«Я Онегин, меня разбудили только в два часа». Как драмапедагогика помогает учить и учиться

3 246

«Я Онегин, меня разбудили только в два часа». Как драмапедагогика помогает учить и учиться

3 246

«Я Онегин, меня разбудили только в два часа». Как драмапедагогика помогает учить и учиться

3 246

На уроке геометрии дети превращаются в фигуры, на географии — в континенты, а на биологии — плавают по классу, как рыбы. Все это примеры использования методов драмапедагогики. Что это дает учителям и ученикам — спросили у доцента МГПУ Александры Никитиной и у школьных педагогов.

«Чем больше двигается, тем лучше понимает»

Роль учителя трансформируется: из безусловного и единственного источника информации он становится наставником, навигатором, тьютором — помогает детям социализироваться, развивать мягкие навыки, эмоциональный интеллект, работать в команде. Так вместе с трендом на практикоориентированность в образование возвращается театральная педагогика.

«Через аудиовизуальные каналы мы воспринимаем 25% информации, а через кинестетику и движение — 75%, — рассказывает преподаватель МГПУ, эксперт по театральной педагогике, кандидат искусствоведения Александра Никитина. — У ребенка ведущий тип деятельности — игра, вне движения он усваивает меньше, о чем психологи знали с 20-х годов XX века, но эти знания почти не использовались при составлении школьных программ. Между тем ребенок эффективно обучается, если дать ему возможность работать с телом, испытывать и проживать эмоции».

Театральная педагогика — это как раз работа с эмоциями и движением прямо на школьных уроках

Детям помладше полезнее элементы двигательной активности на уроке, а ребятам постарше — то, что включает воображение и эмоции через постановку интересных задач. Например, квест, где команды пытаются выиграть «тендер» на постройку замка для феодала, или импровизированная «защита» проектов по физике в «средневековом университете». То есть театральная педагогика направлена на то, чтобы научить коммуникации, умению ставить перед собой задачи и решать их, а также помогает понять, что различия между людьми только обогащают спектр их совместных возможностей.

В основе театральной методологии лежит театральное искусство, в котором человек задействован целиком: физически, эмоционально, интеллектуально. В театре, как на уроке, есть много разных задач: играть, придумывать, создавать декорации и шить костюмы, работать с электроприборами, организовать различные процессы…

Так, театральная импровизация похожа на самый древний вид театра — обряд: ребенок, изображая волны или ветер, не только подражает, но и изучает. А условная работа над сценарием — это уже созидательная деятельность, которая позволяет изучить проблему и вжиться в образ прямо за партой. «Например, на уроках литературы мы пишем сочинения. Если делать это от первого лица, то сложнее лукавить, — делится учитель риторики педагогических классов школы № 2065 Руслан Лазутин. — И списать в интернете не удастся. Все надо прожить. Скажем, тема сочинения — „Я Печорин“ или „Один день моей жизни. Евгений Онегин“. Как писать? „Я встал. Меня разбудили только в два часа дня. Слишком рано… Впрочем, сегодня же прием у графини“. Чтобы это воссоздать, надо знать текст. Но просто изложить факты не получится: рассказ о тебе самом требует личностного отношения. Такой подход — ключ, который позволяет сделать образование более качественным».

Драма в школе

Drama in education — направление, которое активно развивается во всем мире. В западных университетах есть даже программы, где учат drama teachers — учителей, которые знакомы с методологией и театральной, и педагогической сферы. Часто такой подход за границей применяется не только к нормотипичным детям, но и к социально сложным, например к детям беженцев и ребятам из неблагополучных семей. Такие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, чтобы снизить тревогу и агрессию ребят, адаптировать их к культурной среде и познакомить со сверстниками, укладом школы, правилами безопасного взаимодействия. В России тоже существует такая дисциплина, как театральная педагогика: в МГПУ, например, есть магистерская программа «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды».

Театральные методы применимы на любом уроке

«На одной из первых конференций по школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого „Педагогика искусства“ учитель географии Светлана Баринова-Андреева презентовала свой авторский урок про обитателей морских глубин, — рассказывает Александра Никитина. — Чтобы ученики средней школы поняли, почему внизу рыбы плоские, наверху — маленькие, в середине — большие, учитель распределила между ребятами роли рыб и объяснила, какое количество воды давит на каждую, — с соответствующей скоростью ученики должны были передвигаться. Учитель также рассказала, что планктон, которым питаются многие морские жители, зависит от фотосинтеза, и назначила одному из учеников роль Солнца. Дети в процессе игры на собственном опыте поняли, как и почему мелкие рыбы — быстрые, питаются планктоном, почти на поверхности, рыбы побольше охотятся на тех, что поменьше, и за ними успеть они могут, а за планктоном — нет. А глубинные рыбы — плоские, медлительные и питаются отходами жизнедеятельности первых двух видов».

Дети познакомились с фауной океана, запомнили закономерности и необычно провели время. Еще один пример с урока географии: ребята изучали образование материков, отыгрывая роль суперконтинента Гондваны и океанических течений.

Другая история — от учителей математики. Урок «Измерения величин» класс провел, разделившись на маленькие группы. Кто-то вооружился линейкой, другие измеряли рост соседа руками, третьи работали карандашами. Дети свободно перемещались по классу, делились открытиями, а учителя были скорее наблюдателями. Это было полезно и не похоже на стандартный урок математики. А вот в столичной школе № 2065 уроки геометрии проходят вообще в фойе, чтобы было где развернуться. На таких занятия школьники из своих рук и тел создают геометрические фигуры, задействуют все, что под руку попадается, стены, углы, пересекающиеся в пространстве плоскости — все это помогает постичь трудную науку через ощущение себя в пространстве.

Необычные уроки литературы проходят, например, и в московской школе № 1368. Как рассказала учитель русского языка и литературы Светлана Растворова, когда она с учениками проходила Гончарова, ребята предложили устроить суд: с адвокатом, прокурором, последним словом подсудимого. С помощью аксессуаров и реквизита ученики создали в классе атмосферу ХIХ века. Обломов накинул на плечи халат, адвокаты сели за стол и выступили с речью, соответствующей той эпохе. Старшеклассники вынесли приговор «обломовщине».

Александра Никитина уверена: место элементам театральной педагогики есть на любом уроке. Особенно важно практиковать «настройку» на тему урока — чтобы между ребенком и темой возникла искра подлинного интереса. На географии, например, где проходят тему тропических лесов, школьники вместе с учителем, закрыв глаза, могут представить себя в густых южноамериканских лесах, где им влажно, душно, а за шиворот капает теплый дождь.

Не менее важно использовать приемы театральной педагогики во время завершающей фазы урока — «рефлексии». В конце занятия дети садятся в круг, перекидывают друг другу мяч, обсуждают пройденное: что они узнали нового, какая тема была сложной и непонятной, как это пригодится им в жизни. Но вместо слов можно построить живые картины-загадки, где будут запечатлены основные открытия урока. Небольшая группка показывает свою загадку, а остальные разгадывают ее смысл. И таким образом круг коллективных открытий расширяется.

Иллюстрации: Vector Juice / Shutterstock / Fotodom