«Как ты можешь? Ты же внук Маршака!». Правила воспитания семьи нашего (и вашего) любимого поэта
«Как ты можешь? Ты же внук Маршака!». Правила воспитания семьи нашего (и вашего) любимого поэта
На детский театральный фестиваль «Маршак», который скоро пройдёт на родине поэта в Воронеже, традиционно приедет писатель и переводчик Александр Маршак, внук Самуила Яковлевича. Мы успели застать Александра в Москве и поговорили с ним о том, как воспитывали (и продолжают воспитывать) детей в этой знаменитой семье.
1. Общение с детьми — это не обязанность, это потребность. Когда-то эта потребность увела деда в детскую литературу. И не только в литературу: он также стоял у истоков детского театра в России, работал с детьми в разных уголках страны и даже в лесной «Школе простой жизни» известного английского педагога Филиппа Ойлера в начале прошлого века… В общем, всю жизнь был в прямом смысле окружён детьми.
Похожее случилось и со мной. Однажды мне стало скучно на «взрослой» работе, и я отправился во Дворец пионеров. Там как раз занимались мои дети, я знал, что им не хватает педагога по шахматам. Решил предложить свою помощь и всё получилось — я был невероятно счастлив там работать. Затем были и международная детская конференция, и российско-американский лагерь во время перестройки, а потом уже и большой научный детский клуб под моим руководством… С возрастом я занялся переводами английской народной поэзии для детей — тоже продолжил дело деда и отца.
Наверное, и дед, и отец, и я делали всё это потому, что чувствовали: дети – самое большое вдохновение в жизни. И иметь возможность рассказать им что-то, научить, поделиться, порадовать — это и есть счастье.
2. Я не мог позволить себе делать что-то, бросающее тень на память деда. Всё детство, особенно в школе, на любой проступок мне говорили: «Как ты можешь? Ты же внук Маршака!» И тогда, и потом, уже в молодости, я старался вести себя максимально порядочно, не ввязываясь в авантюры, в которых иногда участвовали знакомые. Не потому, что был спокойным по натуре, а скорее из-за страха осквернить имя деда. С моим сыном повторилось то же самое: как-то он пришёл из школы в слезах — получил двойку по русскому и выговор: «Стыдно, ты же Маршак!» Он плакал и говорил: «Ну почему, почему я не Иванов?» И я его в тот момент очень хорошо понимал. Конечно, быть наследниками великого человека — огромное счастье. Но и очень большая ответственность, которую ты несёшь с раннего возраста.
3. Никто из нас никогда не пользовался именем Маршака ради получения какой-то выгоды. Это ещё одно важное правило семьи. У нас не принято искать легких путей, идти по проторенным дорожкам, наоборот, каждый выбирает свой собственный путь в жизни. А остальные его поддерживают.
4. Дети не должны зависеть от школьных оценок. Мой отец, Иммануэль Самойлович Маршак, был отличником, окончил школу в 15 лет, в 19 получил диплом физфака Ленинградского университета, а в 29 — Государственную премию по физике. Я же был скорее «юным балбесом», может быть, не без способностей, но в целом — обычным мальчишкой. Однажды мой блестящий отец сказал — он огорчен тем, что со мной происходит, но наставлять на путь истинный силой не собирается. Хотя бы потому, что знает: Самуил Яковлевич в детстве тоже не отличался примерностью. Я очень благодарен отцу за этот подход. Считаю, он был мудр и добр ко мне, позволял быть свободным и не зависеть от формальных отношений с учителями. К детям вообще нельзя относиться формально, потому что это убивает любовь, внимание, заботу.
5. Чтение вслух — важный способ передачи культуры. Жизнь в нашем доме всегда была напрямую связана с книгами. Дед много нам читал, из этого, в общем-то, и состояло общение. Мы приходили к нему в кабинет, слушали новые переводы, его новые стихи и, конечно, классику — Пушкина, произведения которого он знал практически наизусть, Лермонтова, Некрасова, Бунина, которого очень любил, Алексея Константиновича Толстого, Фета, Тютчева и многих, многих других!
Отец, крупный учёный, физик, тоже необыкновенно занятой человек, в редкие счастливые минуты общения всегда говорил: «Давайте почитаем»
Почти всю русскую классику я услышал из его уст. И такая вот культура литературного наследия, которое передавалось из поколения в поколение, в нашей семье была всегда. Прадед читал деду вслух, дед читал отцу, отец — нам, а я уже читаю своим детям и внукам. Читая вслух, вы передаёте ребёнку не только текст, но и своё отношение к писателю, к произведению. Это и есть образование — то, что как бы считывают ваши дети и интуитивно начинают понимать, в какую сторону им двигаться.
6. Иностранные языки чрезвычайно важны. Это не просто инструмент общения, это вклад в кругозор, возможность постоянно открывать для себя новые миры. Самуил Яковлевич знал латынь, древнегреческий, древнееврейский, свободно говорил на нескольких европейских языках (включая труднейший финский). И, конечно, знал английский — в совершенстве! С английского Маршак сделал множество переводов: все сонеты Шекспира, огромный пласт сложных, образных стихотворений Уильяма Блейка. Всю жизнь переводил британские народные песни. Английский с увлечением выучил и его сын — мой отец. Он был блестящим физиком с мировым именем, но при этом занимался и литературой. Например, стал первым переводчиком самого знаменитого романа английской литературы — «Гордости и предубеждения» Джейн Остин.
А вот я с детства английский не знал: учился в немецкой спецшколе плюс рос во время железного занавеса, общение с западным миром тогда казалось фантастикой. Но потом, во время перестройки, когда мне было уже сильно за 30, язык я всё-таки выучил: осознал его необходимость здесь и сейчас. Мои дети и внуки тоже свободно говорят на иностранных языках, и, мне кажется, сегодня это очень важно — стараться ощущать себя не только гражданами России, но и мира.
7. Дети смотрят на родителей и живут по принципу «делай как я». Я всё детство наблюдал, как люди приходят за помощью к деду, видел, сколько времени, сил он расходует на то, чтобы кого-нибудь спасти, — и помощь ближнему стала для меня совершенно естественной частью жизни. Дед ведь не только щедро раздавал свой талант (многие годы редактировал массу книг молодых писателей, без требования указывать себя в качестве соавтора). Он в годы репрессий спасал из застенков своих коллег по детскому издательству, сумел помочь друзьям в осажденном Ленинграде, после войны помогал переправить еврейских сирот из Прибалтики на историческую родину, выделял на это деньги. Ну и, конечно, Самуил Яковлевич всегда поддерживал близких и коллег по литературному цеху, а перед самой смертью написал большое письмо в поддержку Бродского. И я уверен, если бы дед не умер, Бродского бы не посадили, он бы этого не допустил. Таким же был и мой отец, абсолютно скромным, бескорыстным человеком, с обострённым чувством справедливости. Подобное поведение, собственный пример — самое главное, что взрослые могут дать детям.
8. Ответственность — это то, как человек относится к близким. Самуил Яковлевич чрезвычайно трепетно относился к своей семье. Двое из его детей умерли ещё при жизни деда, поэтому тех, кто был рядом, он всегда окружал потрясающей заботой, вниманием. И мы продолжаем жить по этим правилам.
У моих детей ещё живы бабушки, одной из них — моей маме — в декабре будет 99 лет. Наш взрослый, очень занятой, много работающий сын тем не менее всесторонне заботится о бабушках, постоянно проводит с ними время. Дочь сейчас живёт за границей, но если бабушкам становится плохо, тут же вылетает в Москву, так было уже не единожды. Мы все так живём. И стараемся так же бережно относиться к памяти о близких.
В Москве, увы, нет литературного музея Маршака. Но мы, несмотря на непростые жилищные условия, сохранили его квартиру, а в кабинете деда ничего не менялось со дня его ухода, то есть с 1964 года. Кресло, письменный стол, диван, на котором сидели самые разные известные люди, книги, поставленные на полки самим Маршаком, — всё это на месте, всё сохранено. Когда-нибудь, возможно, и другие люди смогут всё это увидеть, прикоснуться к истории и к памяти.
Международный детский театральный фестиваль «Маршак» пройдёт в Воронеже с 26 октября по 3 ноября 2019 года.
Театр кукол, сторителлинг, скетчи, микромюзикл, интерактивные, бессловесные и классические детские спектакли привезут на фестиваль российские и зарубежные театры.