Наталкиваясь на известные картины, мы обращаем внимание на замысел художника, цветовую гамму, биографию живописца. Но редко задумываемся о том, как сложилась судьба натурщика: сколько ему было лет, чем он занимался, почему вообще захотел, чтобы его запечатлели. В подборке «Мела» рассказываем о жизни восьмерых детей со знаменитых картин.
1. «Девочка с персиками», Валентин Серов
Наверное, самая известная отечественная картина с ребёнком в центре сюжета. После того как мама привезла Валентина Серова в гости в усадьбу семьи Мамонтовых, юноша стал там частым гостем. В августе 1887 года, когда 22-летний художник вновь был в имении, в дом вбежала 11-летняя Вера Мамонтова, взяла персик и присела за стол.
Живописцу настолько понравилась композиция, что он предложил девочке позировать для его картины. Она согласилась. Портрет писался ежедневно на протяжении двух месяцев. Когда последний штрих был нанесен, автор вручил её Елизавете Мамонтовой, маме Веры.
Известно, что Вера Мамонтова позировала еще раз через 10 лет для картины «Девушка с кленовой веткой» Виктора Васнецова. Более того, он не раз отмечал, что образ знаменитой Алёнушки тоже срисован с неё.
Вера Мамонтова скончалась от пневмонии в 32 года, успев родить троих детей.
2. «Тройка», Василий Перов
На картине «Тройка» изображены дети в зимнюю стужу, которые, словно конная тройка, тащат за собой огромный чан с водой, покрытый рогожей. Согласно рассказам друзей Перова, художник довольно быстро нашёл натурщиков, чтобы нарисовать детей по краям. А вот со средним героем пришлось повозиться.
Он долго всматривался в лица детей и никак не мог найти того самого, кто идеально вписался бы в образ средней фигуры, пока не встретил на улице крестьянку с сыном. Василий рассказал женщине, что пишет картину и видит в её сыне центрального героя. Она согласилась и обмолвилась, что раньше у неё тоже было трое детей. Но остался только Вася. Тогда живописец окончательно убедился, что нашел того самого. Когда оставалось внести последние штрихи, Перов предложил семье мальчика приехать в Москву, чтобы увидеть окончательный вариант. Но они отказались.
Спустя несколько лет мать Васи пришла к Перову со словами, что готова отдать все свои последние сбережения, лишь бы художник продал ей картину. Оказалось, что её сын погиб. Но «Тройка» уже была передана в галерею. Тогда Василий Перов решил нарисовать отдельный портрет Васи и подарить его матери.
3. «Опять двойка», Федор Решетников
Первоначально советский живописец Федор Решетников планировал написать картину об отличнике, который принёс домой очередную пятёрку. В поисках главного героя, с кого можно было бы срисовать образ, художник отправился на урок в одну из московских школ. Там он заметил, что пятерки большинство детей воспринимают как должное. В отличие от двоек, вызывающих шквал эмоций. Тогда автор поменял концепцию и придумал композицию с противоположным сюжетом.
Образ провинившегося школьника Фёдор Решетников рисовал с сына бывшего соседа — известного авангардиста Густава Клуциса. Тот и понятия не имел, что становится частью известной картины.
По одной из версий, немаленькие правки в написание картины внесла и дочка самого Фёдора Решетникова. Ведь изначально автор хотел показать главного героя в стенах родной школы, но тут его родной ребёнок принёс двойку, и автор понял: надо писать сцену в доме. Возможно, именно поэтому на картине изображена бывшая квартира Клуциса, в которой после ареста авангардиста жил Федор с семьей.
4. «Портрет Мики Морозова», Валентин Серов
Нарисовать портрет четырехлетнего сына промышленника и мецената Михаила Морозова для Валентина Серова было сложной задачей. Ведь Мика был не самым усидчивым мальчиком. Живописцу приходилось неоднократно возвращаться к картине, прося его спокойно посидеть хотя бы полчаса. Но в итоге полотно вызвало столько одобрения как раз за то, что автор сумел передать динамику ребёнка, который может сорваться c места в любую секунду и побежать по своим делам.
Михаил Морозов вырос скромным и интеллигентным. Он работал переводчиком, преподавал английский язык, читал лекции по истории английской литературы. Он подготовил к печати издание «Гамлета», был консультантом в театрах, где ставили Шекспира. Преподавал в МГУ на филологическом факультете. Был главным редактором издававшегося в Москве на английском языке журнала News.
У Михаила Морозова было три брака и один ребенок. Он скончался в 1952 году.
5. «Утро», Татьяна Яблонская
У большинства советских людей картина «Утро» ассоциируется с первыми днями хрущевской оттепели: тепло, свежо, юная девушка как ни в чем не бывало делает утреннюю зарядку. Её образ Татьяна Яблонская срисовала со старшей дочери Лены, которой тогда было 13 лет. На заднем плане изображена их коммунальная квартира в Киеве на Большой Васильковской улице, где семья прожила много лет.
История картины и Лены, кажется, сложилась абсолютно волшебная. Из-за того, что «Утро» было напечатано в журнале «Огонек», многие горожане стали вырезать её и вешать на стену. Так сделал и казахский мальчик по имени Арсен. Говорят, он сразу влюбился в прелестную девочку с картины и любовался ею каждый день.
Спустя несколько лет Арсен и Лена оба поступили в Строгановское училище, стали одногруппниками. Между ними завязался роман. Позже Лена призналась, что она — та самая девочка с картины. Они переехали в Алма-Ату и поженились, прожили вместе почти 40 лет до смерти Арсена. У них есть общий сын, внуки и правнуки.
6. «Менины», Диего Веласкес
На картине «Менины» художник Диего Веласкес изобразил семью испанского короля Филиппа IV. В центре позирует Маргарита Тереза Испанская, которой тогда было пять лет. Её отец и мать приходились друг другу кровными родственниками, дядей и племянницей, поэтому здоровье их двоих детей было очень слабым (у Маргариты был брат-инвалид).
Однако это не помешало родителям выдать девочку в 14 лет замуж за дядю по материнской линии. Он был императором Священной Римской империи. Празднование бракосочетания длилось почти два года и запомнилось в истории как одно из самых зрелищных в то время.
Маргарита Тереза родила четверых детей. Первые три ребёнка умерли в младенчестве. Младшая дочь выжила. С ослабленным здоровьем Маргарита Тереза тяжело переносила беременности — особенно последнюю, когда она заболела бронхитом. Она скончалась через год после четвертых родов.
Образ Маргариты Терезы вдохновлял не только Диего Веласкеса, но и известных живописцев Жерара дю Шато, Яна Томаса ван Йеперена, Беньямина фон Блока. Маргарита впечатлила даже Бориса Пастернака, который описывает её как девочку-видение в стихотворении «Бабочка-буря».
7. «Дочь Советской Киргизии», Семен Чуйков
Картина «Дочь Советской Киргизии» имела огромную популярность среди любителей живописи. Её печатали не только в советских газетах и журналах, но и в зарубежных. Героиня картины стала образом человека своего времени, идущего к главной цели — коммунизму.
Натурщицей стала 14-летняя киргизская девочка по имени Айжамал Огобаева. Художник целиком и полностью продумал внешний вид девочки, поэтому школьнице приходилось позировать ежедневно по три-четыре часа под палящим солнцем.
После завершения картины Семен Чуйков предлагал Айжамал уехать с ним в Москву, чтобы получить хорошее образование. Но девочка была вынуждена отказаться из-за запрета матери. Она осталась жить на родине. Позже там же вышла замуж за Камчыбека Огобаева. Женщина посвятила себя хозяйству и воспитанию четверых детей.
Всю жизнь Айжамал поддерживала теплые отношения с художником Семеном Чуйковым. Они дружили семьями. Живописец даже называл Айжамал своей дочкой. Она скончалась уже в XXI веке, 19 августа 2000 года.
8. «Стрекоза», Илья Репин
Илья Репин часто писал картины не для публичного признания, а для себя. К последним относилась и «Стрекоза», на которой художник запечатлел свою двенадцатилетнюю дочь Веру во время отдыха на даче неподалеку от Санкт-Петербурга. Он назвал полотно именно так, потому что, сидя на перекладине, девочка махала ногами из стороны в сторону, словно стрекоза крыльями.
Вера была любимицей Ильи Репина. Она росла в любви и заботе. Племянница художника вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил её более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, весёлая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею — второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Своё, можно сказать, „привилегированное“ положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал».
Вера Репина некоторое время работала актрисой, но большую часть себя всегда посвящала папе, заботясь о нём до последнего вздоха. После кончины отца девушка уехала жить в Хельсинки. Своей семьи у неё не было.