Почему подросткам стоит показать фильмы Тарковского
Почему подросткам стоит показать фильмы Тарковского
Когда мы говорим «подростковое кино», то часто представляем себе фильмы про супергероев, снятые по комиксам. Это не всегда так. Дети смотрят разные фильмы, но им надо помогать анализировать увиденное. Наш блогер, педагог Татьяна Красовская, рассказывает, как подростки воспринимают серьёзные картины.
Субъективный взгляд режиссёра на пьесу А. Островского «Бесприданница»
«Жестокий романс» — советский художественный фильм режиссёра и сценариста Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы А. Островского «Бесприданница». Когда талантливые люди делают фильм хорошо, то причина всего одна: ими движет желание вызвать эмоциональную реакцию зрителей.
С первых минут показа фильма девятиклассники начали отвлекаться, потом совсем отказались смотреть. Поэтому я рассказала детям об истории романса, о формировании течения жестокого романса, о Дмитрии Бузылёве-Крэцо — советском актёре и музыканте, который сыграл в этом фильме цыгана Илью. Дала возможность прослушать цыганский гимн, написанный на основе народной песни «Джелем, джелем» в исполнении группы «Лойко».
Авангардный взгляд режиссёра на повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине»
Письменный пересказ-рассуждение монолога жены Сталкера девятиклассниками
Анатолий: «Каждый сам решает, что ему делать, с кем и где быть. Она приняла такое решение. Оно мне непонятно. Я материалист. Чувства. Эмоции. Для меня это всё второстепенно. Эти эмоции — химия мозга да биология организма. Сложно рассуждать, когда не понимаешь мотивов. Возможно, я ещё мал и не понимаю, зачем она это делает. В любом случае у меня нет права осуждать её выбор. С эмоциональной точки зрения это сложная работа. Я уверен, что через несколько лет монолог вызовет у меня совершенно иные эмоции».
Михаил: «В монологе говорится о глубине отношений, которые многим людям нужны. Если даже человек одиночка, у него нет ни друзей, ни брата или сестры, ни родителей, то всё равно у него должно быть место, куда возвращаться, должен быть дом. У Сталкера есть любимая жена, которая ждёт его, а он постоянно рисковал собой ради собственной мечты, он мечтал показать людям глубину души».
Валерия: «Из монолога жены Сталкера можно сделать вывод, что он бесстрашный. Этот фильм подарил людям много открытий. Люди смотрят „Сталкера“, что сложно, но это и личностно осмысленное событие на пути каждого в собственном развитии».
Дарья: «В жизни есть люди, за которыми невольно хочется следовать, позволять им покорно вести себя, несмотря на последствия. Несмотря на горе, стыд, несчастье, просто чувствуешь надёжность, уверенность, и ничего больше не надо. Даже если случится что-то плохое, нельзя сдаваться, и совсем отказываться от горя тоже нельзя. Потому что, если в жизни будет слишком много счастья, на него выработается иммунитет. Жизнь — она такая, чёрно-белая, и каждому нужен человек, который станет его маяком в пустоте между пропастью и светом. Цинизм окружающего мира словно яркий свет лампы, ударивший в лицо: сначала ослепит, а затем освещает предначертанный путь».
Анна: «Я полностью согласна со словами этой женщины. Я ценю в людях глубину. Понятие „глубина“ довольно неоднозначно, то есть его можно понять по-разному. С одной стороны, это то, что привлекает нас в людях, заставляет нас тянуться к ним. Также глубину можно понять по-другому. Глубина — это внутренний шарм человека. Это то, чем он красив внутри и что у него в душе. Возможно, благоухающие цветы, а возможно, сухое, безлюдное и мрачное поле. Она права в том, что если любишь человека, то закроешь глаза на все его недостатки. Взгляды и мнения других людей не повлияют на твой выбор: они не знают его по-настоящему. Возможно, я ещё не доросла до того возраста, чтобы говорить об этом. Но, опять же, сто людей — сто мнений».
Никита: «Ничего не бывает без контрастов. Без горя нет счастья. Было сложно, было плохо, грустно… В этом мире люди напридумывали столько чепухи. Арестанты, протестанты. Идеи, которые доводят до дрожи. Без счастья и горя и надежды бы не было, а надежда — это всё, что у нас остаётся в самый последний момент. Я не хочу серой жизни. Для меня должно быть где-то темнее, а где-то светлее. Жизнь должна быть наполнена контрастами. Без них не видно черты, за которую надо держаться. Не жалуйся, не плачь и никогда не завидуй никому».
Даниил:
Чувства, за которыми подросток идёт в кино
Подростки обладают неиссякаемым зарядом энергии, которую они тратят и должны пополнять. В период полового созревания основной обмен веществ и энергии увеличивается на 10–20%. Расход энергии у подростков за 40 минут традиционного урока составляет 225 кДж, урока контроля знаний — 560 кДж, а урока физкультуры — 894 кДж. Это затрата энергии на приобретение профессиональных знаний, или «жёстких» навыков (hard skills), на одном уроке.
С точки зрения физиологии и психологии человека лучшим способом отдыха является смена деятельности, при которой происходит переключение интеллектуальной активности на познание, например, личных качеств или «мягких» навыков (soft skills). Смена деятельности предоставляет подросткам огромные возможности и практически безграничный потенциал роста, энергии и творчества. Это переключение даёт подросткам возможность:
- открыть неизвестный мир (глубоко интимный или эпический);
- в чужом мире обнаружить самих себя, разглядев собственные черты, спрятанные глубоко внутри персонажей и возникающих между нами конфликтов.
Авангардный режиссёр А. Тарковский нашёл средства для прямолинейного разговора с подростками практически без затраты ими энергии, а Э. Рязанов — нет. Его художественная история не уравновесила ожидания подростков. Фильмы Тарковского стали иконой для кинематографистов всего мира.
Подростки идут в кино не за развлечениями — пустой тратой времени, — а за метафорическим, глубинным, практическим, всеобъемлющим смыслом, за глубокими чувствами, даже если не осознают этого.
В течение многих лет я испытывала чувство уважения к аудитории подростков, её способности к ответной реакции. Словно по волшебству, спадали маски, дети становились искренними. Срабатывали все функции (исполнение) чувств:
- мотивирующие поведение;
- сигнализирующие значимость объектов и побуждающие направлять на них деятельность;
- определяющие значимость всего, что происходит;
- отражающие разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
- обеспечивающие невербальную коммуникацию.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.