«Они работают, а вы их труд ядите». Эмоциональный ответ учителя чиновникам и депутатам

51 103

«Они работают, а вы их труд ядите». Эмоциональный ответ учителя чиновникам и депутатам

51 103

Педагог с 20-летним стажем Александр Чернышев размышляет о том, как объяснить своим ученикам, почему в нашей стране нет никакой социальной справедливости в отношении учителей. И как отношение власти распространяется на всё общество.

Очень скоро мне предстоит со своими учениками разбирать тему «Социальное неравенство и социальная стратификация». Мы будем рассуждать и о категории «социальная справедливость». А есть ли она в России? — вдруг спросят меня ученики. И расскажут массу примеров её отсутствия.

Я предложу им прочитать статью А. П. Чехова «Наше нищенство» и удивиться вместе со мной её актуальности. Это же про Россию нынешнюю написано!

Эта статья великого классика мне вспоминается каждый раз, когда я вместе с россиянами слушаю или читаю скандальные заявления чиновников и депутатов, проникнутые откровенным пренебрежением к людям, трудом зарабатывающих себе на жизнь. И так мне захотелось им ответить эпиграфом из журнала «Трутень» XVIII века: «Они работают, а вы их труд ядите!». В последнее время хамство этих людей настолько перешло все границы, что пришлось даже президенту России публично пресечь их рвение.

Как учителя меня, конечно, особенно ранит заносчивость и пренебрежение чиновников и депутатов к нуждам педагогов. Вот как, например, заместитель министра образования Иркутской области агитирует студентов педвуза: «На хорошую зарплату даже не надейтесь». И издевательски советует выбирать в мужья тех, кто не работает в школе и может обеспечить семью.

Другой депутат предлагает безработным россиянам с высшим образованием, «белоручкам», с его точки зрения, идти в маляры и в уборщицы.

Всё правильно, «ученье — вот чума, учёность — вот причина». Чрезмерно велик в России класс праздных людей, не производящих материальные ценности: учителей, учёных, управленцев, депутатов… Я сам из таких, по логике этих чиновников. Даром, что два диплома, а толку-то.

За перебор гнилого винограда в гипермаркете мне заплатили бы больше, чем как учителю

Так что я со своими двумя дипломами, если припрёт, снова в магазин побегу работать, не привыкать. Зачем России мои знания?

Давно исповедую Великий Исход. Пусть больше нас уйдёт из учителей, из учёных в дворники, в уборщицы, в гипермаркеты, в бизнес, в конце концов. Пусть Россия вылетит в трубу в мировой конкуренции умов. Но как сказал главнокомандующий: зачем мир, в котором не будет России? И его туда же потащим, за собой, убогими? Перепрофилировать вузы, особенно выпускающие всяких управленцев, менеджеров, в кулинарные техникумы. А главное — отменить все выборы. Депутатов — в поля, на стройки, на лесоповал. Вот их идеал России — страны победившего невежества.

Ведь кто же в обществе, по мнению россиян, «всех жаднее, всех хитрее и наглее» и особенно часто берёт взятки? Ответ читаем у социологов в Российской газете. Возглавляет антирейтинг «власть на местах», да-да, те самые любители «макарошек». Только сейчас их обвиняют в коррупции не 41%, как 13 лет назад, а все 50%.

А ведь, заметьте, до того, как попасть во власть, эти люди были среди нас. Небось, возглавляли школы, руководили лечебными учреждениями… Значит, они всегда так относились к людям?

Например, на одном из педагогических форумов одна учительница рассказала, как был недоволен директор, когда на предложение мыть полы в своей школе, а не подрабатывать в соседнем техникуме, она ответила отказом. Вот, «белоручка».

Я подумал, как бы я «врезал» этому руководителю, окажись в такой ситуации, а женщине написал: «Вы видите, что для этих людей нет грани между „мыть полы“ и „стоять у доски“? Пусть лучше моет полы, чем учит — вы услышали этот их посыл? Школьные учителя жалуются на отсутствие уважения в обществе к их профессии. Но страшно, когда нет уважения и солидарности между самими педагогическими работниками. Такие отношения транслируются, увы, и в общество».

Так что в своём презрении к людям интеллектуального труда депутаты и чиновники не одиноки. Самое печальное, что так же к ним относятся люди, управляющие образованием, тоже заканчивавшие университеты. Мы для них обслуга.

«Педагог, с точки зрения властей, во‑первых, дармоед (на него бюджетные средства тратятся), во‑вторых, дурак (работает за гроши), и в‑третьих, стерпит любые издевательства»

Так комментирует скандальный совет иркутского замминистра образования Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».

И наши ученики это видят и понимают. Однажды мне ученик сказал: «У учителей мозги, что их зарплата». Покоробило, а как отвечать? Абсолютно согласен с мнением педагога, высказанным на одном педагогическом форуме: «А как может ученик доверять нищему учителю? Это разве пример, стимул какой-то для ученика? Всякое благородство — это всего лишь высокие слова. Молодёжь сейчас хочет жить красиво и будет ориентироваться на тех, кто более успешно устроился в жизни».

В интернете тем временем бушуют вечные страсти по учительской зарплате. Выплеск идёт мощный. В песок.

— 28 часов — 23 тысячи.

— 24 часа нагрузка, высшая категория, куча олимпиадников всех уровней, ЕГЭ — средний — 70, стаж — 40, лицеистские сняли, Башкортостан, 23 тысячи…

— 34 часа, высшая категория, средний балл ЕГЭ выше 80 баллов, 26 тысяч.

— У меня нагрузка — 31 час, а заработная плата 21 000 рублей. Категория — высшая!

Пишу сам в комментариях: «И что дальше? Забастовка? Митинг? Письмо президенту? Увольнение? Поиск высокооплачиваемой работы? Бизнес? Уверен, ничего не предпримете. И будете по-прежнему работать за 20 тысяч…». Одна учительница опять призвала довольствоваться малым. Другие — не искать справедливости. Эх… Не хочу, чтобы мои ученики сделали такие выводы.

Поэтому мы будем с ними обсуждать статью А. П. Чехова: «Барин, играющий в винт, нимало не думает о своём кучере, мёрзнущем на дворе; так и наше общество привыкло не думать о том, что сельское духовенство работает почти даром и живёт впроголодь, учителя, получающие за свой тяжёлый труд гроши, бедствуют, что в городских больницах работает даром, ничего не получая от общества, масса молодых врачей и что тот же злополучный Дрейпельхер, на которого была возложена громадная ответственность, получал от общества, его осудившего, гроши. Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам, но за убавку готово стоять большинство. Чем дешевле, тем лучше, а если даром, то это ещё лучше».

Ах, знали бы Вы, Антон Павлович, что время словно повернулось вспять, что герои ваших рассказов будто сошли со страниц и воплотились в нынешних хозяевах жизни. Знали бы Вы, насколько снова актуальным стал вопрос: кто более порядочен, сильный мира сего или маленький человечек? Бризжалов или Червяков?

Неужели нам, российским интеллигентам XXI века, ничего не остаётся, как, подобно герою другого вашего современника, А. И. Куприна — учителю Астреину, ощущать себя «крошечными людьми», «мелюзгой» и только сметь надеяться на то, что всё-таки «человечество станет когда-нибудь свободным и прекрасным».

Нет, не хочу надеяться, хочу приближать это время. Вместе со своими учениками. И если в моей стране находятся люди, говорящие языком колупаевых и фамусовых, если им мила Россия господская, если они действительно убеждены в том, что крепостное право соответствовало «массовым представлениям о благе и справедливости», а свобода «могла принести несчастье стране», патриотический долг велит мне отвечать им вашими словами, Антон Павлович, и голосами Радищева, Шевченко, Добролюбова…

Или пусть, на худой конец, они услышат своего президента, сказавшего в послании Федеральному Собранию Российской Федерации ещё десять лет назад: «Теперь собственно о ценностях. Они хорошо известны. Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции… Хотел бы, кстати, напомнить, что Конституцией также установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Эта норма, эта моральная норма является у нас и нормой закона».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.