«Великие картины прекрасны, но детям это неважно». Учительница изо — о том, как и зачем учить школьников рисовать

14 394

«Великие картины прекрасны, но детям это неважно». Учительница изо — о том, как и зачем учить школьников рисовать

14 394

«Великие картины прекрасны, но детям это неважно». Учительница изо — о том, как и зачем учить школьников рисовать

14 394

Арина Сачкова — художник, иллюстратор и преподаватель изо в начальной школе. Вместе с учениками она рисует комиксы, разбирает композицию на примере мультиков и даже придумывает собственные шрифты. «Мелу» Арина рассказала, почему дети рисуют на обоях и зачем им любить и понимать искусство.

«После бакалавриата мне было трудно устроиться на работу в школу»

Я преподаю уже около 7 лет. Окончила Московский педагогический государственный университет: бакалавриат по специальности «учитель изо и дополнительного образования» и магистратуру по иллюстрации печатной графики.

Сначала хотела попасть в Полиграфический институт, собиралась связать свою жизнь с иллюстрацией. Но там внезапно поменяли экзамены для поступления: нужно было сдавать литературу, к которой я бы не подготовилась за полгода. Тогда я стала искать, куда бы еще подать документы. Мой преподаватель по рисунку посоветовала мне попробовать педагогический, так как там очень хорошая база рисунка, да и диплом преподавателя никогда не будет лишним.

Учителем я себя не видела до начала практики. В большинстве случаев после практики многие как раз отсеиваются, так как работать с детьми очень сложно. Но у меня всё было по-другому. Мы наблюдали за работой действующего педагога — как он преподает, как общается с детьми, — и только потом пробовали сами. Меня очень вдохновило, как наш наставник вел уроки: он всегда был на одной волне с детьми, в классе все были настолько увлечены работой на уроке, что никто даже не сидел в телефоне (а это, к слову, были 6-е и 7-е классы!).

Думаю, именно его пример подтолкнул меня к преподаванию: хотелось стать таким же педагогом. Главный совет, который нам тогда дал наставник по практике, — быть в тренде. То есть интересоваться миром детей: изучать новые словечки, знать, что у них сейчас модно, не бояться спрашивать их, не бояться ошибаться, не бояться не знать чего-то.

После бакалавриата мне было трудно устроиться на работу в школу, так как работодатели чаще берут знакомых, которым больше доверяют. Я писала, звонила, ходила на собеседования. Но получала в ответ: «Нам всё нравится в вас, но мы возьмем другого кандидата». Предпочтение отдавали педагогам, у которых уже есть официальный опыт работы в школе, еще был важен опыт работы с электронным журналом (его у меня как раз не было). Без опыта ты можешь претендовать только на очень маленькую зарплату.

Другая проблема при устройстве на работу — учителям изо в некоторых школах предлагают устроиться в качестве педагога дополнительного образования (когда учитель изо в школе уже есть, тебя берут проводить кружки). Но таких педагогов в сентябре берут на работу, а в мае увольняют. Это делается, чтобы летом не платить зарплату, а еще так сокращается стаж. Многие мои знакомые работают таким образом, они на лето ищут подработку или уезжают работать вожатыми. В итоге я нашла работу через группу в телеграме, куда директора кидают вакансии, которые не найдешь где-то еще. Я устроилась в частную школу, работаю здесь уже пятый год.

«В четвертом классе у нас есть мотивационная банка»

Когда я пришла в частную школу, наш филиал только открылся, детей было очень мало. В первый год у меня в первом классе было всего шесть детей, во втором — четыре ребенка, в третьем — два, а в четвертом вообще один. Сейчас мы с теплотой вспоминаем те времена. Теперь у нас во всех классах примерно по 20 человек (это максимум для нашей школы, на большее количество детей она не рассчитана).

Чаще всего уроки изо ставят после обеда, когда дети уже уставшие. Да и вообще, их поведение зависит от многих факторов, даже от фазы Луны: вроде всё было хорошо, ребенок с тобой шутил, разговаривал, а потом резко устроил истерику. То есть каждый день мне приходится что-то придумывать для сохранения дисциплины.

Например, в четвертом классе у нас есть мотивационная банка. Это простая литровая банка, на которой маркером написана заранее обговоренная с детьми цель. В начале года мы обсуждаем с ними, чего они хотят достичь. Например, все почему-то мечтают об уроке на улице. На каждом занятии я пишу на листочке имена двух или трех учеников и слежу за их поведением (это, конечно, не значит, что я совсем не слежу за остальными). Никто не знает, чьи имена я записала. И если эти ученики ведут себя хорошо, я кладу в банку маленькие самолетики. Когда самолетики заполнят банку до определенной отметки, на следующем уроке мы вместе делаем то, о чем мы договорились на первых занятиях. Если же в классе очень шумно, я могу забрать самолетики из банки.

Сначала у нас ничего не получалось, а потом дети сами начали друг другу говорить: «Тише! Вдруг учитель за тобой следит»

Плюс, когда была популярна игра Among Us, я нарисовала лесенку и распечатала трех персонажей. Два из них были положительными, а один был злодей и предатель. Задача детей — спасти хороших героев, находившихся на первой ступеньке лесенки, от плохого, который располагался на вершине. Для этого нужно было не получать замечаний за поведение. Каждый раз, когда в классе были проблемы с дисциплиной, я поднимала хороших персонажей на ступеньку выше, чтобы они были ближе к предателю, который может им навредить. Еще во втором классе я ставлю за хорошее поведение печати. Кто больше соберет, тот сможет в конце года на последнем уроке на что-то их обменять.

«Желание рисовать у детей отбивают взрослые»

Я до сих пор переживаю, что кто-то из детей получит травму на моем уроке. Кабинет изо в этом смысле самый опасный: тут и ножницы, и бумага, которой можно порезаться. Некоторые дети могут точить в точилке кончики кисточки до остроты, а потом кинуть ей в кого-то — и такое бывало. В общем, я всегда уделяю особое внимание правилам поведения в классе изо, чтобы никто не пострадал в силу своего незнания.

Еще был страх того, что у меня не получится завоевать авторитет у детей. Поначалу они меня вообще не слушались, не хотели рисовать, говорили: «Зачем всё это нам? Мы до этого просто сидели и рисовали что хотели или раскрашивали раскраски. Зачем нам вот эти знания?» Тогда я начала им по полочкам раскладывать, для чего людям нужно изобразительное искусство, стала ездить с ними в музеи. Хотелось показать им, что, может быть, изобразительное искусство и кажется им ненужным сейчас, но оно понадобится в будущем. Например, когда дети уже вырастут, смогут поддержать разговор, показать, что они многое знают.

Как мне кажется, желание рисовать у детей отбивают взрослые. А ведь не случайно ребенок начинает рисовать с 3–4 лет — так он учится выражать свои эмоции, отношение к миру. Если родители видят, что ребенок постоянно рисует, нужно поддержать этот порыв. Многие же ругают детей за то, что они разрисовали обои, разукрасили стол. Ребенок делает это, потому что у него нет места, где бы он мог рисовать, выражать свои эмоции.

Мы как-то делали с учениками задание на конкурс. Они не успевали закончить рисунки на занятии, и одна ученица спросила меня, можно ли ей взять школьную гуашь домой, чтобы закончить работу. Я ей, конечно, разрешила, но спросила, почему она хочет забрать школьные краски. «Мама мне их домой не хочет покупать», — ответила девочка.

Взрослые часто не видят в этом предмете важности

Почему уроки изо еще не убрали? И зачем вернули в школы черчение? Во-первых, это развитие мелкой моторики. Во-вторых, мы живем в таком мире, когда каждый день сталкиваемся с большим объемом информации. Из-за этого мозг у нас перегружается, многие ищут способы расслабиться. Именно поэтому, думаю, появился такой тренд, как монастыринг. Таких способов очень много: алмазная мозаика, медитации, раскраски приводят мозг в спокойное состояние. Поэтому люди сейчас возвращаются к изучению искусства и рисованию уже во взрослом возрасте.

Когда я готовилась к диссертации, изучала советские альбомы с рисунками школьников. И я заметила: тогда все дети умели хорошо рисовать. Мне кажется, тогда к предмету относились серьезнее, а сейчас у многих есть убеждение, что на этом нельзя заработать. Если умение не приносит прибыли, что это за навык тогда? Я уверена, что рисовать могут все. Многие, кому отбили это желание в детстве, возвращаются к рисованию уже во взрослом возрасте. Некоторые занимаются, например, арт-терапией или рисуют картины по номерам.

«У меня был ученик, который нарисовал комикс про то, как голубь нашел ботинок»

Когда я была школьницей, уроки изо у нас вели по шаблону, они были неинтересные. Отчасти поэтому я и пошла преподавать. Мне хочется делать уроки и интересными, и запоминающимися для детей. Мы изучаем композицию по кадрам из мультфильмов. Детям это намного интереснее, чем разбирать великие картины (они, конечно, прекрасны, дети должны их знать, но сейчас для них это неважно и неинтересно). А вот когда ты начинаешь разбирать, как иллюстратор построил кадр мультфильма, который они недавно посмотрели, это уже другое. Детей такое впечатляет, они делятся новыми знаниями со своими друзьями, родителями.

Нужно находить вот эти якоря, которые помогут удержать внимание школьников. На занятиях мы также разбираем, для чего нужны шрифты, дети даже пробуют сами их создавать.

Со вторым классом мы делаем настольную игру, в которой они сами придумывают правила, сами же в нее потом и играют. С третьим классом проводим серию уроков по комиксам. На первом занятии мы рисуем персонажа, в процессе изучаем и строение человека, и его эмоции. У меня в классе нетипичная рассадка: дети сидят по четверкам или шестеркам. Я даю им задание покривляться друг перед другом и посмотреть, как работает мимика.

На втором занятии они придумывают сам комикс, его задумку, а на третьем — заканчивают работу. Однажды один мой ученик, например, нарисовал комикс про то, как голубь нашел ботинок.

Если у детей что-то не получается, они спрашивают, как это нарисовать. Я всегда им приду на помощь. Иногда они даже берут работы домой, чтобы там доделать, чтобы у них получился приличный комикс. Я рада, что дети мне доверяют, я всегда прихожу немного пораньше, чтобы подготовиться к занятиям. И дети бегут ко мне обниматься, спрашивают, что мы будем рисовать сегодня.

У нас еще есть детский сад, в нем я тоже работаю. Моя преподавательская нагрузка — 22 часа в неделю. В понедельник, среду и пятницу я работаю в школе с девяти утра до пяти вечера. Остальные дни у меня отведены под репетиторство и работу иллюстратором. Чаще всего я иллюстрирую книги, делаю эскизы. Думаю, это разнообразие помогает мне не выгорать и дает мобильность в жизни. И мне бы не хотелось уходить исключительно в работу школьным учителем или иллюстрацию.

Фото из личного архива Арины Сачковой