Что вы знаете об очень страшных детских героях (Момо здесь). И надо ли с ними бороться

14 236

Что вы знаете об очень страшных детских героях (Момо здесь). И надо ли с ними бороться

14 236
Момо. Фото: Wikimdeia Commons / Keisuke Aisawa

У каждого нового поколения свои герои, тренды, увлечения. А ещё — существа, которые жутко пугают и при этом завораживают. Наш блогер Елена Прудиус написала подробный гид по современным ужастикам (спросите у своих школьников про SCP foundation) и рассказала, зачем детям вообще так надо кого-то бояться.

Это ликбез и заодно путеводитель для родителей, педагогов и детских психологов по части того виртуального мира, в котором много времени проводят наши дети.

«Скажите пожалуйста можно ли как то пожаловаться на персонаж Тревора Хендерсона сиреноголового??? чтобы его не добавляли в игры которые играют дети?» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.) — такой комментарий был обнаружен под статьей, посвященной творчеству художника и дизайнера из Канады Тревора Хендерсона. Так что есть родители, которые хотя бы отчасти посвящены в такие подробности детской жизни. А нам всем должно быть понятно, что, как только в руках ребенка оказывается телефон, то обнаружение в нем игр с устрашающими персонажами — просто вопрос времени.

Кого боятся ваши дети

Три года назад в интернете появился и широко распространился персонаж по имени Момо — женщина-курица японского происхождения. Дети, начиная с подготовительной группы детсада, очень быстро узнали о ней и многие боялись, тем более, что с ней можно было переписываться в мессенджерах. В своих посланиях «она» запугивала своих собеседников, угрожала и призывала совершать опасные для себя и других вещи. Момо оказалась примитивной бот-программой, которая успела напугать полмира.

Примерно в то же время дети во время моих консультаций рисовали неких Чарли и Фредди, в которых они играли и боялись одновременно. Чарли оказался опасным скелетом из видеоигры, а Фредди-медведь — главным аниматроником, представителем группы искусственно созданных по подобию людей или животных существ.

Эпоха Момо, Чарли и Фредди быстро прошла, едва успев начаться. Им на смену пришли Слендермен — тонкий человек без лица, и Эндермен — опасное существо из Майнкрафта.

В последнее время воображением детей завладели Сиреноголовый монстр, который воем своих сирен парализует, а потом пожирает жертву, и Мультяшный Кот (Cartoon Cat), который, напоминая внешне животное, на самом деле является опасным монстром, также пожирающим своих жертв.

Википедия ужаса

Эта часть нашего путеводителя не будет достаточно информативной без упоминания о вселенной SCP foundation. Это что-то вроде википедии страшных, непонятных и паранормальных персонажей, объектов, событий и явлений. Трудно сказать, кто являлся инициатором её создания, но множество добровольцев продолжают населять ее новыми созданиями мрака. К ним, в частности отнесены творения того самого канадского художника-дизайнера Тревора Хендерсона — Сиреноголовый монстр и Мультяшный Кот. Сухие псевдонаучные вики-статьи на многих читателей производят не менее устрашающий эффект, чем сочный литературный хоррор.

Есть еще кое-что важное в этом фантастическом фонде. Его задача — взятие под контроль сущностей и явлений классов «Кетер» (однозначно вредоносные по отношению к человеку) и «Евклид» (с неизвестными и потенциально вредоносными свойствами). В вики-статьях подробно описываются условия содержания и нейтрализации этих сущностей, а также — о сущностях и явлениях класса «Таумиэль», которые поглощают эффекты «Кетера», обращают их вспять и восстанавливают все заново. С точки зрения наук о психическом здоровье — это хорошие техники взятия страхов под контроль разума.

Один из объектов класса «Таумиэль» — якорь реальности. Его изобрел Тобиас Скрэнтон, и с его появлением восстановление реальности и контроль над вредными сущностями пошло полным ходом. Но, как и в реальной жизни, хорошего много не бывает, и некто вмешивается в ход истории и в измененном времени в автоаварии гибнет Тобиас Скрэнтон. Таким образом никто уже не изобретет Якорь реальности, но действующие экземпляры продолжают удерживать и восстанавливать бытие. Якоря реальности — это, кстати, очень созвучно принципу реальности, открытому З. Фрейдом — способности брать под контроль свои переживания и побуждения.

У SCP foundation есть яркий литературный прообраз — один из ранних романов братьев Стругацких — «Понедельник начинается в субботу» (сказка для младших научных сотрудников). В НИИ ЧаВо, (НИИ Чародейства и Волшебства) в специальных условиях содержатся Кащей Бессмертный, отбывающий бесконечный срок, Змей Горыныч и даже тройка древнегреческих гекатонхейров — Бриарей, Котт и Гиес и множество других вредителей. А сотрудники НИИ их изучают с целью создания эликсира или иного поставщика счастья.

У меня для этой цели есть специальная коробка для содержания детских рисунков со страшилками. Она так и называется «Заповедник страшилок» и охраняют её изображенные на крышке снаружи и изнутри три богатыря — соответственно Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Знаете, многим юным художникам сразу становится немного легче после процедуры взятия под стражу тех, кто их пугает.

Последнее упоминание об SCP foundation я услышала от мальчика 6 лет. От него же — о Мультяшном Коте. Мама была весьма удивлена нашим разговором: она-то ни том, ни о другом не слышала. Так бывает часто даже с очень заботливыми родителями.

Зачем детям ужасы и страшилки

«Смотрели бы добрые мультики, или вот комедий сколько хороших!» — восклицают бабушки и мамы. Папы обычно молчат. Почему детей тянет на страшное, связанное с риском для жизни, смертью? И не только детей — все возрастные группы в той или ной степени подвержены интересу к миру тьмы. Этому есть, как минимум, пара объяснений:

  1. Тьма— часть нашей жизни. Каждую область мира нужно знать и освоить, чтобы пребывать в ней максимально безопасно. Дети своим природным чутьем это знают. Мало того, любой малыш боится темноты и тянет за собой маму, чтобы она разделила с ним непредсказуемое путешествие. И он абсолютно прав. Другое дело, что взрослые начинают осыпать насмешками трусишку, предлагают включить свет или просто отмахиваются от ребёнка. Что тогда делают дети? Они могут оставить попытку освоить область тьмы самостоятельно, но непременно вернутся к этой идее с товарищем по детсаду или классу.
  2. Есть только один надежный способ взросления — совершение подвигов. Подвиг — это качественный скачок после периода набора какого-то опыта. По сути это проявление закона диалектики — перехода количественных изменений в качественные. Преодоление страхов — это целая цепочка детских подвигов взросления. Сначала — поход в темноту с мамой за ручку. Не говорите, что это полностью безопасно, но, если что, мама может спасти и, скорее всего, спасет. Затем — выбегание в коридор с фонариком до выключателя. Затем — без фонарика. И, наконец, рывок через сумрак до туалета.

Дети школьного возраста стихийно собираются, чтобы травить друг другу страшилки, в которых меняются со временем персонажи от Черной Руки и Красного Пятна до Матного Гномика и Пиковой Дамы. Слушать их до ужаса страшно, но это делается вновь и вновь, пока сторителлинг не становится полноценной прививкой от страха, а сказитель и слушатель получают стойкий иммунитет к объектам тьмы.

В последние годы эта область по понятным причинам перекочевала в интернет. Трансляторы страшного контента — взрослые — дарят его детям. Но если даже не подарят, богатое воображение ребенка все равно создаст монстра, живущего под кроватью или в шкафу. Чтобы исследовать область тьмы и победить страх.

Что делать родителям

Я часто слышу от подростков, что они никому или почти никому не рассказывают о своих страхах, так как считают, что это никому не интересно. Откуда у них это убеждение? Не оттого ли, что мы, взрослые, слишком легко отмахиваемся от попыток рассказать нам о своих переживаниях, считая их ерундой, или сразу запрещаем контакт со страшным контентом, забирая подаренные нами же телефоны. А то, что телефоны есть у других детей, и они продолжают «сидеть» в них уже не на ваших глазах, это как будто не имеет значения.

Конечно, у взрослых бывают очень серьезные причины отворачиваться от детских проблем: хроническое переутомление, стресс от затяжных травмирующих отношений, долги, ипотека и много чего еще. Да, нам самим бы не помешала какая-нибудь служба помощи. Но мы должны признать, что нормальная задача для нормального взрослого человека — найти ресурс, внутренний и внешний, для выхода из своих сложных ситуаций. У нас все-таки и жизненный опыт какой-никакой есть. У детей этого опыта меньше.

Если ваш ребенок или подросток залип в каком-то виртуальном страхе, найдите немножко времени и сил для важнейшего дела — выслушать его. Даже если вы не все поймете (или не поймете ничего), просто поверьте, что ему страшно и нужна помощь. Возможно, не только эмоциональная, но и профессиональная. Грамотные педагоги и психологи должны быть в курсе современных реалий детской и подростковой субкультуры. Именно это, в первую очередь, должен знать и понимать специалист, работающий с детьми — в какой жизненной ситуации они сейчас находятся, в каком пространстве живут, какие новые имена появились у древнего Буки. Иначе нам просто не о чем будет с ними говорить.

Пока они в страхе, они просто пытаются выжить: им не учебы, не до школы, не до исполнения каких-то обязательств, на них возложенных.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.