«На коленях только постояли, и всё». Как посвящают в студенты в европейских вузах и при чём тут дедовщина

5 807

«На коленях только постояли, и всё». Как посвящают в студенты в европейских вузах и при чём тут дедовщина

5 807

«На коленях только постояли, и всё». Как посвящают в студенты в европейских вузах и при чём тут дедовщина

5 807

В России слово «дедовщина» точно не ассоциируется с университетами: обряды унижения только поступивших в вуз студентов у нас не распространены. Но сложные, часто опасные для жизни испытания сохранились в старейших европейских университетах и по-прежнему популярны в наши дни.

Практики «обработки» и «обновления» бывают разными и зависят от традиций и степени прогрессивности конкретных учебных заведений: где-то вам прикажут просто собирать мусор, а где-то предложат сделать татуировки раскалёнными ложками. В Австралии в 2012 году первокурсница колледжа Святого Иоанна была доставлена ​​в больницу с тяжёлым отравлением — старшие студенты вынудили её выпить смесь шампуня, кислого молока, корма для собак и алкоголя.

В США в 2017 году в результате студенческих обрядов погиб 19-летний студент Пенсильванского университета. Молодой человек, принимавший антидепрессанты, был вынужден выпить на голодный желудок много алкоголя (испытание называлось «Рукавица»). Ему стало плохо, он упал с лестницы.

Ряд известных инцидентов представляет собой также случаи унижений с сексуальным подтекстом и абьюзом. «Нам было обещано два дня празднования инициации в выходные дни. Сначала задания были очень приятными», — вспоминает Николас, бывший студент Института политических исследований Тулузы. Он рассказывает, что после изрядной дозы выпивки, которая всегда сопровождает эти обряды, всё зашло слишком далеко. Одну из участниц заставили слизывать кашулет (традиционное французское блюдо) с ягодиц старшекурсника, другим девушкам били пенисом по лицу.

Унижения ради праздника

Практики студенческой инициации можно рассматривать как отражение в образовательной системе маскулинной культуры унижения. Ведь не так давно в университетах учились только мужчины, женщины туда не допускались. И хотя в дедовщине сегодня участвуют как студенты, так и студентки, в некоторых странах она более распространена на традиционно мужских факультетах и направлениях. Например, в Швеции эту традицию сохраняют некоторые технические колледжи.

В каждой стране для студенческих обрядов есть специальное словечко: praxe («практика») в Португалии, novatada («обновление») в Испании, usinage («обработка») или PVT («период интеграции») во Франции, nolling («обнуление») в Швеции, hаzing («дедовщина») в Великобритании, ontgrouningen («раззеленение») в Голландии.

Португалия выделяется среди других европейских стран популярностью своей «праш», которая довольно бурно обсуждается в обществе. В сентябре улицы городов заполнены группами студентов в чёрной униформе, творящими разные непотребства. С окончанием осени шум стихает, но на самом деле обряды продолжаются в течение всего года.

Праш — это центральный из них, обставленный множеством правил, который позволяет стать полноправным участником увлекательной студенческой вакханалии. Первокурсники — «калойраш» — не имеют права не только носить чёрный костюм студента, пока не пройдут праш, но даже и прикасаться к нему.

Португальские студенты

Также они выбирают себе крёстных — мадринью и падринью, которые обязаны опекать их: помогать со сложными заданиями или, например, в поиске ночёвки после очередной вечеринки.

Самое распространённое задание на праше — это, конечно, просто перепить друг друга

Или, например, съесть яблоко вдвоём, не используя руки, петь на главной туристической улице с завязанными руками и связанными шнурками от кроссовок. Отправляясь на инициацию, ты никогда не знаешь, что тебя ждёт.

Иногда праш заканчивается трагически. В 2013 году шестеро студентов лиссабонского университета утонули в океанских волнах знаменитого пляжа Меко. Родители погибших подали в суд на их приятелей, присутствовавших при трагедии. Это не единственный резонансный кейс: в 2014 году три студента Университета Минью во время обряда инициации упали со стены и разбились насмерть, а в 2015 году после праша студент Алгарвиского университета был госпитализирован в алкогольной коме. В октябре в газете «Эспрессо» появились публикации о новых случаях агрессивного поведения студентов во время практик инициации, которые из-за запретов становятся более секретными.

Тюрьма, штраф и местные санкции

Во Франции случай в Анжи (именно в этом городе предлагали сделать татуировку раскалёнными ложками) наделал немало шума. Он стал продолжением истории, которая тянулась ещё с 1998 года, когда студенческая дедовщина была официально запрещена французским законодательством. За участие в ней можно получить шесть месяцев тюрьмы и штраф в размере 7500 евро. Однако, по мнению Мари-Франс Анри, члена гражданского комитета бизнес-школы в Лилле, этот закон работает не очень хорошо: «К сожалению, такие иски чаще отклоняют из-за отсутствия доказательств… Правосудие и учебные заведения осторожничают и не спешат сурово наказывать студентов, понимая, какие последствия это может иметь для их будущего. Но если не будет санкций, их ничто не сможет удержать».

Похожий закон недавно появился и в американском в штате Пенсильвания. Губернатор подписал законопроект «О борьбе с дедовщиной», согласно которому можно получить до семи лет тюремного заключения. Его ещё называют «законом Тима Пьяццы» — по имени того студента, который погиб, получив множественные травмы при падении с лестницы в общежитии.

Иногда санкции носят местный характер, их организуют внутри конкретных учебных заведений. В Голландии архаичные ритуалы вышли из моды в бунтарские 60-е, но вернулись в последние 20-30 лет. Во время кризиса, с увеличением страха не найти хорошую работу, растёт число желающих вступать в студенческие союзы, которые помогают наращивать социальные связи. Соответственно, растёт и количество случаев дедовщины в них. Но внутри союзов существует и прецедентное право. Так, в 2010 году 21-летний студент из Гронингена едва не сгорел в результате поджигания его плаща членом объединения имени Альбертуса Магнуса. После этого совет директоров закрыл ассоциацию, а виновник инцидента получил 50 часов общественных работ.

В Швеции в своё время была осуществлена попытка не запрещать, а мягко контролировать игры студентов. Организуются студенческие клубы, которые следят за тем, чтобы участники «нуллинга» употребляли только лёгкий алкоголь и сообщали о любых неприятных инцидентах.

Праш-индустрия и соски для новичков

Студенты утверждают, что главный смысл обрядов посвящения в том, чтобы влиться в сообщество и завести друзей. Они относятся к ним как к постмодернистской игре. Подтверждением тому служат маленькие детали — в Португалии расписание прашей отслеживается участниками на страничке в соцсети, а в магазинах помимо костюмов продаётся множество атрибутов современной праш-индустрии: нашивки на костюмы для «ветеранов», соски и горшки — символы новичков.

Нашивки на костюмы для студентов-«ветеранов»

«На нашем факультете биохимии народ был с головой, — вспоминает Анна Плясова, учившаяся в Коимбре, — так что мы не увлекались слишком серьёзно, на коленях только первый день постояли перед ними, они нас все пугали вначале, что будет сложно. Но всегда можно отказаться, если не хочешь».

Не все молодые люди достаточно зрелы, чтоб отказаться от общей игры и рискнуть выглядеть белой вороной

Если у одних праш вызывает настоящий восторг, то другие становятся её идейными противниками. Так, студент факультета искусств Эмануэль Ногейра считает, что ситуация ухудшилась после введения общеевропейской болонской системы, потому что в результате снизился возраст «ветеранов». Если раньше ими были 25-летние выпускники, то теперь это студенты, окончившие трёхгодичный курс. Они слишком молоды, чтобы справиться с властью, которую даёт праш.

Магазин с сосками и горшками для студентов-новичков

«Студенты пытаются воспроизводить старые обряды, о которых не имеют понятия. Получилось так, что они взяли одну деталь в виде праша и сделали её формообразующей — это неправильно. Они переизобрели праш и по каким-то причинам сделали обряд более глупым», — рассказывает Эмануэль.

С ним сложно не согласиться. Даже самая безобидная «постмодернистская» дедовщина опирается на порочную идею унижения младшего старшим, одного человека другим. Едва ли эта идея может быть привлекательна для тех, кто хочет получать образование в открытой и равноправной атмосфере.