Теория читательского отклика: как она помогает понять подростков

Теория читательского отклика: как она помогает понять подростков

Иллюстрация: Shutterstock (BRO.vector)

По теории Энтони Тисельтона, мы сами придаём смысл прочитанному. И речь не только о великих произведениях классиков, но и о школьных блиц-ответах и сочинениях. Наш блогер Татьяна Красовская предложила прочитать, что пишут подростки про свой возраст и период становления, чтобы понять, о чём они думают и что чувствуют.

Автор учебника по герменевтике Энтони Тисельтон пришёл к выводу, что суть прозы или стихотворения такова, каким её хочет видеть читатель. Во всех текстах есть неопределённость, побуждающая читателя связать её со своими ожиданиями, стереотипами, мечтами.

В проекте документа о ключевых направлениях развития российского образования до 2035 года говорится о важности обучения эмпатии, формующей гибкие навыки в «условиях глобализации».

Отзыв, оценка важна как для художника, поэта, так и для девятиклассника. Школьники дорожат отзывом учителя, оценочными суждениями одноклассников в их блиц-рассуждениях и текстах, в которых они, например, рассказывают о переживаниях переходного возраста.

Проявление эмпатии — это «вживание» в вымышленный мир литературного героя. Литературный текст, как и жизнь, содержит в себе ряд пластов и степеней понятий, которые автор не всегда осознаёт. Можно сделать вывод, что текст, как и определённый ситуационный выбор человека, может быть независим от автора. Кроме того, понимание читателей и зрителей может быть как результатом мышления, так и результатом интуиции.

Образ леса и птицы для поэта значительнее, чем просто символ жизни, они для него являются самой жизнью. Согласно теории читательского отклика, важную роль в раскрытии сути литературного текста имеют взгляды и убеждения читателей, комментаторов. На формирование автора и его произведений влияют как исторические факторы, так и общественно-историческая жизнь читателей и комментаторов.

Главным предметом исследования герменевтики остаётся то самое напряжение (или диалектика) между конкретными случаями и более широкой системой координат. Она обеспечивает временную целостность элементов в контексте человеческой истории, языка и жизни.

Стихотворение «Попросил фотографа» заставляет размышлять, возможно, соединить тайну нескольких стихотворений в одну суть. Талантливые стихи содержат и интригу, и способ её разрешения. Интрига героя — стремление к точке, к глубине, к третьему измерению. Разрешение в той же точке, к которой стремится разум. Осознание является результатом стремления (развития) к «середине, к центру давящей тяжести».Процесс интерпретации неисчерпаем. Понять текст — это всё равно что понять друг друга. Понять текст — значит «поставить себя на место автора». Суть любого литературного произведения рассматривается не как авторское творчество, а как результат совместных усилий автора и его читателей.

Проявление эмпатии — это отклик на состояние и чувства подростка, понимание того, что происходит с ним. Для решения определенных задач, с точки зрения современных тенденций развития образования, учитель и ребёнок/подросток должны взаимодействовать согласно принципам краудсорсинга (от англ. «толпа» и «использование ресурсов»), между ними должны отсутствовать жёсткие социальные границы.

Это условие раскрытия ребёнка в диалоге, блиц-ответах или в текстах о трудностях подросткового возраста. Подростки всегда готовы к контакту, поэтому с удовольствием отдают свои тексты на всеобщее обозрение с целью получения откликов.

Арина:

«В настоящее время подростки на первое место ставят дружбу. Для этого они объединяются в группы. Проводят вместе время. На втором месте находятся родители. Они их любят, но им кажется, что родители не понимают их. Для разрешения каждой сложной ситуации подростки идут к друзьям».

Мария:

«Многие родители хватаются за голову, когда их дети достигают переходного возраста, в основном это 11–13 лет. Послушные мальчики и девочки становятся грубее, зачастую всё отрицают. Но на самом деле просто наступает момент, когда дети начинают чувствовать мир лучше. Из-за этого их поведение меняется так же, как и мысли.

В седьмом классе я была намного вспыльчивее, чем сейчас, наверное, не хотела принимать ту реальность мира, которая со мной до сих пор. Многие дети в таком возрасте любят выражать себя, например, рисуя или даже сочиняя небольшие стихотворения или рассказы».

Дмитрий:

«Примерно в седьмом классе начинается переходный возраст. Это возраст, в котором в кровь вбрасываются гормоны, которые сильно меняют характер и мировоззрение подростка. Начинается тот период жизни, когда энергия захлёстывает человека, его настигает неутолимое желание найти себя в мире. В этом возрасте на переставшего быть ребёнком подростка, наваливаются множество испытаний.

Многие уже начинают чувствовать притяжение к противоположному полу, внутри них кипят эмоции и желания, подавить которые сложно. Они не хотят подчиняться, они хотят подчинять чужие умы, сердца. Многих начинает терзать одиночество, они впадают в депрессию, думая, что никому не нужны. Внутри них будто образовываются чёрные дыры, поглощающие весь свет жизни.

Подростковый возраст — сложный этап, который приходится пережить каждому. Стоит дорожить чувствами подростка, в противном случае он повернётся к вам спиной и вам будет сложно ещё раз увидеть его лицо».


Читатель, к которому обращён текст, считается реальным участником литературного процесса, а его отзыв является главным фактором его смысла. Этот метод получил название теории читательского отклика. Энтони Тисельтон пришёл к выводу, что читатели ― творцы смысла. Взрослые ― творцы смысла жизни детей.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.