«Современные дети довольно зажатые». Автор «Петрова и Васечкина» — о своих героях и школьниках сегодня
«Современные дети довольно зажатые». Автор «Петрова и Васечкина» — о своих героях и школьниках сегодня
Петров и Васечкин — кумиры не одного поколения советских и даже постсоветских детей. Как придумали этих героев и почему они до сих пор актуальны, рассказал писатель и режиссер Владимир Алеников в блоге издательства «РИПОЛ. Детство».
Знаменитым Петрову и Васечкину (и, кстати, их боевой подруге Маше Старцевой) уже более 40 лет. Похождения бравой троицы не теряют своей актуальности и сейчас. Их автор — писатель и режиссер Владимир Михайлович Алеников — придумывает все новые приключения и пишет книги, которые с азартом читают бабушки и дедушки, мамы и папы, мальчишки и девчонки всех возрастов. Мы пообщались с автором и попытались выяснить причину такой популярности.
Как появились Петров и Васечкин
В 70-е годы прошлого века создатель детского киножурнала «Ералаш» драматург Александр Григорьевич Хмелик (сейчас его назвали бы продюсер) пригласил меня работать в киножурнале в качестве сценариста и режиссёра. Вот там-то впервые и появился Васечкин — обаятельный авантюрист, который попадал в разные переделки и придумывал бесконечные шалости. Чуть позже отдельно появился Петров, персонаж с совсем другим характером — прямодушный, слегка наивный и очень добрый.
Какое-то время они существовали по отдельности, а потом встретились в анимационном фильме «Переменка», для которого я написал сценарий, снятый режиссером Ефимом Гамбургом на студии «Союзмультфильм». Я продолжал сочинять про них всевозможные истории и для киножурнала «Ералаш», и просто для журналов. Так Петров и Васечкин стали ярким творческим дуэтом. Про них вышла первая книжка, и в конце концов Одесская студия предложила мне написать и снять полнометражный сценарий с моими героями. Так появились «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные», а затем и «Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные».
По мнению учителей (а я сменил несколько школ), я был весьма хулиганистым парнем. Мне было откровенно скучно в рамках школьных будней, и я все время старался придумать чем развлечь себя и одноклассников. Надо ли говорить, что моих родителей постоянно вызывали к директору?! Вот, собственно, из тогдашней моей школьной жизни и появился Васечкин. Прототипом же Петрова стал мой близкий друг, однокашник, а ныне питерский поэт Петр Брандт — он был моим верным Санчо Пансой. А вот Маша Старцева — собирательный образ. Она ведь по сути безупречна: круглая отличница, красавица, спортсменка, активистка — такие правильные девочки были и есть во все времена.
В основе историй этой троицы лежат не только мои проделки. Я ведь и сам потом стал школьным учителем — сначала преподавал французский, потом литературу и русский в знаменитой московской Второй школе. Мои уроки нередко становились праздничными вольными семинарами на заданную тему. А поскольку к тому моменту у меня вышло уже несколько книг стихотворных переводов (в основном с французского и испанского), то заодно мы еще занимались поэзией, учились переводам — то есть я в работе своей выходил далеко за рамки строгой школьной программы. Потом уже в школе появилась Театральная студия, где я ставил спектакли с ребятами. Вся эта насыщенная школьная жизнь дала богатую почву для новых историй.
Петров и Васечкин в XXI веке
Я думаю, эти герои такие долгожители, потому что они есть везде, во всех компаниях и во все времена. А поскольку они очень узнаваемы — их любят. За истекшие годы у подростков поменялись только гаджеты в руках и атрибутика вокруг. Сами дети не поменялись нисколько. Я очень хорошо знаю своих героев, как они себя поведут в любой ситуации. Так что мне остаётся только записывать за ними. И в новых книгах я постоянно отправляю их в разные путешествия, где на их долю выпадает куча приключений: то Петров и Васечкин в Африке, то в Антарктиде, то в Колумбии, то в горах Кавказа попадают в XIX век.
Сейчас дети растут свободнее чем раньше, но все равно еще достаточно внутренне зажатые
Мне есть с чем сравнивать, я всю жизнь работаю с детьми. Я убежден, что все люди без исключения рождаются с даром лицедейства, ведь все дети в кого-то играют в обязательном порядке. Мальчики — в казаки-разбойники или человека-паука, девочки — в дочки-матери или в Эльзу. Но если этому дару никак не помогать, этот творческий потенциал постепенно атрофируется. Поэтому очень важна родительская работа.
К сожалению, многим родителям проще купить детям гаджет, и пусть смотрят что хотят, так им проще. В итоге дети реже читают, не учатся фантазировать, мечтать, стремиться осуществить свои мечты. В читающих семьях дети растут совсем иначе.
Как найти свое призвание
Прежде всего важно понять, что тебе интересней всего на свете, и второе — в чем ты можешь максимально выразить себя. Лично я открыл для себя кино в 14 лет. Прекрасно помню, как это случилось. Моя мама снимала меня и мою сестру на трофейную камеру. Однажды, когда мы ждали гостей к празднованию Нового года, мама попросила склеить пленки, которые она снимала в течение многих лет, и я начал свои эксперименты.
Меня настолько затянул этот процесс, что когда мама сообщила о скором приходе гостей, я понял что провел за монтажом больше суток, не прерываясь ни на минуту. Так я почувствовал, что столкнулся с чем-то волшебным, и ничего более волшебного в моей жизни уже не будет. И 1 января на замёрзшем Финском заливе я уже снимал свой первый фильм «Белое безмолвие» по мотивам знаменитого рассказа Джека Лондона. Был оператором, режиссёром и исполнителем главной и единственной роли. Так определилась моя судьба.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Обложка: кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»