«Пугает контроль». Что такое профстандарт для писателей и зачем его придумали

2 136

«Пугает контроль». Что такое профстандарт для писателей и зачем его придумали

2 136

«Пугает контроль». Что такое профстандарт для писателей и зачем его придумали

2 136

С целью разработки профстандарта для писателей Минцифры РФ создало 11 апреля специальную рабочую группу во главе с ректором московского Литинститута Алексеем Варламовым. Разбираемся, для чего может быть нужен новый стандарт и что думают о нем современные российские писатели.

Что произошло

С инициативой разработки профессионального стандарта для писателей выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Приказ министерства о создании рабочей группы размещен на сайте ведомства.

Согласно приказу, рабочая группа «создается в целях проработки вопросов, связанных с разработкой профессионального стандарта профессии (специальности) „писатель“ и нормативного закрепления писательской деятельности как профессиональной в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Руководителем рабочей группы назначен ректор Литературного института им. А. М. Горького Алексей Варламов. Также в состав рабочей группы вошли первый секретарь общероссийской общественной организации «Союз российских писателей» Светлана Василенко и председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Заместителем руководителя рабочей группы стал заместитель директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры Юрий Пуля.

Что это за стандарт

На данный момент ни в одном российском законе не прописано, кого можно считать писателем, какими правами и обязанностями обладают писатели, а также нет никаких нормативно-правовых документов, регламентирующих писательскую деятельность.

Вместо «писателя» в Гражданском кодексе РФ (части четвертой, посвященной авторскому праву и интеллектуальной собственности) есть понятие «автор».

Так, в статье 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности «признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат». В той же статье указаны его основные права:

  • Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы;
  • Авторство и имя автора охраняются бессрочно;
  • Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально есть у его автора. Это право может быть передано самим автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Из приказа Минцифры следует, что основная задача рабочей группы будет состоять в том, чтобы нормативно закрепить писательскую деятельность, то есть внести в ряд законов поправки, которые будут регулировать работу писателя, наделят писателей специальными правами и обязанностями.

Получается, что инициатива призвана обеспечить писателей соцгарантиями, а также закрепить за ними определенные права на произведения.

При этом в настоящий момент «писатель», он же «автор», уже защищен статьями ГК РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а все его трудовые отношения с издательствами закреплены в авторском договоре.

Когда именно будет разработан профстандарт, пока неизвестно, сроки его реализации не уточняются.

Писателем сможет быть не каждый?

Кроме того, в задачи рабочей группы входит разработка так называемого профессионального стандарта профессии (специальности) «писатель». И здесь, по всей видимости, речь идет уже об образовательных стандартах.

В настоящий момент в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию можно найти специальность «Литературное творчество» (код 8.52.05.04). Однако чтобы профессионально заниматься сегодня писательским трудом, наличие специального образования не требуется, достаточно хорошо владеть словом, активно вращаться в литературной тусовке и участвовать литературных конкурсах, а также регулярно отправлять свои рукописи в издательства или же самостоятельно издавать свои тексты — в сети или на бумаге.

Адвокат Федор Коробков в разговоре с «Мелом» предположил, что инициатива Минцифры может быть связана с попыткой упорядочить эту систему: «Как показывает рынок, спрос на всевозможные „писательские“ курсы достаточно велик и предложение стремится за ним. Однако сейчас нет стандарта, как готовить писателя в профессиональном смысле, „писатель“ отсутствует в сетке профессий, и дипломов таких не выдают. Возможно, у государства есть свои взгляды на эту проблему».

Значит ли это, что с введением профстандарта писателя человек без писательского образования не сможет стать писателем, а его книги не будут издаваться, пока что сказать точно нельзя.

Говоря об историческом опыте, можно отметить, что в СССР не существовало профстандартов для писателей, однако с 1934 года действовал Союз писателей. Членство в Союзе писателей не гарантировало публикации произведений и читательского успеха и считалось скорее привилегией, которая позволяла не состоять на какой-либо службе без риска попасть под статью о тунеядстве, а также давала возможность претендовать на дачи в писательском поселке, получать путевки в Дома творчества и другие материальные поощрения.

Что говорят сами писатели

Мы попросили современных российских писателей прокомментировать новую инициативу Минцифры. Оказалось, что многие из опрошенных о ней не знают, а те, кто что-то слышал, не очень понимают, чего от нее можно ждать и чем это может обернуться.

Нина Дашевская, российский писатель, лауреат множества книжных премий:

«Пугает контроль. Кто-то придёт и будет контролировать, кто из кандидатов проходит в рамочку, а кто не помещается. Какие темы можно, а какие нет. Какие слова можно, какие буквы (собственно, это уже и сейчас происходит). Только это будет доведено до ещё большего абсурда. И в нас же самих поселится страх „написать не то“. Который и сейчас уже, конечно, есть — и каждый с ним борется как может».

Анастасия Строкина, российский детский писатель, член гильдии «Мастера литературного перевода»:

«Само слово «стандарт» имеет для меня в этом случае двоякий смысл. С одной стороны, хорошо, если у профессии есть стандарт, особенно когда речь не о творческих профессиях. К примеру, хирург, обученный не по стандарту, будет, мягко говоря, опасен. Да, конечно, гениальные врачи, ученые, адвокаты тем и прославились, что отступали от правил. Но только они их как минимум знали.

Если предполагается, что у писателя должно быть какое-то представление о филологии, о механизмах языка, то я не против такого стандарта.

У нас сейчас очень много писателей, особенно детских, которые не имеют отношения к филологии, — они могут быть прекрасными талантливыми людьми, но всегда чувствуется, если им не хватает филологического образования.

Так что если профстандарт касается именно филологического подхода к делу, то я за

Почему бы и нет? Но если этот стандарт будет затрагивать сферы, так скажем, этические, если у всего этого будут какие-то завуалированные политические мотивы, то я против. Никакое творчество не может быть стандартизировано. Боюсь, что такой стандарт может привести к жёсткой цензуре».

Ася Петрова, прозаик, переводчик французской литературы. Лауреат премии Книгуру. Доцент СПбГУ:

Я сперва не очень обратила внимание на эту новость про профстандарт для писателей, поскольку не думаю, что подобного рода проект особенно повлияет на серьёзную литературу. Может, от писателей понадобятся какие-то отчёты, выступления и будет введена дополнительная цензура. Но всё это существует и сейчас: мы отчитываемся за гранты перед Союзом писателей, мы выступаем, и детские писатели, к примеру, прекрасно знают, что о множестве вещей прямым текстом писать нельзя, а какие-то темы не одобряются самими родителями. Но мы ведь продолжаем выстраивать наши литературные вселенные, несмотря на ограничения. Я преподаю в СПбГУ и могу сказать, что у каждого преподавателя, помимо преподавательской деятельности, есть ещё несколько стандартов, которым он должен соответствовать: например, публикационная активность, участие в конференциях и так далее. Усложняет ли это жизнь? Конечно. Развивает ли это нас как профессионалов? Безусловно. Называемся ли мы по-разному в зависимости от наших достижений? Да. Старший преподаватель, доцент, профессор. В писательской среде тоже, кстати, далеко не все называют себя писателями. Кто-то любит слово «автор», кто-то предпочитает — «литератор». В общем, это не самое главное, но борьба за звание может иметь место. Почему нет? Вряд ли всех писателей заставят заканчивать филфак или сдавать экзамен по русскому и литературе, было бы абсурдно. Но какие-то тесты/проверки могли бы оказаться весьма уместными. Я не поддерживаю ситуацию, при которой каждая, условно говоря, кухарка имеет право голоса — меня это одинаково раздражает в жизни, в соцсетях и в литературе.

Софья Ремез, детский писатель, сценарист:

«Пока сложно что-то комментировать, так как не очень понятна сама постановка вопроса: кому это понадобилось, зачем и почему сейчас? Насколько я поняла, речь идет о регулировании трудовых отношений между «писателем» и его «работодателем». Но даже здесь очень сложно понять, что к чему, так как никакого работодателя, как правило, у писателя нет.

У всех писателей, которых я знаю, есть основное место работы, куда они ходят каждый день и где получают зарплату. Не как писатели, а как сторожа, журналисты, юристы, учителя, медики и т. д.

Да, есть издатель, с которым автор заключает договор. Но здесь отношения урегулированы этим самым договором. По нему авторы получают гонорары и роялти с продаж, если люди покупают их книги. Может быть, есть какие-нибудь штатные писатели в крупных издательствах, которые, например, пишут очень много всего и получают зарплату именно как писатели? Ничего об этом не знаю, к сожалению.

Что касается каких-то творческих стандартов, то не думаю, что «разработка профстандартов» — об этом. Это было бы абсурдно. Просто потому, что человек не станет писателем, если начнет следовать стандартам. Ценность любого творчества как раз в том, что оно не стандартно, не шаблонно. То есть оригинально и интересно».

Иллюстрации: Ekaterina Kapranova / Shutterstock / Fotodom