Зачем и как учить литературу с помощью визуализации сюжета

Учитель литературы — о работе с экранизациями и иллюстрациями на уроках
5 726

Зачем и как учить литературу с помощью визуализации сюжета

Учитель литературы — о работе с экранизациями и иллюстрациями на уроках
5 726

Современные люди — тотальные визуалы. Телевизор, реклама на каждом столбе, а главное — социальные сети, которые почти 24 часа в сутки сопровождают нас, — сделали своё дело. Становится всё сложнее воспринимать большой связный текст без какого-либо визуального подкрепления, читать длинную статью или книгу. Всё сложнее перерабатывать информацию самому, а не получать её в готовом виде.

Но если взрослый человек способен на самоанализ и может, ощутив эту проблему восприятия, работать над собой, бороться с зависимостью от визуального канала, то школьник на такое, увы, не способен. Что и становится основной проблемой при изучении литературы в школе. «Не могу представить», «не понимаю, о чём написано», «скучно» — эти отзывы детей (к сожалению, очень и очень распространённые) связаны именно с нехваткой визуальной информации. Они не привыкли и не приучены работать с длинным, сложно организованным текстом: внимание рассеивается, воображение не работает — потому что привычка к зрительной информации атрофирует способность мысленного представления. Картинки, фильмы и игры дают готовые для проглатывания образы, в то время как текст надо не только препарировать, разделить на ингредиенты, но ещё эти ингредиенты смешать в своё собственное блюдо, которое и есть индивидуальная интерпретация.

Школа, увы, по разным причинам не учит ребёнка готовить, а учит потреблять — и порой без объяснения того, что конкретно потребляется, из каких ингредиентов (образов, художественных приёмов, композиционных особенностей и так далее) состоит блюдо.

Я намеренно не буду говорить сейчас об анализе текста — это бездонная тема для отдельного цикла статей. Поговорим о другом — о том, как выйти на анализ текста через визуальность, без которой детям сейчас не обойтись.

1. Создание иллюстраций

Этот метод достаточно часто используют с детьми младшего школьного возраста, в то время как он может быть продуктивен и со школьниками 9-11 классов.

Предложите школьникам подумать: какие фрагменты сюжета они бы проиллюстрировали? Попросите мотивировать свой выбор. Лучше, если вы ограничите учеников тремя-пятью сценами: тогда, размышляя, они будут отбирать самые важные для понимания произведения эпизоды.

Полезно устроить небольшую дискуссию в классе (на уроке, завершающем изучение произведения), и в ходе обсуждения отобрать несколько сцен для иллюстрирования. Обязательно просите учеников аргументировать своё мнение, иначе обсуждение превратится в пересказ запомнившихся или любимых моментов книги, что само по себе и неплохо, но не так результативно.

Книжная иллюстрация — особый язык, визуальная интерпретация литературной основы, что может быть одним из ключей к освоению текста.

Приведу несколько возможных вопросов в качестве примера:

  • Какие моменты вы бы отобрали для иллюстрации в романе Гончарова «Обломов»? Объяснение в любви Обломова и Ольги, но какое?

Знаменитую «сцену с веткой сирени»:

«Жизнь, жизнь опять отворяется мне, — говорил он как в бреду, — вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva… все здесь…».

Или момент, когда Обломов посылает письмо Ольге, усомнившись в истинности её чувства, и, по сути, вынуждает её на признание?

«Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она, с той ветки, на которую сели невзначай».

Какая из сцен-признаний в любви глубже характеризует героев и наполняется символическим значением в русле дальнейшего развития сюжета?

  • Но ведь в романе есть ещё чрезвычайно важный герой — Андрей Штольц. Какой фрагмент, демонстрирующий контрастность образов Обломова и Штольца, стоит выбрать для иллюстрации?
  • Как показать образные переклички между экспозицией и постпозицией романа, которые практически делают композицию кольцевой: начали с Обломова, лежащего на диване и предающегося мечтам — закончили Обломовым, лежащим на диване, разве что теперь он окружен материнской заботой Агафьи Пшеницыной? А как показать посредством иллюстрации образные переклички между образом жизни, который выстраивает для Обломова Агафья Пшеницына, и главой «Сон Обломова», рисующей жизненный уклад Обломовки и детские годы главного героя? Как иллюстрацией донести мысль, что Агафья Пшеницына, по сути, возвращает героя в детство, дарует ему чаемое состояние покоя, безмятежности, в котором основной заботой становится обсуждение блюд и способов приготовления?
  • Какие техники ученикам покажутся самыми подходящими для воплощения замысла, и почему? Подойдёт ли техника коллажа для произведений Гоголя, а чёрно-белые наброски карандашом для романа «Преступление и наказание» Достоевского, а акварель — для эпопеи Толстого «Война и мир»?

2. Работа с экранизациями

Метод уже стал избитым и, самое главное, порой он заменяет на уроке изучение текста. Вместо того, чтобы грузить детей чтением произведения, учитель показывает отрывки из экранизации, стремясь хотя бы таким образом познакомить класс с книгой. И если сюжет так усвоить можно, то художественные особенности произведения — безусловно, нет. Для этого надо работать с текстом, наблюдать, как, с помощью каких средств создаётся образ.

Разумеется, экранизация может использоваться на уроках литературы, но на завершающем этапе изучения произведения. Я коснусь трёх возможных вариантов работы с экранизацией, которые могут стать органичной частью работы с текстом.

  • Предложить учащимся сцену из экранизации, которая снята очень близко к тексту произведения, и порассуждать, чем режиссёр жертвует, а что оставляет, какой текст сохраняет, а от какого отказывается, какой визуальный ряд выстраивает, и чем это можно объяснить.

Скажем, в экранизации романа «Отцы и дети» 2008 года режиссер Авдотья Смирнова визуально воплощает сцену любовного объяснения Базарова и Одинцовой следующим образом: разговор происходит в подсобной комнате, заполненной стеклянной посудой. От движений героев всё дребезжит — так режиссёр передаёт атмосферу хрупкости, изящества и недоступности Одинцовой, а также ощущение неловкости, владеющее Базаровым. Обнимая Одинцову, Базаров задевает кувшин, а она его ловит, что, по мысли режиссёра, демонстрирует бурю чувств героя и внутренний холод, спокойствие героини.

  • Обсудить одну или несколько сцен экранизации, которых не было в произведении, и попытаться понять, чем вызвано их появление: режиссёрской концепцией, особенностями трактовки образа героя, стремлением на другом уровне выразить какой-либо элемент текста.
  • «Интервью с режиссером»: в ходе обсуждения экранизации составить список вопросов, которые интересно было бы задать режиссеру.

Опора на визуальное восприятие может сделать уроки литературы более понятными для современных детей. Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста. Главное — не «вместо» текста, а «для» него.