Какое кино смотреть учителю, чтобы вызвать уважение старшеклассников

Чек-лист для тех, кто хочет быть в теме
4 809

Какое кино смотреть учителю, чтобы вызвать уважение старшеклассников

Чек-лист для тех, кто хочет быть в теме
4 809

Современное массовое кино — настоящая terra incognita для некоторых школьных учителей. И понятно почему: многим оно кажется глупым, неправдоподобным и попросту бессмысленным. Но это мир, в который сегодня с головой погружены ученики-подростки. Это значимая и важная часть их культурного кода, который нам, учителям, необходимо принять, понять и уместно использовать на практике, желательно не теряя по пути здравый смысл. Мария Ерохина рассказывает о фильмах, которые позволят почувствовать себя на одной волне с подростками.

Взрослые, которые постоянно общаются с подростками, знают по себе один эффект: достаточно самой поверхностной демонстрации того, что ты разделяешь их какой-то интерес, как внимание и доверие детей к тому, что ты говоришь, возрастает скачкообразно по экспоненте.

Но есть здесь одна тонкость — имитировать такой интерес не получится. Вы можете снисходительно принимать или категорически отвергать то, от чего нынешние подростки заходятся восторгом, но без качественного знания матчасти ваш диалог провалится и более того — заставит вас выглядеть нелепо. Поэтому единственно верная техника безопасности — безукоризненное следование цицероновской максиме «Быть, а не казаться».

Реальное погружение в мир современных подростков требует от нас недюжиной наблюдательности, определённого упрямства и времени

Да, приходится постоянно душить в себе просыпающегося Герцена, жаждущего выплеснуть лавину брутальной профессиональной критики на «вот это всё». Но, вооружившись хладнокровием дона Руматы, мы получаем в руки новый, удивительно продуктивный канал коммуникации, который делает нас гораздо более понятными и интересными для наших учеников.

Вступая на территорию современной массовой культуры, мы должны предельно честно понимать, что она сиюминутна, хаотична и глобальна

На практике это означает, что молодёжные мемы, герои и сюжетные скрепы сегодняшнего дня устаревают если не завтра, то послезавтра, и поэтому руку на пульсе придётся держать постоянно.

Ещё одна правда заключается в том, что значимое для подростков кино давно не живёт в телевизоре — оно ушло на экраны большого проката (да, придётся сознательно ходить в кинотеатры и смотреть всю текущую поп-массовку) и благополучно живёт в интернете (да, придётся качать сериалы на «Лосте» и примириться с бесконечным «джойказино»).


Что смотрят и цитируют сейчас старшеклассники

Нынешнее поколение 9-11-классников рождено как раз на стыке двух тысячелетий, и потому неудивительно, что вся дорогая нам советская и голливудская киноклассика 1940-1980-х годов идёт в основном мимо кассы.

Пожалуй, единственный общий для нас всех фильм той эпохи — вечноновогодняя"Ирония судьбы», которую хочешь — не хочешь, а пересматриваешь каждый год. Но реальне киноинтересы подростков начинаются, по моим наблюдениям, с голливудского экшна 1990-х.

«Леон» Бессона (1994), «Бойцовский клуб» Финчера (1999) и «Матрица» братьев Вачовски (1999) прочно лидируют в списке неустаревающих кинотекстов, вокруг которых можно строить вместе с учениками вполне себе любопытные цепочки разнообразных размышлений.

Одно из моих собственных самых любимых занятий — разбор литературоведческой схемы «пути героя», архетипов и интертекста на примере первой части «Матрицы». Заходит всегда на ура и с требованиями продолжения банкета.

Истории о супергероях и суперзлодеях из двух американских комикс-вселенных Marvel и DC — то, чего мы все немножечко как бы стесняемся, но всё равно смотрим, даже когда нам самим уже сильно за 16 лет.

В этих фильмах всё супер: графика, экшн, эффекты, предельная прямолинейность сюжетов. Убойное сочетание, чтобы превратить эти фильмы в один из самых мощных, влиятельных и устойчивых кинокодов для подростков всего мира

Мы можем — и должны — относиться к этим фильмам с разной степенью критичности, но я лично всегда абсолютно сознательно смотрю все значимые кинопремьеры этого «модельного ряда».

Во-первых, потому что в их обсуждение можно легко втянуть весь класс: и двоечники, и отличники одинаково уверенно владеют этаким материалом и рьяно бросаются в продуктивные и неожиданно интересные дискуссии.

Во-вторых, потому что сюжеты таких картин прекрасно раскладываются на легко запоминаемые примеры — хоть филологические («где завязка-кульминация-развязка в „Человеке-пауке“?»), хоть физические («ну и какой тип движения осуществляет Железный человек в своем экзоскелете?»).

В-третьих, там всегда можно отыскать кучу сюжетных и фактических ляпов, которыми потом можно успешно интриговать или озадачивать школьников.

Я думаю, что мы уже никуда не денемся от того, что американские комиксы интереснее и понятнее подросткам, чем вся античная мифология и русская классическая литература вместе взятые

Но, возможно, соединив это всё каким-то образом в своей собственной голове, мы сможем доходчивей объяснять им как минимум действительную разницу между массовой и высокой культурой.

В рейтинге франшиз-экранизаций книг тройка лидеров абсолютно предсказуема: это все семь «Гарри Поттеров» (2002-2011), трилогия «Властелина колец» (2001-2003) и четыре серии «Голодных игр» (2012-2015).

Плюсы этого кино очевидны: две первых киноэпопеи сняты по отличным текстам, а «Голодные игры» — фильм, ценный для взрослых может быть даже больше, чем для подростков

Если вы вдруг ещё сами не читали книги, которые легли в основу этих фильмов, — прочтите. Если вдруг ещё не смотрели фильмы — посмотрите. В любом случае это тот киноконтекст, который совершенно не стыдно цитировать любому образованному взрослому человеку.

А для детей это отличный мотивирующий повод наконец-то взять в руки книжку, где, конечно же, написано про любимых героев в разы больше, чем успели показать в кино. Если мы, конечно, не забываем им про это рассказать.

«Сверхъестественное», «Шерлок», «Волшебники», «Доктор Кто», «Теория Большого взрыва», «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Менталист», «Дневники Вампира», «Игра Престолов» — всё это невероятно значимые для нашего «сегодня» прецедентные кинотексты. Из них в молодёжный сленг приходит большинство мемов, цитат, модных образов и прочих сиюминутностей.

Чем дальше мы, взрослые, от текущей сериальной вселенной, тем по факту мы дальше от современного поколения 13-18-тилетних

Да, все эти сериальные миры — огромная параллельная реальность, разветвленная на 5-10-12 сезонов, разом освоить которые сложно, да и не всегда нужно. Зато здесь есть другой очевидный плюс: эти сериалы настолько пестры по своей тематике и стилистике, что в этом списке можно выловить что-нибудь подоходящее даже на самый взыскательный взрослый вкус.

А что делать с остальным сериальным кино, которое вам категорически не понравится? Да то же самое, что делают дети с нелюбимой литературой, — посмотрите пару первых серий, чтобы хотя бы немного сориентироваться в персонажах и их проблемах, а всё остальное прочитайте в кратком изложении.

Большая анимация — это про те современные мультики, которые и язык-то не поворачивается назвать так обывательски. Мультипликационные шедевры Миядзаки, диснеевские «Зверополис», «Храбрая сердцем», «Моана», «В поисках Немо / Дори» — это полноценные художественные фильмы, абсолютно достойные того, чтобы их любить, пересматривать и цитировать.

И очень печально, когда взрослые продолжают относиться к этому виду искусства надменно-отстранённо, не вникая в те важные, вполне себе взрослые и серьёзные посылы, которые транслирует нам сегодня большая анимация.

Да, Миядзаки — не Достоевский и не Лев Толстой. Но он говорит с нами ровно на те же темы, что и великие русские классики. И подросткам его язык понятнее, чем текст «Войны и мира» или «Идиота»

Отечественный довесок в эту копилку — «Смешарики» со своим научно-техническим спиноффом «Пинкод», по которому в некоторых школах уже реально объясняют физику, химию и биологию. А потому что там даже про квантовую физику рассказано так, что поймёт четырёхлетний ребёнок. Отличный, кстати говоря, професиональный тренажёр — в смысле стиля и формы подачи научной информации. Не говоря уже про тонкий питерский юмор, сквозящий буквально в каждой серии этого мультфильма.

Азия и Восток во всех своих киноформах — тоже важный подростковый тренд, с которым, правду сказать, сможет сжиться далеко не всякий взрослый.

Японские аниме «Ванпанчмен» и «Вторжение Титанов», корейские исторические мелодрамы «Алые Сердца Корё» и «Хваран» — только верхушка этого огромного айсберга, густо населенного типажами разной степени брутальности, кавайности и адекватности. Это мир не привычной нам эстетической и поведенческой парадигмы, о котором взрослым, по крайней мере, нужно знать, что он есть и важен для многих современных подростков.


Этот киносписок не претендует на исчерпывающе полное описание дел текущих. Это, скорее, некие заметки на полях, собранные по результатам личных двухлетних наблюдений за старшеклассниками и на основании их собственных ответов на вопрос, какие фильмы они сейчас форсят, то есть активно используют в своей речи.

Что делать со всей этой реальностью — решать, разумеется, нам. После того, как пересмотрим хотя бы пару сезонов «Шерлока» и сходим в кино на восьмой «Форсаж».