Как должна выглядеть школа, в которой хочется учиться (и учить)
Как должна выглядеть школа, в которой хочется учиться (и учить)
Подушки вместо стульев, стены, на которых можно писать, пуфики в коридоре — всё это можно сделать почти в любой школе. Как обустроить (или построить с нуля) красивую и комфортную школу — рассказывает исполнительный директор компании Martela Елена Аралова, которая занималась дизайном новых московских школ.
Прежде чем браться за работу в какой-нибудь школе, стоит понять одну важную вещь. Дизайн — это не полки и не цвет. У нас много стереотипов о том, что красивая школа — это расписные стены, классная мебель, отсутствие коридоров. Но всё не так просто. Во-первых, это хорошие климат, акустика и свет. Во-вторых, надо поддерживать определённые типы занятий. Как быть, если класс рассчитан на 23 человека, а педагоги разбивают детей на группы по три-четыре человека? Им нужно удобное пространство, чтобы в нём работать. В-третьих, надо избегать раздражающих факторов. Никаких расписных коридоров и стен в классах быть сейчас не должно. Это рассеивает внимание.
Если мы размышляем в такой категории, любую школу можно привести в хороший вид. Отреставрировать, посмотреть, как зонировать внутри класса помещение, поработать с акустикой. Хороший пример того, как можно обустроить внутри школу с уже построенными стенами, — это «Новая школа» на Мосфильмовской улице в Москве.
«Новая школа»
В «Новой школе» у нас не было возможности перестроить стены, сам каркас. Важно было другое — сделать хорошую инженерию, нормальный свет, комфортную акустику. В этой школе, как предложил нам заказчик, мы использовали очень крутые акустические материалы. Там не гулко, не шумно — даже в спортзале! Кстати, это миф, что акустика — это сложно и дорого. В большинстве школ звук отражается от гипсокартонных потолков, и именно из-за этого образуется эхо. Как только вы покроете потолок любым приличным материалом (например, акустическими плитами «Армстронг»), проблема решится.
Школа фактически заново изобрела актовый зал (у них он называется театральным). В большинстве школ это место, где проводятся праздники. «Новая школа» попросила вместо этого сделать свободное пространство, которое будет доступно ученикам и учителям в любое время. Окей! Мы поставили стеклянные стены, которые отделяют зал от коридора. И теперь любому, кто идёт мимо, видна та жизнь, которая кипит в зале (дети делают домашку или просто тусуются вместе). Там нет типичных кресел — только разные подушки и стульчики. Пространство получилось открытым, большим и универсальным, а дизайн — невызывающим.
Ещё в школе работает кафе для взрослых, но по особым поводам туда можно и детям — например, в день рождения. По праздникам в кафе зажигают камин, приносят пиццу. В обычные дни родители ждут здесь детей или встречаются с учителями. А школьная столовая больше похожа на ресторан с широким выбором блюд, и она работает даже в выходные. В коридорах можно регулировать интенсивность света и цветовую температуру с помощью специального гаджета. Сегодня, например, все светильники синие, завтра — оранжевые, послезавтра — зелёные. А ещё с телефона можно вывести музыку или аудиокнигу на аудиоколонки в классах.
Все лаборатории мы сгрудили в одно место, получился большой лабораторный блок. В каждой можно проводить любой урок — физику, химию, биологию. Вдоль всего класса расположена потолочная шина, которая даёт доступ к воде, слабым токам, компьютерной сети, сжатому воздуху (из любой точки класса!). Ребёнок при входе должен надеть халат и специальные очки. В общем, всё это настраивает на серьёзный исследовательский лад.
Нет никакого набора правил для дизайнеров, который нужно применять в некой абстрактной школе. Надо идти от обратного. Смотреть на образовательную концепцию, которую декларирует школа. Предположим, директор говорит: «Хочу, чтобы дети себя чувствовали на равных со взрослыми». И мы, дизайнеры, ставим высокие парты. Чтобы когда к детям подходит преподаватель, они общались на одном уровне, глаза в глаза.
На практике школа не всегда понимает до конца, чего она хочет. Допустим, проектируем мы школьную мастерскую. И педагог вряд ли чётко скажет нам: «Так, мы будем делать фаблаб, вот здесь будут 3D-принтеры, а вот здесь мы поставим столярку». С другой стороны, учитель может обрисовать идею: хочу, мол, настоящую мастерскую. Не игрушечную для галки, а ту, где можно сделать прототип робота или дрона. Это уже задача. И мы с коллегами пытаемся её перевести на язык архитектуры и дизайна.
Но отдельно от учителя мы всё равно не способны придумать мастерскую с нуля. Но зато мы грамотно можем дать инструментарий, который ему нужен для решения конкретных задач. Если ни учитель, ни директор цель не формулируют, всё обустройство школы превращается в эстетически интересную картинку — бесполезную. У нас довольно много примеров красивых фасадов, интересной архитектуры. Но когда мы заходим внутрь, понимаем, что это банальная школа. А вот Инженерный корпус школы № 548 — наоборот, отличный пример взаимодействия педагогов, строителей и дизайнеров.
Инженерный корпус школы № 548
Детский сад в Совхозе имени Ленина — чуть ли не единственный пример в России, когда сад построен в виде замка. Это не наш проект, а вот корпус школы № 548, который находится рядом, делали уже мы. Так вот: глядя на этот детский садик, мы сразу поняли, кто у нас заказчик (в строительство корпуса вложился директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин, сейчас он член попечительского совета — Прим.ред.). Для него школа — не какое-то обременение. Он реально хотел сделать лучшую школу.
Сама школа поставила перед нами несколько задач. Первая: чтобы в школе хотелось учиться и было комфортно всем. Старшеклассники, понятно, нацелены на сдачу ЕГЭ, а вот учеников 2, 3 и 4 класса затащить в школу сложнее. Вторая задача — дать детям бытовые навыки. Они могут проектировать дроны, а вот сварить суп или кашу — проблема. И третья — показать, что инженер не сразу космические корабли строит, а начинает с малого. То есть вдохновить и помочь детям сориентироваться в профессии.
В общем, мы поняли, что все мастерские и студии в этой школе должны быть про одно — про инженера. И решили создать инфраструктуру, где можно по-взрослому осваивать столярное дело, робототехнику, макетирование, моделирование. Когда мы строили химическую лабораторию, мы поехали и посмотрели, как работают современные научные лаборатории, фармацевтические и медицинские предприятия. В мастерской школы можно не просто табуретку построить, а создать целую систему для дрона из металла или дерева. А в видеостудии — записывать реальные передачи и вести трансляции.
В коридорах не менее круто. Они стали местом, где дети тоже учатся (например, вытаскивают пуфики и смотрят кино или презентации на большом экране). Перегородки между многими классами и коридорами мы сделали стеклянными, чтобы учитель видел, что происходит в двух местах одновременно. И книги тоже вышли в коридор: они лежат повсюду. Дети приносят свои книги, забирают какие-то другие — безо всяких библиотекарей.
Мне кажется, 548-я школа стала для наших архитекторов настоящим университетом. Благодаря её команде мы стали гораздо компетентнее в вопросах образования. Учителя реально формулировали нам техническое задание. Не просто «Хочу белые столы и красные стулья», а серьёзнее: «У меня будут большие системы хранения для объёмных двухметровых предметов. Мы будем программировать и собирать роботов в одном и том же месте. Ещё я хотел бы, чтобы у меня была тихая зона и громкая». И если честно, они просто жили на стройке. Учителя приходили, пытались почувствовать пространство, понять, достаточно ли света, не надо ли ещё окон.
В обществе насчёт авторских проектов бытуют две точки зрения. Первые говорят, что они не нужны и мы обязаны строить однотипные школы: мол, это экономически целесообразно. Вторые уверены, что типовая школа лишает образовательный процесс индивидуальности. И что школа ценна только тогда, когда построена по авторскому проекту. Я думаю, что авторская школа стоит не так дорого, как принято считать. И там и там столовая, и там и там спортзал — чем эти здания отличаются друг от друга? А услуги архитектора — это всего 3% от стоимости проекта.
Назову только две причины, по которым авторская школа может стоить дороже типовой. Первая: автор хочет немножко выпендриться, поэтому делает экстремальные фасады, берёт дорогие материалы или возводит на территории школы арт-объекты. Вторая: типовая школа покупает одинаковый для всех помещений керамогранит, а он вроде как на единичную расценку дешевле, поэтому и стройка дешевле.
А теперь рассказываю, как всё происходит в реальной жизни. Материалы и там и там используются одинаковые. Например, качественный линолеум используется и в той, и в другой школе. Может, авторская специфика обойдётся чуть дороже, но не сильно. Построишь ты кружочек вместо кубика — будет разница в цене 10%. Но не в два раза!
Хорошую школу можно построить и за вменяемые деньги. 80-90 000 рублей за квадратный метр — это средняя стоимость проектирования, строительства и оснащения здания школы современного уровня. Новый корпус «Хорошколы» обошёлся дороже, поскольку оборудование решено там инновационным способом. Например, электрика, слабые токи, сжатый воздух в лаборатории у них доступны с потолка.
Корпус «Хорошколы» для средних и старших классов
Корпус «Хорошколы» для начальных классов — это такая младшая школа здорового человека. А для старших — уже полная противоположность. У них разные задачи. Старшие готовятся к ЕГЭ, поступают в университеты, им надо сосредоточиться. Поэтому корпус очень спокойный по цветовой гамме.
Мы сделали ставки на большие исследовательские блоки. Например, в «Хорошколе» нет отдельных кабинетов физики, химии, биологии, географии. Зато есть огромный научный полигон на 500-600 квадратных метров. И ребёнку, и взрослому доступен полный арсенал нужных инструментов. Газ? Ради бога. Сжатый воздух? Пожалуйста! Разное напряжение — вот оно. Мы продумали инженерные коммуникации потолка, поэтому и получилось такое универсальное решение.
В обычных школах столярка, деревообработка и покрасочная раскиданы по разным местам, а в «Хорошколе» это один большой фаблаб. Так же устроен и экспериментариум для малышни — квадратов 200 пространства, в котором есть и амфитеатр для лекций, и место для практических занятий. Хватило места даже планетарию.
В общем, «Хорошкола» себе полностью развязала руки. Каждое пространство стало универсальным и большим. Всё это больше похоже на опенспейс, а зонированием, акустикой и оборудованием напоминает университет. Ты уже приходишь сюда готовиться к профессии, сдавать экзамены.
Авторских проектов на самом деле в России не так много. Но типовые государственные школы тоже могут улучшить своё пространство. Есть несколько мелочей, которые не стоят никаких денег, но могут дать совершенно другой уровень комфорта. Например, поверхность, на которой мы пишем. Вместо доски может быть плёнка или краска от пола до потолка по всему периметру класса. Или подушки, на которых дети смогут сидеть в классе вместо обычных стульев и парт. Сейчас так называемое активное сидение — это одна из вещей, которая почти не затратна, но которая точно повышает качество образования.
Разговор прошёл в эфире программы «Радиошкола» на радио «Говорит Москва».