Не выбрасывайте «Репку». 7 причин продолжать читать детям сказки

4 624

Не выбрасывайте «Репку». 7 причин продолжать читать детям сказки

4 624

Не выбрасывайте «Репку». 7 причин продолжать читать детям сказки

4 624

Помните книжку «Сказки Афанасьева» с удивительными буквицами в виде Горынычей? А «Сказки братьев Гримм» с немного пугающими, но завораживающими иллюстрациями? Они были хитами нашего детства, но своим детям мы их почему-то не читаем, выбирая более современные истории. Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова приводит 6 аргументов, почему нам стоит вернуться к сказкам — на ночь и не только.

1. Развитие речи

Первые сказки, которые папа и мама читают ребенку — например, всем известные «Репка», «Колобок», «Теремок», — на первый взгляд не несут определенного смысла. Но их ценность — в простоте. Действие большинства этих сказок основано на повторяющихся элементах. Каждая часть — как музыкальный бит, элемент узора (Колобок раз за разом поет свою песенку, в теремке звери встречают нового жильца, и каждый называет себя). Такие сказки способствуют развитию речи ребенка (ведь он с удовольствием пытается повторять все эти «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»). А еще неизменно вызывают радость узнавания.

Сказка также обогащает пассивный словарь: во время чтения дети встречают новые слова, значения которых не знают. Читая сказки ребенку постарше, взрослые помогают ему увидеть богатство языка и художественных форм в нем, обогатить речь образными выражениями.

2. Расширение кругозора

В возрасте 7–9 лет, по мнению Екатерины Асоновой, ребенку можно открывать мир сказок других народов — скажем, Чукотки, Памира, Чехии или Китая. Дети уже учатся в школе — а значит, вполне могут сравнивать бытовые условия в тех или иных краях, заметят разницу в социальных отношениях.

Литературное путешествие по сказкам Африки или Азии развивает воображение ребенка, знакомит его с особенностями другой культуры и одновременно учит толерантности.

Ребенок понимает: несмотря на внешние различия, мы все очень похожи — как похожи фабулы сказок разных народов

Встреча с народной сказкой показывает ребенку архаичный слепок нашего мира. Да, юный читатель не понимает все скрытые смыслы той или иной истории — их не всегда улавливают даже взрослые. Но благодаря народному творчеству мы можем приобщиться к общему культурному коду. А еще — стать добрее и мудрее, изучив разные грани характера того или иного героя.

Например, та же Баба-яга совсем не такая плохая, как кажется: если с ней правильно общаться, она поможет, подскажет герою, куда ему идти и что делать. К тому же она сама выдает персонажам инструкции — и способствует тому, чтобы они стали умнее или смелее.

Кощей, конечно, являет собой абсолютное зло, но и у него есть плюсы: несмотря на громкую «фамилию», его вполне можно победить. И, как любой литературный злодей, он не только очень силен, но заодно и трусоват. Сказки демонстрируют нам, что мир разный, люди (как и герои) отличаются друг от друга — и тем не менее у всех нас есть нечто общее.

Фото: shutterstock / Rido

3. Тренировка памяти

Чтобы получить максимальную пользу от чтения сказок, нужно обсуждать их с детьми. Екатерина Асонова предлагает придумывать вместе загадки по прочитанной сказке. Главное, чтобы это была именно игра, а не устный опрос. И чтобы у ребенка тоже была возможность проверить знания взрослого, так что постарайтесь запомнить, сколько голов было у змея и какую конкретно рыбу вытащил из проруби Емеля.

Можно даже устроить семейную викторину: скажем, после прочтения книги Джоан Роулинг «Рождественский поросенок» посоревноваться, кто вспомнит наибольшее количество поросят из других сказок. Так мы «скребем по сусекам» своей памяти — и активируем ее.

4. Подготовка к непростым разговорам

Сказки помогают подготовить детей к серьезным разговорам — о жизни и смерти, о потерях и предательстве, о разочарованиях и надежде. Ведь рано или поздно ребенок захочет поговорить об этом с родителем, и именно прочитанная вместе история станет отличной почвой для обсуждения.

Интересно, что многие взрослые, заново открывая для себя детские сказки тех же братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена, пугаются их жестокости. И яростно спорят о том, надо или не надо читать детям такие сказки. Но жизненный опыт маленького ребенка невелик и не перегружен дополнительными смыслами, а потому он не видит в таких историях ничего невероятно жестокого или трагичного.

Он воспринимает услышанное исключительно как фантазию, сказку — и не более того

Если ребенок не задает вопросов во время или после чтения, Екатерина Асонова советует взрослым делиться своими размышлениями и рассуждениями — и затем спрашивать мнение сына или дочери. При этом стоит помнить: у каждого читателя, взрослого или маленького, есть священное право молчать о прочитанном.

Фото: shutterstock / Evgeny Atamanenko

5. Визуальная насмотренность

Классические сказки, как правило, иллюстрировали и иллюстрируют очень талантливые художники, а значит, вы можете выбирать издание на свой вкус и приучать ребенка к определенному стилю и качеству иллюстраций.

Екатерина Асонова рекомендует постепенно приучать детей к неярким, но тонким и красивым картинкам. Такие иллюстрации (пример — работы Люка Купманса) учат находить прекрасное вокруг себя, видеть красоту в том, что не отличается яркостью, зато выглядит оригинально и фактурно.

Можно попробовать и самим создать визуальный ряд для любимых сказок: нарисовать картинки акварелью или собрать композиции из сухих веточек и опавшей листвы. Это тоже будет полезно — и для развития вкуса, и для мелкой моторики ребенка.

6. Повышение уровня культуры

Юные читатели всегда пристально наблюдают за героем, который, несмотря на непростые испытания, проходит предназначенный ему путь из точки А в точку Б. Они знакомятся с героями-проводниками, встречают на страницах книг врагов и вместе с главным действующим лицом истории учатся принимать решения, доверять, прощать, любить.

Именно в сказках происходит первое знакомство детей с семью основными сюжетами, на основе которых, по мнению английского писателя и журналиста Кристофера Букера, основаны фабулы всех книг мира.

Например, иллюстрацией для архетипичного сюжета «из грязи в князи» станет история Золушки, которая благодаря доброте, искренности и собственным усилиям смогла найти свою любовь.

Истории на основе сюжета «воскресение» отличает чудо, которое избавляет главного героя от проклятия или власти темных сил. Подобное происходит в сказке о Белоснежке.

Можно найти остальные сюжеты и всей семьей постараться припомнить: а какие еще произведения иллюстрируют ту или иную фабулу?

К тому же, зная, по каким законам развиваются истории героев, ребенок может попробовать написать собственную сказку. Может, он у вас будущий Шарль Перро?

Фото: shutterstock / Evgeny Atamanenko