10 экранизаций русской классики из школьной программы — с Табаковым, Бодровым, Хаматовой и другими

31 959

10 экранизаций русской классики из школьной программы — с Табаковым, Бодровым, Хаматовой и другими

31 959

10 экранизаций русской классики из школьной программы — с Табаковым, Бодровым, Хаматовой и другими

31 959

Как объяснить школьнику, что Гоголь — это смешно, «Обломов» — это про нас, а от чтения Пушкина и Толстого можно получить не меньше удовольствия, чем от дюжины свежих тиктоков? Наш ответ — хорошие экранизации. Попробуйте вместе с подростком посмотреть фильм по одному из произведений русской классики. Возможно, это изменит его отношение не только к предмету, но и к чтению.

1. «Кавказский пленник».

Режиссёр Сергей Бодров — старший, 1996 год

Фильм режиссера Сергея Бодрова — старшего не буквальная экранизация рассказа Льва Толстого, но главная идея произведения в нем сохранена. Кавказ, русский солдат и русский офицер в плену (у Толстого Жилина и Костылина взяли в плен татары); местная девочка, с которой подружился хороший, честный и добрый Жилин в исполнении Сергея Бодрова — младшего.


2. «Дубровский»

Режиссёр Вячеслав Никифоров, 1988 год

Конец 80-х — последние годы большого советского кино, в котором не жалели времени на декорации, костюмы и удачные дубли. В роли благородного разбойника Владимира Дубровского — почти неузнаваемый Михаил Ефремов. Пушкинский сюжет, как и диалоги, сохранены почти полностью — максимальное уважение к классике и максимальная польза для старшеклассника, который только начинает прокладывать свою дорогу к Пушкину.


3. «Мертвые души»

Режиссёр Михаил Швейцер, 1984

Мини-сериал классического советского формата — 5 полуторачасовых серий. Роль Чичикова блестяще исполнил Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский сыграл Плюшкина, Юрий Богатырев — Манилова. Удачная режиссерская находка — помимо персонажей, в фильме есть и сам Николай Васильевич Гоголь, который размышляет о происходящем вместе с нами. Красивые натурные съемки в Суздале, декорации и костюмы — по ГОСТу. Идеальный способ объяснить девятикласснику, что такое Гоголь и за что мы его так любим.


4. «Дама пик»

Режиссёр Павел Лунгин, 2016

Масштабная и атмосферная экранизация «Пиковой дамы» Пушкина и одноименной оперы Петра Чайковского — одна из недавних работ лауреата Каннского фестиваля Павла Лунгина («Остров», «Царь»). События фильма происходят в наши дни во время постановки оперы «Пиковая дама» на сцене одного из театров. В фильме много поют, и поют хорошо (если вы ценитель) — все арии исполнены артистами Большого театра. Главные роли исполнили Ксения Раппопорт и Иван Янковский.


5. «Собачье сердце»

Режиссёр Владимир Бортко, 1988

Пожалуй, лучшая экранизация Булгакова в мировом кинематографе. Интересно, что первая официальная публикация книги «Собачье сердце» в СССР состоялась всего за год до выхода фильма — в 1987 году. В этом фильме все собрано и работает идеально: и съемки через фильтр «сепия», и сценарий (в который очень гармонично включены сцены из других произведений писателя), и декорации, и созданный актером Владимиром Толоконниковым образ Шарикова. К сожалению, режиссеру Владимиру Бортко не удалось повторить успех «Собачьего сердца» с сериалом «Мастер и Маргарита» в 2005-м, хотя методы он использовал похожие.


6. «Жестокий романс»

Режиссёр Эльдар Рязанов, 1984

Редкий в фильмографии большого режиссёра Эльдара Рязанова некомедийный фильм — экранизация «Бесприданницы», одной из самых известных пьес Островского. Юная Лариса Гузеева, вальяжный и дерзкий Никита Михалков и очень русские пейзажи Ярославля и Костромы. Отдельная история — саундтрек, романсы композитора Андрея Петрова, которые огромными тиражами расходились в СССР на кассетах и виниловых пластинках.


7. «Герой нашего времени»

Режиссёр Александр Котт, 2006

Современная экранизация главного произведения Лермонтова, авторы которой попытались «сделать героя нашего (нашего с вами, не лермонтовского, времени)». То есть Печорин Александра Котта получился чуть более легкомысленным и чуть менее склонным к глубокой рефлексии, чем Печорин оригинальный. Несмотря на это, фильм дает достаточно полное представление о том, «что хотел сказать автор». Серии названы так же, как и главы романа: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». В главной роли — Игорь Петренко.


8. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Режиссёр Никита Михалков, 1979

Двухсерийный фильм Никиты Михалкова. Лень, праздность, душевность, доброта, умение хорошенечко помечтать, отлично отобедать, качественно вздремнуть — все грани национального русского характера в исполнении гениального Олега Табакова. Если посмотреть это кино вместе с вашим подростком в правильное время и в правильном настроении, он с большой вероятностью захочет прочитать и книгу.


9. «Дни Турбиных»

Режиссёр Владимир Басов, 1976

Трехсерийная камерная драма по одноименной пьесе Михаила Булгакова (авторское переложение для сцены романа «Белая гвардия»). Начало Гражданской войны, прекрасный булгаковский Киев рвут на части красные, белые, петлюровцы и бендеровцы, никто не понимает, где враги, где свои, на улицах воруют и стреляют, глупо погибают храбрые восторженные юнкера, а в теплой и уютной квартире русского офицера Алексея Турбина говорят о судьбах России, вполголоса поют, пьют коньяк и ждут, что же будет дальше. Шикарные диалоги и замечательная актерская игра.


10. «Доктор Живаго»

Режиссёр Александр Прошкин, 2005

Подробная и качественная 11-серийная экранизация единственного романа Бориса Пастернака по сценарию Юрия Арабова. Основная сюжетная линия воспроизведена практически буквально. Удивительно, что это четвертая экранизация «Доктора Живаго» в мировом кинематографе — и первая в России. Главную мужскую роль исполнил Олег Меньшиков, главную женскую — Чулпан Хаматова, главную злодейскую — Олег Янковский.