«Запрет на прогулки в лесу или парке — это неоправданно и жестоко». Правила жизни в изоляции актрисы и режиссёра Марии Литвиновой
«Запрет на прогулки в лесу или парке — это неоправданно и жестоко». Правила жизни в изоляции актрисы и режиссёра Марии Литвиновой
Вместе с мужем Славой Игнатовым режиссер, актриса и продюсер Мария Литвинова придумала независимый театр «Трикстер» — их спектакли (интерактивные, с элементами кукольного театра и театра теней) обожают и дети, и родители, и жюри премии «Золотая маска». В изоляции ребята продолжают работать над новыми постановками, а помогают им дочь Ева (11 лет) и сын Елисей (7 лет). И все это — в одной московской квартире.
1. Мы самоизолировались еще в начале апреля, до введения мер. Я посоветовалась с биологом Ильей Колмановским (его мнению я доверяю) и решила, что стоит оставаться дома. Получается, мы уже месяц сидим в московской квартире с двумя детьми и котом. Правда, квартира у нас достаточно большая: у каждого ребенка есть своя комната, а у нас с мужем — мастерская. Наверное, в этом плане нам легче, чем многим москвичам.
2. Думаю, дети приобретут полезные навыки в результате удаленного обучения. Они приняли обстоятельства, продолжают учиться в то время, когда мы со Славой работаем. Но тут, конечно, большую роль играет школа. Наша гимназия перешла на качественное онлайн-обучение за неделю. Первые две недели было сложно войти в ритм, дети не успевали сделать задания, но сейчас все утряслось: они учатся сами, практически без нашего участия. Я вижу, как это тренирует их самостоятельность, ответственность, они учатся планировать время. Разрешаю забить только на физкультуру, но это зря, не стоит так делать.
3. Отсутствие активного движения на свежем воздухе, пожалуй, самая большая сложность самоизоляции для меня. Считаю, что запрет на прогулки на природе и пробежки в парках, занятия спортом на улице — это жестокая и неоправданная мера московского правительства. Мне трудно понять логику. Чем прогулка в лесу или парке может быть опаснее похода в магазин или на почту?
4. Из-за изоляции в нашей семье появились какие-то свои ритуалы, микротрадиции. Раньше всего этого не было, так как работа у нас ненормированна и сильно зависит от этапа проекта. То мы приходим в ночь, когда дети спят, то уезжаем на гастроли или постановки, а иногда неделями работаем дома. По выходным спектакли, а иногда нет. Любая попытка завести ритуал заканчивалась провалом. Теперь же дни наполнены ими. Это здорово. Например, в выходные мы стараемся меньше работать и больше времени проводить с детьми. Вдохновились фильмом «Перемотка» Мишеля Гондри и начали снимать домашнее кино. Дочь осваивает монтаж.
5. Мы рассказываем детям о вирусе и о том, что происходит, без купюр и цензуры, говорим все как есть. И вообще стараемся разговаривать с детьми максимально честно, особенно когда они задают вопросы. Это не всегда бывает просто, но надо находить правильные слова. Ни в коем случае не пугать и не вкладывать эмоций. Чем менее эмоционально мы говорим о сложных вещах, тем адекватнее дети воспринимают информацию.
6. Конечно, выгорание может возникнуть у каждого и в любое время — и у взрослых, и у детей. Я черпаю ресурсы в работе и общении с детьми, как и раньше. Старшая дочь проводит онлайн-уроки по рукоделию и рисованию для подруг в инстаграме, сын играет в шахматы онлайн с братом из другого города. Так они восполняют недостаток общения. Жаль, рядом нет друзей и возможности побывать на природе, но с этим можно справиться. Когда все это кончится, дети мечтают снова начать путешествовать, сын просится в Китай. А мы с мужем хотим поскорее вернуться в наш театр, обнять актеров и начать репетиции.
7. Основные проблемы, с которыми мы столкнулись, связаны с работой. Почти все проекты перенесены на неопределенный срок. Отменились запланированные гастроли, фестивали, спектакли — середина апреля в этом смысле была самая тяжелая. Трудно было наблюдать, как рушатся планы на сезон, как друзья и коллеги теряют работу. Сейчас прошло больше месяца, и эмоционально стало легче. Мы решили для себя, что это время используем на разработку проектов, которые залежались в дальнем ящике, стали больше времени проводить с семьей — и это очень хорошо.
8. Я решила использовать изоляцию как возможность смоделировать будущее. Я внимательно слежу за тем, как театры стараются преодолеть кризис, многие весьма изобретательны. Создают онлайн-активности, трансляции, лекции и прочее. Я пытаюсь примерить эти инициативы на наш театр, и ничего не западает в душу. Театр без зрителей — это грустно. Но в нашей творческой команде постоянно роятся идеи, и сейчас самое время придать им конкретику. Следуя завету нашего учителя Ильи Эпельбаума «надо делать спектакль из того, что есть прямо сейчас», мы достали из-под стола в мастерской недоделанную постановку. Надеюсь, за время изоляции мы успеем его закончить и снова порадуем зрителя малыми театральными формами. Так что мы воспринимаем этот период как Болдинскую осень и надеемся, что он принесёт нам плоды.
9. Отношения внутри нашей семьи перешли на новый качественный уровень. Просто надо принять данность жизни и не сопротивляться. Ну, вот такие предлагаемые обстоятельства, да, мы сидим дома, и максимум, что можем сделать, — выйти в ближайший магазин или выгулять кота на парковке. В данном случае не стоит бороться с реальностью, надо находить в ней новые возможности. Вот несколько правил, которые я выработала:
- Мораторий на семейные ссоры. Что бы ни случилось, нельзя допускать конфликта. Мы каждый день учимся прощать слабости друг друга и стараемся соблюдать это правило хотя бы на время пандемии.
- Разделение обязанностей. Каждый член семьи берет на себя посильную ответственность по хозяйству и несет ее с честью.
- Приятный вечер как позитивное завершение дня. Чаще всего мы с детьми смотрим хороший фильм или, скажем, шоу Цирка дю Солей.
- Расписание спасет психику. Жизнь по четкому режиму не дает впасть в отчаяние и депрессию.
- Возможность уединения. Каждый имеет право на несколько часов личного времени наедине с самим собой.