9 жизненных принципов, которые можно объяснить ребёнку с помощью фильмов Рязанова
19.11.2017
Взрослые наверняка знают фильмы Рязанова наизусть, поэтому советовать им что-то бессмысленно. А вот детей заставить посмотреть его фильмы сложно — это вам не весёлые и всем понятные комедии Гайдая. Ко дню рождения режиссёра (18 ноября Рязанову могло бы исполнилниться 90 лет) Гоша Матавкин рассказывает, что хорошего может узнать ребёнок из рязановских фильмов.
1. Как отжигать на вечеринках (и устраивать их)
«Карнавальная ночь» — первый фильм Рязанова, который можно было посмотреть в кинотеатрах. Он вышел в 1956-м, всего через три года после смерти Сталина, но это не помешало музыкальной комедии стать лидером проката. Как раз наоборот! Советский режиссёр Александр Орлов (он снял, к примеру, «Женщину, которая поёт» с Аллой Пугачёвой) говорил, что этот фильм «был связан с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то наша жизнь обязательно изменится к лучшему». Конечно, сегодняшним детям праздник, который устроили молодые работники Дома культуры, может показаться сдержанным. Но если и учить их веселиться, то лучше по «Карнавальной ночи», чем по голливудским комедиям с пьяными тусовками, которые заканчиваются не всегда хорошо.
2. Где искать ту самую настоящую любовь
А следующий фильм Рязанова, «Девушка без адреса», выигрывает у многих голливудских комедий о любви. Его сюжет кажется если и не банальным, то типичным для жанра: молодые парень и девушка знакомятся, испытывают друг к другу симпатию, но расстаются без надежды на новую встречу. Рязанову удалось превратить простой и наивный сценарий Леонида Ленча (к слову, единственный для этого автора сценарий полнометражки) в фильм, которые пересматривают годами. Главные герои в исполнении уже опытного Николая Рыбникова и почти дебютантки Светланы Карпинской с первых сцен заставляют зрителей поверить в любовь — и любовь между ними, и любовь вообще. А Москва 1950-х снята так, что кажется чуть ли не самым красивым городом в мире.
3. Кто такой поручик Ржевский
«Гусарская баллада», которую Рязанов поставил по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», вышла ровно к 150-летней годовщине Бородинской битвы. Фильм хоть и не был точен во всех исторических деталях, зато популяризировал сразу два образа — генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова и поручика Ржевского. Первый, конечно, существовал на самом деле, но не факт, что был таким обаятельным, каким его изобразил Игорь Ильинский. А ещё он точно не носил повязку на правом глазу, так как им хоть и плохо, но видел. Это черта его внешности пришла именно из «Гусарской баллады». Ржевский у Гладкова и Рязанова ещё не тот пошляк из анекдотов, поэтому для знакомства с персонажем этот фильм — как раз то, что нужно.
4. Как стать Робин Гудом или кем-то похожим
На роль главного героя фильма «Берегись автомобиля» Рязанов пробовал, кажется, всех популярных актёров того времени — Юрия Никулина, Леонида Куравлёва, Олега Ефремова, Василия Ланового, Леонида Быкова. Но ни в одном из них не было нужной для этого образа странности — её Рязанов увидел только в Иннокентии Смоктуновском. Современный Робин Гуд, как казалось режиссёру, может быть только таким — очень искренним, чересчур простодушным и слишком наивным. Это большой ребёнок, поэтому он и носит фамилию Деточкин. Всё перенимать у Деточкина не нужно, всё-таки он нарушает закон, но отношению к миру стоит поучиться. Забавно, что один из кинохитов прошедшего лета, боевик «Малыш на драйве», перекликается с «Берегись автомобиля» и по сюжету, и по персонажу. Так что если яркий фильм Эдгара Райта вашему ребёнку понравился, включите ему чёрно-белого Рязанова.
5. Почему друзья важнее любых денег (и сокровищ)
В 1970 году Рязанов вместе со сценаристом Эмилем Брагинским собирались сделать фильм «Спагетти по-русски». Возможно, проект и не одобрили бы, если бы не случайное совпадение: возглавляемая продюсером Дино Де Лауренистом итальянская компания должна была Мосфильму денег, а Де Лаурентис как раз заинтересовался «Спагетти по-русски». Так Рязанов взялся за новый фильм не только вместе с Брагинским, но и с итальянским режиссёром Франко Проспери. Получились «Невероятные приключения итальянцев в России» — приключенческая буффонада в духе роуд-муви Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Герои весь фильм ищут сокровища, а находят в итоге любовь и дружбу. Ну и кадры с солнечным Ленинградом 1970-х тоже тянут на драгоценность.
6. Как не отчаяться, если всё идёт кувырком
Главный герой, наверное, самого известного и любимого рязановского фильма «Ирония судьбы» Женя Лукашин в канун Нового года умудряется напиться, улететь в другой город, потерять невесту и подраться. Казалось бы, ничего хуже быть не может — и правильно, в новом году жизнь Лукашина идёт только на лад. Возможно, именно поэтому «Иронию судьбы» у нас все так и любят. Дело не столько в чудесной истории любви, сколько в тяжёлых условиях её появления. Как бы плохо тебе ни было, впереди наверняка ждёт что-то хорошее. Недотёпа Лукашин в это, может, и не верит, зато верит Рязанов — и любому зрителю, даже самому молодому, его стоит послушать.
7. Как построить карьеру (и одновременно найти любовь)
Спектакль по пьесе Рязанова и Брагинского «Сослуживцы» успешно шёл в театрах, но его экранная версия «Служебный роман» стала ещё популярнее. Совет, как подняться по карьерной лестнице, скромному и застенчивому статистику Новосельцеву даёт его коллега Самохвалов. Можно предположить, что этот совет иногда и правда работает, но детям его говорить, пожалуй, не стоит. В любом случае, к счастью Новосельцев и Калугина приходят не по карьерной лестнице. Любого человека любовь (да, опять она!) преображает лучше, чем всякие уловки и попытки понравиться. И пусть проблемы взрослых будут не очень близки детям, удовольствие от просмотра они точно получат.
8. Как вести себя на собраниях. И убедительно спорить
К концу 1970-х рязановские герои, серьёзные конторские служащие, сказали бы, что режиссёр критикует жизнь. И смешное в фильмах режиссёра стало постепенно уступать место печальному. «Гараж», весь разыгранный в одном маленьком помещении десятком актёров (там и Мягков с Ахеджаковой), стал в этом смысле знаковым: взрослые люди, сотрудники научного института, спорят из-за гаража и всё больше и больше начинают походить на зверей. В то время коррупция на экране, наверное, смотрелась как откровение. А главный урок, который ребёнок может вынести из «Гаража»: ни в коем случае не засыпайте на важном собрании.
9. Как доказать ребёнку, что Никита Михалков и Лариса Гузеева правда были актёрами (и неплохими)
Сегодня дети, наверное, знают Ларису Гузееву только как ведущую «Давай поженимся», а Никиту Михалкова — просто как седого усача, который иногда говорит по телевизору о культуре и политике. Как бы мы сейчас ни относились к ним, нельзя забывать про их раннее творчество. Актёрские работы Гузеевой и Михалкова можно показать детям в «Жестоком романсе», который Рязанов поставил по мотивам «Бесприданницы» Островского. А ещё детей можно подкупить тем, что после фильма не придётся читать пьесу. Хотя «Бесприданницу» Рязанов трактует очень по-своему, и его версия в своё время многим не понравилась и показалась «глумлением над русской классикой». Не, ну скандал-то точно заинтересует детей.