Он придумал и открыл первые ясли-сад. Утопия бизнесмена Роберта Оуэна
Он придумал и открыл первые ясли-сад. Утопия бизнесмена Роберта Оуэна
Один из первых популяризаторов социалистических идей, философ и педагог Роберт Оуэн изначально был простым предпринимателем — но, как сказали бы сейчас, социально ответственным. Он первым перестал брать на работу на фабрику маленьких детей и открыл для них (и не только) школу. Идеями бизнесмена, мыслителя и филантропа вдохновлялись многие государственные деятели — в том числе будущий российский император Николай I.
Ньютаун — Манчестер — Нью-Ланарк
Роберт Оуэн родился в 1771 году в Уэльсе, в небольшом городе под названием Ньютаун. Его отец был простым лавочником, семья — довольно бедной. Роберт очень любил учиться и читать, но уже в десять лет бросил школу, чтобы зарабатывать. Будучи подростком, он уже работал в лондонских магазинах тканей, учился вести дела у местных портных и вообще обладал деловой хваткой.
Роберт Оуэн жил во времена промышленной революции в Великобритании. Он понимал, что будущее — за фабричным производством. Когда юноше исполнился 21 год, он отправился в Манчестер — управлять там местной мельницей, вошел в местный комитет здравоохранения. Оуэн увлекался философией эпохи Просвещения, особенно его интересовали труды Жан-Жака Руссо.
В 1792 году Роберт Оуэн вместе с группой знакомых предпринимателей стал управляющим, а затем и совладельцем прядильной фабрики, где под его руководством работали примерно 500 человек.
Затем он отправился в Шотландию, где познакомился с Дэвидом Дэйлом — владельцем крупных хлопкопрядильных предприятий. Роберт вместе с коллегами приобрел четыре его фабрики близ Глазго, в Нью-Ланарке, и женился на его дочери. На приобретенных мануфактурах работали около двух тысяч человек.
На фабрике, которой управлял Роберт, трудились дети и женщины. В то время это было обычной практикой: промышленное производство в Англии росло невиданными темпами, а рабочей силы постоянно не хватало. Рабочий день длился по 13 часов и начинался в пять утра. В день было два перерыва на завтрак и ужин, каждый по полчаса. Самым юным работникам такого производства было всего по шесть лет.
В 1802 году был принят закон, согласно которому детям нельзя было работать больше 12 часов и они должны были получить хотя бы начальное образование. Но в действительности многие работодатели игнорировали новое постановление и дети продолжали трудиться в нечеловеческих условиях.
Роберта Оуэна такое положение дел категорически не устраивало. Он был уверен, что человек — это продукт среды, в которой он растет. И если обществу важно воспитывать умных и выносливых личностей, то необходимо заботиться об условиях жизни человека.
Несколько лет Оуэн добивался улучшения условий жизни и труда для рабочих. Его главной целью было запретить детям работать на фабрике, и вскоре на его производство действительно перестали брать детей младше 10 лет. В 1810-м Роберт добился сокращения рабочего дня до 10 часов и установил низкие цены в фабричном магазине.
Предприниматель понимал, что при всем желании он не может кардинально изменить условия жизни рабочих — только облегчить их. О своем эксперименте он писал так: «Я сделал все, что мог, чтобы облегчить страдания тех, кого нанял в условиях нашей иррациональной системы создания богатства, формирования характера и ведения дел». Ему казалось, что у государства есть все необходимое для обучения и трудоустройства своих граждан, чтобы они в итоге стали «высокоинтеллектуальными, сформированными, процветающими и счастливыми мужчинами и женщинами».
Роберт Оуэн в 1813 году опубликовал труд о воспитании «Новый взгляд на общество, или Записки о принципах формирования человеческого характера». Там он закрепил свою теорию о том, что у человека нет власти над окружающей средой. Именно поэтому нужно с раннего возраста предоставлять личности гармоничные условия для разностороннего развития.
«Институт формирования характера»
Роберт Оуэн как никто другой представлял, как это — весь день работать, будучи ребенком, ведь его собственное детство тоже прошло на производстве. Он считал, что необходимо предоставить детям возможность учиться. И что самое главное — делать это бесплатно, чтобы ребята из бедных семей могли быть на равных с теми, кто вырос в финансовой стабильности. Он считал невежество причиной большей части общественных бед и был уверен: воспитание обязательно должно быть многогранным — трудовым, нравственным, физическим и умственным.
Тогда Роберт в 1816 году открыл специальную школу при производстве — «Институт формирования характера»
В первую очередь она была нужна, чтобы работающие женщины могли оставить где-то детей и работать, не отвлекаясь. Создавая эту школу, он во многом опирался на систему образования английского педагога Джозефа Ланкастера — считал, что в школе важны не просто чтение и счет, но воспитание трудолюбия и внимательности.
Роберт Оуэн разделил учебные группы по возрасту. За самыми маленькими присматривали воспитатели — фактически это стало первыми яслями в Великобритании. Воспитателями работали бывший ткач и его помощница. Роберту было важно, чтобы они любили детей, не повышали на них голос, не применяли к ним силу, не перегружали чтением книг и делали детей счастливыми. Место, где учились дошкольники, получило название «Школа для маленьких детей».
Воспитанники от 5 до 10 лет ходили в начальную школу, занимались там танцами, музыкой, гуляли на природе и играли на площадке. Они учились складывать и вычитать с помощью деревянных кубиков, а читать — с помощью карточек со словами. У тех, кому было от 10 до 15, проходили уроки географии, геометрии, алгебры, истории и шитья. Молодые люди от 15 до 25 посещали вечернюю школу и изучали науки на групповых лекциях. Всего в школе Оуэна работало около 16 педагогов. Роберт Оуэн устраивал для рабочих и их детей концерты классической музыки.
«Их приучали к порядку и чистоте, учили воздерживаться от ссор, быть добрыми друг к другу. Их развлекали играми и историями, соответствующими возрасту. Дети младше четырех находились в одной просторной комнате, а дети от четырех до шести — в другой. В последней находились картины с животными и карты. Там также были предметы природы из сада, с полей, из леса. О них иногда рассказывали воспитатели и предлагали детям самим обсудить увиденное. Однако в яслях не было обязательных заданий или чтения книг. Ничего формального».
Воспоминания сына Роберта Оуэна о фабричных яслях, 1874 год
В школе Роберта Оуэна учились почти 800 человек, от одного года до 25 лет. С появлением школы дети стали работать меньше, с 6 утра до 7 вечера с перерывом на обед. Вечером они посещали занятия. Оуэн внимательно следил, чтобы и в школе, и на фабрике не было телесных наказаний. Ему это казалось слишком жестокой и бесполезной с точки зрения воспитания практикой.
Школа Оуэна привлекла внимание общественности, и вскоре ее начали посещать гости из разных стран. Многим хотелось, чтобы похожая практика прижилась и в их родном государстве. В Нью-Ланарк приезжал даже будущий российский император Николай. Его тоже восхитило обучение при производстве, и он даже приглашал Роберта в Россию, чтобы основать нечто подобное, но тот отказался. Об этом Оуэн рассказал российскому писателю и философу Александру Герцену во время их встречи в 1852 году. Считается, что идеи Оуэна были заложены и в российскую концепцию военных поселений Аракчеева, где военные должны быть совмещать службу с сельскохозяйственным трудом.
И родители, и дети были довольны школой при фабрике, хотя некоторые мамы и папы выражали недовольство тем, что у детей нет религиозного воспитания. Но Роберт Оуэн сам в раннем возрасте разочаровался в религии и отрицал ее необходимость.
Вскоре коллеги Оуэна (по совместительству квакеры — представители протестантского христианского движения «Друзья») приехали с проверкой в школу и обвинили Роберта в том, что детям дают недостаточно религиозных наставлений. В 1824 году его принудили подписать документ, в котором говорилось, что он больше не сотрудничает со школой. С тех пор ученики еженедельно изучали Библию.
Несбывшиеся мечты Роберта Оуэна
В 1817–1824 годах Оуэн путешествовал по Великобритании и выступал с докладами об улучшении условий труда для рабочих. Роберт настаивал на создании фабричного законодательства и предлагал создавать «деревни сотрудничества» (villages of cooperation), чтобы жители трудились и обучались коллективно, обладали равными привилегиями. Многие историки впоследствии называли выступления Оуэна того времени «предвестниками социалистических идей».
В 1825-м Роберт вместе с сыновьями переехал в Америку и основал там коммуну «Новая гармония». Она задумывалась как сообщество из 800 человек, которые бесплатно получают лекарства и другие блага от специального комитета, оценивающего их вклад в жизнь сообщества. Все должны были жить в одинаковых условиях, одинаково одеваться и питаться. Мальчики и девочки учились отдельно, в интернатах. Родителей они видели крайне редко.
Однако не все люди, заинтересовавшиеся проектом, прибыли туда из альтруистических помыслов, нередко они уклонялись от работы. К тому же в коммуне проживали люди разных национальностей и религиозных взглядов, поэтому создать ощущение «однородности» не получалось.
Условия тоже были довольно суровыми: жители не получали сладкое и жаловались, что им слишком часто дают хлеб. В итоге коммуна распалась на несколько небольших сообществ, а после призыва объединиться многие приняли решение покинуть новаторскую деревню. Роберт признал эксперимент неудачным и понял, что общество пока не готово жить и трудиться на общее благо. Через четыре года Роберт оставил коммуну сыновьям, а сам вернулся в родной город и начал вести скромный образ жизни. В 1858 году он почувствовал себя нехорошо (после выступления о реформах в образовании) и скончался на следующий день. Ему было 87.
«Больше чем двадцать последних лет жизни Оуэна не имеют никакого интереса для публики. […] Он сзывал митинги, но почти никто не шел на них, потому что он повторял свои старые начала, давно всеми забытые. Те, которые хотели узнать от него что-нибудь полезное для себя, должны были опять слушать о том, что весь общественный быт зиждется на ложных основаниях. […] Нет ни малейшей опасности, чтоб учение Оуэна было практически принято. Это такие слабые цепи, которые не могут держать целого народа. Задолго до его смерти начала его уже были опровергнуты, забыты, а он все еще воображал себя благодетелем рода человеческого, каким-то атеистическим мессией».
Александр Герцен про Роберта Оуэна
Для статьи использовались материалы:
1. https://www.britannica.com/biography/Robert-Owen
2. https://www.bbc.co.uk/bitesize/topics/zxwxvcw/articles/zfr9382
3. https://www.newlanark.org/introducing-robert-owen
4. http://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/owene.PDF
5. А. Герцен «Былое и думы. Часть шестая. Англия (1852–1864). Глава IX. Роберт Оуэн»