Кто такой Валерий Гергиев — новый директор Большого театра в Москве
Кто такой Валерий Гергиев — новый директор Большого театра в Москве

Кто такой Валерий Гергиев — новый директор Большого театра в Москве

Людмила Чиркова

1

01.12.2023

1 декабря дирижер и художественный руководитель питерского Мариинского театра Валерий Гергиев был назначен директором Большого театра в Москве. Культурное сообщество отреагировало на это неоднозначно — рассказываем, почему.

Что произошло

1 декабря 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении на пост директора Большого театра дирижера Валерия Гергиева, который также является художественным руководителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Бывший директор Большого, Владимир Урин возглавлял главный театр страны на протяжении 10 лет. По информации «Forbes», он оставил пост по собственному желанию, о чем сообщил труппе 30 ноября: «Сегодня я с вами прощаюсь, поскольку сегодня мой последний день работы в Большом театре», — сказал Урин.

Гергиев же прокомментировал свое назначение следующим образом: «Ответственность огромная, я знаю, что [прежний директор ГАБТ] Владимир Георгиевич [Урин] сделал все возможное, чтобы в непростые годы Большой театр обогатил свою коллекцию замечательных постановок. Я знаю, что артисты создали очень много интересных работ, работ, которые прославили этот театр», — рассказал он на встрече с коллективом Большого театра (цитата по ТАСС). А о себе сказал коротко: «Я дирижер».

Ранее, когда в середине ноября в СМИ начала появляться информация о возможном назначении Гергиева на пост директора Большого театра, дирижер говорил журналистам: «Я возглавляю Мариинский театр. Точка».

«Я дирижер»

Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве, а детство провел в Осетии. И как он сам позже вспоминал: «Никакого вундеркинда из меня никто не пытался сделать».

В музыкальном училище он обучался по классу фортепиано и дирижирования. Причем последнее ему преподавал ученик основоположника отечественной школы дирижирования Ильи Мусина Анатолий Брискин.

С выбором профессии Гергиев определился в 14 лет, когда умер отец. «Я почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А вместо этого хочется все время быть наедине с какими-то музыкальными произведениями. И я стал очень много тогда играть. Даже уходил на ночь в училище», — рассказывал он позже.

К концу учебы за плечами начинающего дирижера было огромное количество выступлений с симфоническим оркестром, на которые, по воспоминаниям сестры Гергиева Ларисы «приходил буквально весь город».

В 19 лет он поступил в класс самого Ильи Мусина в Ленинградскую Консерваторию.

Еще будучи студентом Гергиев победил на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. Именно после этого его пригласили в Кировский (сейчас Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера.

Дирижерский дебют Гергиева в Мариинском театре состоялся 12 января 1978 года. Он дирижировал оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Через десять лет, в 1988 году, Гергиева избрали музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м он стал его худруком-директором.

Что Гергиев сделал в Мариинке

На официальном сайте дирижера отмечается, что с его приходом Мариинский театр претерпел ряд масштабных изменений. Стали регулярно проводить крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов: Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Симфонический оркестр театра при Гергиеве существенно расширил репертуар.

Гергиев вернул на российскую сцену постановки Рихарда Вагнера. Опера «Парсифаль» до этого не исполнялась почти 80 лет! А к 2003 году в Мариинке целиком поставили «Кольцо нибелунга» — тетралогия не ставилась на российской сцене почти сто лет. С этой постановкой на языке оригинала театр гастролировал как в России, так и за границей — в США, Великобритании, Японии, Южной Корее и Испании.

При Гергиеве Мариинский театр вырос до театрально-концертного комплекса. Сначала в 2006-м году открылся концертный зал, затем в 2013-м вторая сцена театра, а в 2016-м и 2017-м годах появились филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Гергиев организовал медиавещание при театре, онлайн-трансляции концертов и звукозаписывающую студию, которая выпустила уже больше 30 дисков.

На протяжении 13 лет (до 2008-го года) Гергиев также был главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра, а сентябре 2015 года стал главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. Контракт был рассчитан до 2025 года, однако в марте 2022-го музыкального деятеля с этого поста уволили. Тогда же в 2022 году сотрудничество с Гергиевым прекратили театр «Ла Скала», концертный зал Карнеги-холл в Нью-Йорке, Баварская государственная опера, Роттердамский филармонический оркестр.

Чем еще знаменит Гергиев

Валерий Гергиев основал ряд престижных международных фестивалей, в том числе «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене.

С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского

Работу с молодыми музыкантами Гергиев считает своей главной задачей. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации, званиями Народного артиста Российской Федерации и Героя Труда, орденом Александра Невского, а также высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Кто и почему критикует назначение

Народный артист России, пианист Денис Мацуев в беседе с корреспондентом ТАСС назвал назначение Гергиева историческим событием для всей культуры и для Большого театра в особенности. Однако не все настроены столь оптимистично. Так, есть те, кто опасается, что худрук балетной труппы Большого Махар Вазиев не сработается с Гергиевым, и тогда возникает резонный вопрос — кто займет его место.

Возникают и опасения относительно того, как Гергиев сможет совмещать работу в Большом и в Мариинке. Правда, пресс-служба Мариинского театра заявила, что «в ближайшей афише Мариинского театра Валерий Абисалович заявлен за дирижерским пультом 3-5 раз в неделю. Нет никаких сомнений, что маэстро быстро и очень грамотно распределит свое внимание между двумя столицами».

Глава Ассоциации музыкальных театров России, народный артист РФ Георгий Исаакян пожелал Гергиеву сил и здоровья, потому что «он на себя взвалил титаническую нагрузку. Он, конечно, экстраординарный музыкант и менеджер, я имел честь с ним работать и знаю, в каком режиме он живёт и трудится, но даже для фигуры такого масштаба два главных театра страны, а может и континента, из пятёрки великих театров мира — это гигантская нагрузка, гигантская ответственность.»

Противники назначения Гергиева как раз в основном и говорят о том что дирижеру 71 год, и при этом Мариинка — это не один театр, а огромный комплекс, три зала в Санкт-Петербурге, а также филиалы во Владивостоке и Владикавказе, и всем этим нужно управлять.

Будет ли объединение Мариинского и Большого?

Это самый главный вопрос, который волнует большинство причастных к театральному искусству, однако однозначного ответа пока что нет.

Подобные слухи были еще в 2002 году, и Гергиев тогда высказался довольно резко: «Мне надоели эти слухи и домыслы. У меня свой театр, как говорят, очень неплохой. <…> Я никогда не променяю Петербург ни на какой другой город».

С одной стороны, еще в марте 2022 года президент РФ Владимир Путин на встрече с лауреатами премий в области культуры и искусства предложил Гергиеву подумать о воссоздании общей дирекции Большого и Мариинского театров по примеру Дирекции императорских театров: «В свое время у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать, если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли». Дирижер ответил, что об объединении двух театров он говорил еще в 1990-е годы с Виктором Черномырдиным и «Наверное, приходит время задуматься о том, как скоординировать усилия».

А с другой, ТАСС цитирует слова вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, которая на представлении Гергиева коллективу Большого театра: «Объединения Большого и Мариинского театров не произойдёт. Большой и Мариинский театры будут существовать, как и существовали, как самостоятельные театры».

В своем обращении к труппе Большого театра, которое опубликовал ТАСС, Гергиев призвал помнить, что Большой и Мариинка — великие российские театры. «Нам совершенно необходимо помнить, что мы — великий российский театр или великие российские театры. Никогда не будет третьего театра, который сможет за несколько лет сделать то, что эти театры сделали за более чем два века. Это совершенно понятно всем».

Гергиев также отметил, что Большой театр и Мариинка могут обмениваться постановками друг с другом. «Мы можем обмениваться постановками, можем гастролировать на сценах двух театров, мы располагаем (каждый театр) как минимум тремя площадками. И это очень хорошая новость, это шанс огромный».

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Ольга
Уже трясет от слова ВЕЛИКИЙ
Больше статей