
Бруно Файдутти (Франция) Игры: «Цитадели», «Затерянный храм», «Красный ноябрь»
7. Сделайте хотя бы одну успешную игру
Бывает, что разработка одной игры занимает годы. Если вам хватит усидчивости сделать продукт, который хорошо себя покажет, будьте уверены: вы уже профессионал. Взять хотя бы Фредерика Мойерсона: в 2002 году он выпустил игру «Гномы-вредители» (Saboteur), которая до сих пор остаётся бестселлером среди 30 других его проектов. «Вам нужен лишь один большой успех, чтобы стать профессиональным разработчиком настолок», — уверен Мойерсон. Другие его коллеги с ним согласны.
«Сделайте настольную игру и покажите её людям. Больше ничего не нужно».
Уве Розенберг (Германия) Игры: «Пэчворк», «Агрикола», «Бонанза»