5 полезных образовательных сайтов для подростков

Как проводить время у компьютера с пользой и удовольствием
22 132

5 полезных образовательных сайтов для подростков

Как проводить время у компьютера с пользой и удовольствием
22 132

5 полезных образовательных сайтов для подростков

Как проводить время у компьютера с пользой и удовольствием
22 132

Современный ребенок проводит у экрана монитора значительную, если не основную часть своего свободного времени. Тайминг, родительский контроль и даже программы, блокирующие доступ в сеть, тут обычно не помогают. При этом интернет и образование — далеко не всегда слова-антонимы. В обзоре Любови Макариной пять ресурсов, где дети проведут время не только с интересом, но и пользой. Более того, они даже не заметят, как быстро обогатятся их знания во всех областях окружающего мира.

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, ХОЧУ ЛЕВЕЛ-АП

Беда в том, что это сочетание (интересно и полезно) достаточно редкое. Во всяком случае, в русскоязычном сегменте интернета. Впрочем, даже в США разработчики далеко не всегда ухитряются находить общий язык со школами, хотя оборот образовательных игр там — больше двух миллиардов долларов в год, и дело поставлено на куда более широкую ногу. Достаточно взглянуть на образовательный проект нью-йоркской студии Institute of Play: glasslabgames.org. Этот сайт стоит изучить тем родителям, которым интересно, какими могут быть развивающие игры, тем более что там двухмесячный пробный доступ.

А есть и такой портал, как MinecraftEdu — сообщество преподавателей, решивших не ругаться и не расстраиваться, что ученики играют в популярный онлайн-симулятор Minecraft вместо уроков, а использовать его в обучении.

Но — да, гораздо чаще, чем хотелось бы, получается, что дети хотят играть и развлекаться, а им предлагают учиться, пусть и в игровой форме. Итог — противоречие и отторжение.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ПОД ШУМОК

«Интересные и полезные» ресурсы интернета делятся на две большие категории. Первая — с намеренно геймифицированным образовательным, развивающим компонентом. Геймификация — придание черт компьютерной игры какому-то неигровому процессу, в нашем случае это то самое «учись, играя».

Поскольку задача ресурса — заставить ребенка «залипнуть» и при этом получать пользу, от «геймификаторов» образования требуется очень большой талант. Да и игра с яркими персонажами и с высокой степенью условности (а давайте ловить мышкой кубики и считать циферки на них!) может провести разве что совсем маленьких.

Дети постарше хотят, чтобы все было как у больших, их ни Кащеем Бессмертным с ретортой, ни Бэтменом с кроссвордами не обманешь

А с этой задачей зачастую лучше справляются ресурсы другой — второй категории — те, которые имеют скрытый (или не очень) образовательный потенциал, но не направлены на образование напрямую.

Общее у них одно: по сути они игры, у которых основная функция (развлекающая) паровозом протаскивает другую, развивающую. Для поколения компьютеров и гаджетов такие ресурсы заняли нишу образовательно-приключенческой литературы — а ее в советские времена было много, причем отменного качества. Те, кто постарше, едва ли прошли мимо приключений Нулика в Карликании и тайны черной маски из Аль-Джебры — то есть мимо книжек В. Лёвшина и Э. Александровой про математику. А ровесники автора этого материала — те, кто рос и приобщался к компьютерам в начале 90-х — наверняка вспомнят увлекательнейшую «Энциклопедию профессора Фортрана», приложение к не менее увлекательной приключенческой книжке «А я был в Компьютерном городе!».

ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ

Всем нам прекрасно известны панорамы от Google. Даже взрослому сложно устоять перед искушением виртуально побродить по каким-нибудь переулкам или найти в Париже знакомую с детства улицу Феру, где был кабачок, в котором пьянствовали мушкетеры. А создатели сайта GEOGUESSRпревратили это естественное искушение в игру: при помощи панорамы мы находим себя в случайном месте. Нужно как можно точнее угадать, что это за место, перемещаясь по панораме мышкой или стрелками на клавиатуре, приближая и отдаляя объекты при помощи колесика. Пять мест — пять возможностей набрать очки, и чем точнее указано место, тем больше очков. Дорожные указатели, дорожные щиты на том или ином языке, особенности ландшафта — любая деталь может дать подсказку. Автор едва не сорвал сроки сдачи материала, проверяя, «как оно работает», поскольку опомнился к исходу часа где-то на границе Колумбии и Эквадора.

За кажущейся простотой игры — огромный образовательный потенциал. Ребенок учится формулировать запросы, а заодно ориентироваться в поисковой выдаче, знакомится с тем, как использовать словари (разумеется, родителям стоит заблаговременно снабдить браузер нужными закладками и показать их сыну или дочери). Часто нужно подключать логику: например, поисковик выдает, что есть два населенных пункта с английским названием — один в США, другой в Англии. Подросток задумывается, как отличить одно от другого, вспоминает, что в Англии левостороннее движение… А если ни указателей, ни надписей на панораме нет, но бродит подозрительно черный мишка небольшого размера? Значит, можно угадать хотя бы континент (и набрать больше очков, чем если промахнуться полностью и спутать Африку с Австралией)! А заодно и в голове откладывается, что маленький черный мишка называется барибал, и живет он в Северной Америке.

И, кстати, научившись отгадывать, где находится случайная точка, ребенок легко сможет сделать и обратное: при необходимости суметь изучить незнакомое место заранее (например, перед поездкой с родителями в отпуск за границу) и не заблудиться.

УЗНАВАЙ И ВЛАСТВУЙ

Викторин в интернете — тьма: на разные темы, разного уровня, для разной аудитории. Но, пожалуй, наиболее увлекательная викторина — «Тривиадор» наследник популярного «КонКВИЗтадора», потому что это не только простенькая угадайка, но и захват территории, очки рейтинга, знаки отличия… в общем, полноценная игра. Оторваться от нее сложно, сложнее, чем от других викторин, тем более что играешь не с компьютером, а с живыми соперниками, которые точно так же, как и ты, могут ошибиться, а могут и воспользоваться твоей оплошностью, могут выбрать выжидательную стратегию, а могут сразу напасть на твой замок и выбить тебя из игры, даже если ты завоевал почти все их земли…

На ответ дается ровно десять секунд — достаточно, чтобы вспомнить, если знаешь ответ, и сообразить или вычислить, если не знаешь, но недостаточно, чтобы подглядеть в интернете.

Кто-то скажет, что польза викторин, как и применимость разрозненных обрывочных энциклопедических знаний в реальной жизни сомнительна. Однако удивление, которое сама по себе вызывает новая информация — «ничего себе, вот это да», — запускает очень сильный мотивационный механизм познания. Сколько ребер у лягушки? 6, 8, 12 или 0? Правильный ответ — ноль? Как это так — у лягушки нет ребер? А у каких земноводных уже есть? И открывается энциклопедия. Энциклопедия, которая, если бы не возник этот интерес, и не открылась бы.

ВОТ ТАКОЙ Я МОЛОДЕЦ / ОГУРЕЦ

Есть в интернете на чем «залипнуть» и детям-гуманитариям. Например, очень старая, но все еще увлекательная игра «Из песни… не выкинешь». Вообще-то это не совсем игра, это замаскированное под нее научное исследование (ученые-филологи изучают, как работает память).

Задача — указать, какое из двух предлагаемых слов в стихотворном отрывке (а тексты и из школьной программы, и малоизвестные) авторское. Или понять, авторское ли слово — то, которое выделено, или все-таки хитрая подмена. Или даже вписать собственный ответ. Отвечаешь правильно — набираешь очки. Можно и обменяться впечатлениями в комментариях. Удивительно, но затягивает.

Хотя почему «удивительно»? Юмор у детей незатейливый, коверкать цитаты они любят, а стихотворение может и само превратиться в дразнилку. В результате развивается чувство языка и литературный вкус, а ребенок знакомится со стилистикой (заданный самому себе вопрос — «хм, а почему же все-таки у автора именно так?» — может повлечь за собой куда более глубокий интерес).

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Это всего лишь примеры. Интересных ресурсов — масса, и, если вы сами поймали себя на том, что увлеклись каким-то игровым или полуигровым сайтом и полезли искать недостающую информацию, высока вероятность того, что и ваш ребенок поведет себя точно так же.

Казалось бы, у таких сайтов — одни сплошные плюсы: ребенку интересно, он получает новые знания, делится впечатлениями, распространяя их среди своего круга общения (например, в соцсетях).

Однако нужно помнить, что такие сведения — бессистемны, а способ их получения не приучает к труду, без которого невозможны глубокие знания. Игра, с одной стороны, учит, что очень многое в жизни — в том числе и знания — добывается трудом, но не учит очень важному: не останавливаться, когда перестает быть интересно, не учит важности систематических занятий. Это раз.

Два: с определенного момента любая игра становится понятной и, следовательно, перестает требовать усилий, превращаясь в бессмысленное времяпрепровождение. Затраты времени перестают себя окупать: ты уже извлек из ресурса все, что мог извлечь, выучил вопросы наизусть и так далее. Да и то, что для дошкольника требует концентрации внимания и напряжения мысли (это ведь еще надо суметь — досчитать до трех, потом выстроить три шарика в ряд и не уронить; даже язычок высовываешь от усердия), для подростка будет банальным «таймкиллером». Поэтому мало дать сыну или дочке нужный ресурс — важно сделать это в соответствии с уровнем, причем уровнем конкретного ребенка.

В общем, идти нужно к главному: вызвав в ребенке заинтересованность тем или иным вопросом, попробовать этот интерес развить, попробовать стимулировать его изучать вопрос глубже, переключившись с игры на образовательные сайты, форумы, энциклопедии и прочее. Попробовать показать, что полезное можно извлекать из интересного. Но самое важное, что в первую очередь такой подход требует усилий от самих родителей — не пускать все на самотек, разговаривать с подростком, направлять его интерес. Ведь подсунуть ребенку интересное, а самому уйти раскладывать очередной пасьянс — это слишком просто.