«Петров, красная карточка!»: как научить детей соблюдать правила в школе

3 008

«Петров, красная карточка!»: как научить детей соблюдать правила в школе

3 008

Как мотивировать детей не нарушать школьные правила? А совершать хорошие поступки? Наш блогер, директор школы Наталья Искорцева-Кунская, рассказывает о двух методах, которые отлично работают в её школе и которые можно применять и в школе, и дома.

Вряд ли сейчас надо рассказывать о том, что такое геймификация, а особенно в профессиональном сообществе, верно? О том, как сделать рабочие будни более веселыми и продуктивными с применением игровых механик, активно говорят даже в бизнесе. Так что уж говорить о школе, где учатся те, кто по определению с игрой связан (и потому что дети еще, и потому что в цифровой век рождены).

Нарушил правила красная карточка

Наша школа построена на демократических принципах, уважении, свободе и — вишенка на торте — цифровых технологиях (то есть у учеников есть учебные девайсы и свободный выход в интернет прямо в школе!). А ещё у нас есть правила, где написано, что смартфонами и учебными девайсами пользоваться не в учебных целях (особенно на переменах) нельзя.

Конечно, за «нельзя» стоит веская (с их точки зрения) аргументация взрослых: потому что вредно для развития все время в экране сидеть, на переменках надо глазам отдохнуть и телу подвигаться, да и пообщаться-то в реальном мире — ценность великая, и когда, как не на переменках, этот навык прокачивать?

Но эти аргументы весомы для взрослых, а в детях кричит «хочу играть/смотреть видосики/проверять лайки!»

Вот и получилось, что есть правила, есть дети, эти правила регулярно игнорирующие, и есть взрослые, эти правила оберегающие и становящиеся церберами в глазах детей. Что делать?

Все дети знают, что такое футбол. По аналогии с футбольной системой карточек, у нас появились красные и желтые штрафные карточки — выдаваемые за нарушения правил игры, то есть правил поведения в стенах школы. За определенное количество штрафных карточек отстраняют от учебы на неделю. А при повторном случае может последовать даже исключение. То есть угроза вполне серьезная.

При этом важно понимать, что работать такая угроза может лишь при условии, что быть учеником конкретной школы — действительно ценность для детей. То есть для массовой школы, где исключить ученика школа не имеет права, такая мера не пройдет. Но тогда надо искать какой-то другой критерий, который может быть относительно универсальным (применимым ко всем ученикам конкретной школы) и весомым для всех.

Это не просто веселая игра, но существенная поддержка для детей: она визуализирует и напоминает то, что самому ребенку с еще формирующимся мозгом и волевой саморегуляцией еще сложно удерживать во внимании и контролировать. Желтые карточки — как загорающийся стоп-сигнал, говорящий ученику: стоп, ты близок к черте, за которую нельзя переходить — сделай шаг назад; а красные — как сирена: стоп-аларм — черта перейдена, срочно вернись назад!

Интересно, что первые карточки еще довольно легко воспринимаются детьми, а вот когда происходит накопление, близкое к наступлению последствий — тогда степень самоконтроля существенно повышается.

То есть штрафная система работает. Но как любая штрафная — будь она в геймификационной технике, или в какой-то другой оболочке, — она все равно репрессивная по сути. А для школы это имеет значение. Потому что в человеческом и социальном организме есть такой интересный фокус: то, что подкрепляется вниманием, то и прогрессирует. То есть если основное внимание уделяется системе запретов и нарушений — то нарушения и будут развиваться.

Поэтому, вводя что-то запретительно-репрессивное, нужно сбалансировать ёмким подкреплением позитивного

В нашем случае — правильного, желаемого поведения. Поэтому в систему карточек встраивается бирюзовая карточка, её можно получить за что-то хорошее. Эти карточки тоже можно накапливать. А накопив, обменять на что-то ценное: от сквишей до пиццы.

Есть и более существенные «плюшки», которые просто в магазине не купишь — канцелярия, термокружка или байка с логотипом школы, а еще питание в столовой без очереди, например. Важно, чтобы напоминание об этой системе было на виду — например, в витрине с образцами и прейскурантом на видном месте.

Кстати, на взрослых это всё тоже должно распространяться. Я как директор школы часто выписываю карточки педагогам. И учителя за полученную помощь или случайно замеченное бескорыстное доброе дело выдают карточки как детям, так и коллегам.

Из незапланированного эффекта: как только появились бирюзовые карточки, так сразу предпринимательское мышление ребят стало себя активно проявлять. Дети стали пытаться эти карточки «заработать» — и даже начинали торг с учителями.

Тут мы чуть не попали в очередную ловушку, так как дети начали требовать плату за хорошее поведение, помощь друг другу и другие «добрые дела»

Было решено бирюзовые карточки сделать «незарабатываемыми» — то есть они должны быть негарантированными, их нельзя получить по расчету, а только в качестве внезапной благодарности за что-то бескорыстно сделанное. А вот для решения задачки по поддержанию предпринимательского духа и проактивности понадобился новый поиск — и новая игровая механика.

Командная игра

Предпринимательское мышление — то, что важно развивать со школьных лет. Поэтому мы сделали командную экономическую игру, в которой есть внутренняя валюта — стембрики. У каждого класса — свой счет. На счет начисляются стембрики — за отметки, бирюзовые карточки, выполненные работы из биржи труда, выигранные конкурсы и т. п. Конечно, штрафы тоже есть. Например, за плохие отметки, штрафные карточки, беспорядок в классе после уроков, взятые, но не выполненные обязательства.

За накопленные стембрики можно покупать игровые ходы на общешкольном поле. Очевидно, что чем больше у класса стембриков, тем больше он может купить игровых ходов и, соответственно, больше шансов на победу. Победивший класс получает суперприз. Это может быть пицца на класс или ночевка в школе.

Каждый раунд — новое игровое поле (оно может быть по принципу морского боя или сапера или других). Причем каждый раз оно разное — это придает интригу и поддерживает интерес. Здесь еще действует эффект круговой поруки: когда конкретный ученик/ученица несут ответственность за свою учебу и поведение перед всем классом, потому что индивидуальный результат влияет на командный.

В такой игре взрослым важно поддерживать детей психологически, наблюдая за атмосферой (чтобы случайно дети не вышли в буллинг или не «опустили руки» после потери значительной суммы).

И, разумеется, выбирать суперприз надо исходя из интересов детей. Он должен быть значимым для большинства, чтобы мотивировать удерживать фокус в долгой перспективе — ведь одна такая игра длится от месяца до четверти.

Такого рода активности учат и целенаправленности, и терпению, и просчитыванию, и пониманию, что такое взаимовлияние и взаимозависимость. В большом мире, будучи существом социальным, человек не может не брать в учет социальные нормы и правила, действовать без оглядки на социальные последствия своих решений и поступков. Так, через игру, мы получаем и удовольствие, и развитие.

Кто ищет — тот находит. Игровые механики нужны не ради самой игры, а в помощь для решения имеющихся проблем и задач. Решения зачастую лежат в смежных плоскостях, за рамками основного контекста проблемы/задачи, и имеют шансы прижиться, если интересны участникам по механике и содержат в себе интригу. Чтобы система сработала, она должна быть понятной, видимой и справедливой. И работать на всех уровнях.

P. S. Еще больше идей по игровым механикам в целях вовлечения в обучение — на странице школы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.