«Спасибо за наше счастливое детство». Что рассказывает советская школьная фотография
«Спасибо за наше счастливое детство». Что рассказывает советская школьная фотография
Перед началом учебного года «Мел» в своём инстаграме проводил конкурс, для участия в котором нужно было поделиться своими школьными фотографиями. Такие изображения, в том числе советского времени, являются практически неотъемлемой частью любого семейного архива. Какие фунции выполняла советская школьная фотография и что эти снимки могут рассказать нам сегодня, изучала Мадина Калашникова.
Достаточно взглянуть на собственные домашние альбомы, чтобы обнаружить фотографии с целым рядом привычных сюжетов: ученики одеты в парадную форму и стоят в два-три ряда друг за другом, коллаж из портретов, фото учеников за партой, фото с цветами и так далее. Школьные фотографии из самых разных уголков СССР, сделанные приблизительно в 60-80-х годах XX века, чрезвычайно схожи между собой, и это не случайно.
В то время в техникумах и учебно-производственных комбинатах обучали фотографов службы быта, которые должны были уметь снимать все важные для советского гражданина события. В специальных учебниках, помимо всего прочего, чётко прописывалось, как именно нужно снимать учащихся и какие цели при этом нужно преследовать.
Этот жанр фотографии изначально задумывался таким образом, чтобы спустя время, взглянув на снимок, человек мог легче вспомнить свою школу, класс, учителей, день и обстоятельства съёмки. А ещё для того, чтобы он вспоминал свои школьные годы определённым образом. То есть структура фотографии должна была буквально определять ход мыслей и содержание воспоминаний человека о его школьных годах.
Можно выделить основные типы советской школьной фотографии.
1. Одиночные портреты
Это, пожалуй, единственные официальные фотографии учеников, которые подразумевали обращение к личности и индивидуальности. Конечно, внешняя атрибутика, такая как цветы в руках (ведь школа — это праздник!) и парадная форма (ведь через годы школьники должны предстать на фотокарточках в лучшем виде), сообщает нам о человеке на фото прежде всего как об ученике. Но всё же внимание на таких снимках сосредоточено на одном конкретном человеке.
2. Коллажи из портретов с виньеткой
Если мы посмотрим на типичный коллаж из портретов учеников, то сможем установить год, место, а также личности людей, получавших образование определённой ступени. На это нам указывают рисунки или фотовставки с панорамами города, где находилась школа, подписанные год и номер класса, имена учеников и учителей.
Портреты сотрудников школы обычно размещены в самом верхнем ряду, в то время как снимки учеников — под ними.
Так, в коллаже просматривается структура, иерархия школьного сообщества, где определено место каждого человека. Одиночные портреты выстраиваются в систему, на передний план выходит коллективное «мы».
Также коллажи часто оформлялись рисунками школьной тематики (перья с чернилами, книги, глобусы), либо относились к знаковым событиям из советской действительности (Олимпийский Мишка и Юрий Гагарин). Тем самым учеников вписывали в историю государства, достойными членами которого они должны были стать.
3. Групповые фото
Мы видим ребят, стоящих в несколько рядов друг за другом внутри или около школьного здания. Присутствие сразу нескольких учителей и сотрудников школы придаёт изображённой группе иерархичность, о которой мы говорили чуть выше. А вот если на фото запечатлена только классная руководительница, которая сидит в самом центре снимка, то она будто изображает маму, вокруг которой собрались её дети.
В 70-х, кстати, всё чаще стали появляться фотографии, где ребята сидят за партами в своём классе и сняты сверху из угла, где обычно стоит учительский стол. Поодаль стоит классная руководительница. Все участники образовательного процесса изображены в своей «естественной» среде обитания.
4. Репортажные фото
Это не постановочный жанр, но в случае школы фоторепортаж фиксирует определённые события из жизни класса — праздничная линейка, урок, субботник, экскурсия. Часто такие фотографии можно встретить в газетах того времени, реже — в личных архивах.
Конечно, школьные фотографии перечисленных типов могли иметь свои особенности в каждом отдельном случае, но все они сделаны по одним и тем же образцам. Перед человеком с камерой стояла задача задокументировать происходящее, передать как можно больше формальных сведений об объекте съёмки — советском школьном коллективе.
Каждый сюжет, каждый тип официальной школьной фотографии был призван отображать часть мифа о советской школе
В нём школьные годы предстают беззаботным временем, когда когда человек в окружении подобных ему ребят под чутким руководством учителей получал образование в своём родном городе.
Причём этот миф на самом деле может быть как близок к реальности, так и противоречить ей. Далеко не для каждого воспоминания о школе и отношениях с одноклассниками и учителями — радостные и светлые.
Не стоит забывать, что снимки могли делаться не только специально обученными людьми, но и самими учениками, их родителями и даже учителями — теми, у кого попросту был фотоаппарат. На таких фото запечатлены самые разные сцены из школьной жизни. В отличие от официальных изображений, они не ограничены никакими правилами съёмки и рассказывают об отдельном классе больше личного, особенного, «живого».
На них ребята кривляются, обнимаются, принимают любые позы, и всё это снято с самых разных ракурсов.
С одной стороны, советская школьная фотография — это документ, который создавался по специальным канонам и был призван передавать определённые смыслы и факты о советской школе. С другой стороны, это личное и зачастую трепетное воспоминание о людях, с которыми человек провёл бок о бок много лет.
Откройте пылящиеся альбомы и коробки, достаньте старые фотокарточки — что они значат для вас?