5 новых фильмов для школьников на серьёзные темы: про потери, одиночество и отношения
13.03.2021
В рамках международного Берлинского кинофестиваля ежегодно показывают 65 новых фильмов для (или про) детей и подростков, на которые местные школьники часто ходят целыми классами. Корреспондент «Мела» Анна Лалетина рассказала о специфике детской программы фестиваля и лучших берлинских премьерах этого года из Китая, Канады, Швеции, Украины и Швейцарии.
В рамках Берлинского международного кинофестиваля (Берлинале) уже больше 40 лет существует программа, в которой представлены фильмы о жизни детей и подростков или предназначенные для них. С 2006 года эта секция носит название «Generation» («Поколение»). Фильмы в ней разделены на две подкатегории: «Generation Kplus» (для зрителей от 4–6 лет) и «Generation 14plus» (от 14–16 лет).
Каждый год в секцию отбираются примерно 65 полнометражных и короткометражных картин, как игровых, так и документальных. В «Generation» сохраняются все атрибуты кинофестиваля: красная ковровая дорожка, представление фильмов режиссерами и сессия вопросов и ответов после показа.
На «Generation» ходят целыми классами, а некоторые картины даже включают в учебный план
Большинство фильмов в программе «Generation Kplus», независимо от страны производства, показывают с немецкой озвучкой и английскими субтитрами. В «Generation 14plus» все картины показывают в оригинальной версии с английскими субтитрами. Упор на субтитры часто критикуют: якобы это усложняет понимание фильмов, к тому же не все дети хорошо владеют английским. Но кураторы программы подчеркивают, что фестиваль международный. Кроме того, одна из целей «Generation» заключается в том, чтобы зрители с юного возраста привыкли смотреть фильмы с субтитрами и открывали для себя мир кино на других языках.
Если говорить о полнометражках из России, то за последние десять лет в «Generation» попали только «14+» Андрея Зайцева и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. Зато короткометражки из России отбираются в детско-подростковую программу Берлинале почти каждый год, причем нередко это анимационные короткометражки.
«Иногда в программу попадают совсем не детские фильмы»
Мэриэнн Рэдпэт, куратор «Generation»:
«Мы не ограничиваемся фильмами, которые были сделаны специально для детей или подростков. Поэтому иногда для режиссеров, продюсеров или сценаристов становится неожиданностью, что их фильм попал в «Generation». Они могут сказать: «Но мой фильм не детский».
Обычно я отвечаю, что включение фильма в нашу программу не означает, что мы вешаем на него ярлык «детский», просто мы открываем его зрителям более младшего возраста. Кинематографисты приезжают на фестиваль, видят, как юная аудитория реагирует на их фильм, и понимают, что мы имели в виду.
Есть некоторые темы, к которым я отношусь особенно осторожно, например насилие. Или педофилия. Есть очень хорошие картины на эту тему, но я не покажу их юной аудитории, потому что это то, с чем должны разбираться взрослые как авторы боли, причиненной детям. Но окончательное решение всегда зависит от того, как сделан фильм, как та или иная тема показана и насколько уважительно режиссер относится к юным протагонистам».
Темы и фильмы 2021 года
В этом году из-за пандемии первая часть Берлинале проходила онлайн и в усеченном формате. В «Generation» были отобраны 15 полнометражных фильмов; от конкурса короткометражек пока решили отказаться. Российских фильмов в этом году в Берлине представлено не было.
Главные темы «Generation» — дружба, семья, первая влюбленность. Все это можно найти в программе этого года. Отрадно, что среди дружеских отношений, представленных в «Generation», — дружба между мальчиком и девочкой без романтического финала («Стоп-Земля», «Миссия Ули Функ»), а также не токсичная и не основанная на конкуренции дружба между девочками («Короткие каникулы», «Семья», «Бинс»).
Кроме того, несколько фильмов затрагивают тему экологии и сохранения видов («Последние дни на море», «Из открытого моря», «Криптополис», «Школа в Серро Уэсо»). Картины «Generation» также борются с токсичной маскулинностью, навязываемой мальчикам с детства. Так, в фильме «Со дня на день» один из героев приходит в школу в платье и, хотя окружающие удивлены, никто не глумится над ним, а один из старших парней говорит ему: «Блин, ты крутой». А в украинской картине «Стоп-Земля» парни с блестками на лице танцуют на школьной дискотеке.
Другая тема, восприимчивость к которой тренирует «Generation», — вопросы миграции
Одна из героинь «Семьи» просит убежища в Швейцарии. Семья протагониста картины «Со дня на день» — выходцы из Ирана, которых, собственно, со дня на день ждет депортация из Финляндии. Протагонистка фильма «Бойцуха» — беженка из КНДР, которая пытается наладить свою жизнь в Южной Корее, а окружающие при этом не то чтобы очень помогают ей адаптироваться. Некоторые так вообще эксплуатируют ее уязвимое положение.
Фильмы» Generation» планируют показать берлинским зрителям с 9 по 20 июня. Многие из этих картин в течение ближайшего года выйдут в прокат или станут доступны на стриминговых сервисах. Мы посмотрели всю программу и выбрали несколько самых интересных.
Секция «Kplus» (фильмы для зрителей от 4–6 лет)
1. «Летнее пятно» («Summer blur/ Han Nan Xia Ri»), Китай
13-летняя Гуо живет в Ухане в семье тети и дяди, которые еле сводят концы с концами, в то время как ее мать прожигает жизнь в Шанхае. В жизни девочки мать присутствует только в виде голосовых сообщений с пустыми обещаниями. Гуо приходится во всем полагаться на себя, она чутко улавливает фальшь и никому не доверяет. Жизнь в режиме постоянной тревоги и чувство собственной ненужности приводит ее к нервному срыву и селфхарму.
Может показаться странным, что с таким набором тяжелых мотивов картина была отобрана в секцию «Kplus», а не в «14plus», но в любом случае это очень хороший фильм, о котором сложно забыть. Жюри «Generation», по всей видимости, согласилось бы с этой оценкой, потому что фильм получил Гран-при как лучшая картина в «Kplus».
2. «Бинс» («Beans»), Канада
Главную героиню фильма, вообще-то, зовут Текахантакуа, но семья и друзья часто называют ее Бинс. Она представительница коренного населения Канады, племени мохоков. Действие разворачивается во время Кризиса Ока 1990 года — противостояния мохоков с одной стороны и населения квебекского поселка Ока, а также полиции и армии — с другой. Причиной стала попытка захвата мохокских земель под поле для гольфа.
Мы видим события глазами 12-летней Бинс: СМИ называют мохоков террористами, жители поселка угрожают протестующим и закидывают их камнями, а полиция не препятствует этому. Однако это не историческая драма, а в первую очередь фильм о дружбе, семье и гордости за свою идентичность. Режиссер Трейси Дир и актеры — представители коренного населения Канады. Исполнительница главной роли, Киавентийо, известна зрителям по роли Ка’Квет в прекрасном сериале «Энн» на платформе Netflix.
3. «Нелли Рапп — агент чудовищ» («Nelly Rapp — Monster Agent»), Швеция
Протагонистка фильма, 11-летняя Нелли, узнает, что ее мать умерла не в автоаварии, как она думала, а во время миссии по нейтрализации оборотня. Дело в том, что мама была одним из «агентов чудовищ», цель которых — «защитить мир от монстров, а монстров — от мира».
Вампиры, оборотни, призраки, Франкенштейны живут рядом с людьми, но если баланс в мире не нарушается, то никто никому не вредит. А если нарушается, то за дело берутся «агенты чудовищ», одним из которых теперь хочет стать Нелли. Но что, если с «монстрами» можно не просто сосуществовать, а дружить?
Этот стильный и яркий фильм поднимает важный вопрос о разнообразии идентичностей и необходимости уважать тех, кто выглядит и живет не так, как ты.
Секция «14plus» (фильмы для зрителей от 14–16 лет)
1. «Стоп-Земля», Украина
Это полнометражный игровой дебют украинского режиссера Катерины Горностай, выпускницы Школы документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. При подготовке сценария, чтобы передать «современный школьный дух», создатели фильма взяли интервью у более чем 200 подростков. Класс из 25 человек, фигурирующий в картине, был сформирован из непрофессиональных актеров. На съемочной площадке им предлагали обстоятельства, в которых разыгрывается сцена, а дальше они импровизировали.
В центре картины — 16-летняя Маша и ее лучшие друзья Яна и Сеня. Изначально кажется, что центральная сюжетная линия картины — история сближения Маши и ее одноклассника Саши, но фильм обманывает ожидания, и это замечательно. Сквозь картину проходит тема поддержки и принятия. В целом создается ощущение, что на съемочной площадке было создано безопасное пространство, где героини и герои не боялись говорить на такие сложные темы, как одиночество, депрессия, будущее, отношения с родителями и сексизм.
2. «Семья» («The Fam/ La Mif»), Швейцария
Это картина получила Гран-при «Generation 14plus», и есть за что, но стоит предупредить: по концентрации тяжелых и триггерных тем она превосходит все остальные фильмы секции.
Как и «Стоп-Земля», «Семья» создана на стыке игровой картины и документалистики: актрисы сами принимали участие в разработке своих персонажей. Юные протагонистки живут в доме-интернате, потому что оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах: насилие в семье, внезапная смерть обоих родителей…
Фильм разделен на части, каждая из которых посвящена одной или двум девушкам. Истории соприкасаются и в конце складываются в единую картину. Дает ли фильм хоть какую-то надежду? Да, и это надежда на то, что приобретенная в течение жизни семья может оказать большую поддержку, чем семья биологическая. (Trigger warning: упоминание суицида, абьюза в отношении ребенка, насилия.)