Концепция свободной педагогики и фраза «Дайте детям жить» связаны с именем шведского педагога Эллен Кей. Уже в XIX веке она выступала против гиперопеки, телесных наказаний и воспитания в детях стадного инстинкта. И настаивала: образование должно строиться на индивидуальном подходе и идеях равенства — мужчин и женщин, взрослых и детей.
Девочка из Швеции, которая любила читать
Эллен Кей родилась в семейном поместье в небольшом шведском городе Смоланд 11 декабря 1849 года. Ее отец был основателем Шведской аграрной партии, а мать происходила из аристократического рода. В семье царили строгие нравы — в 1915 году Эллен напишет эссе «Воспоминания об Эмиле Кее», где расскажет, что телесные наказания у них дома считались нормой.
Сначала образованием Эллен занималась мать, потом ее сменили гувернантки. Девочка любила книги: уже в раннем возрасте она зачитывалась произведениями Гете и пьесами Генрика Ибсена. С государственной системой образования она впервые столкнулась в 1865 году, когда ее отдали в частную школу перед конфирмацией.
В 1868 году Кей записалась на курс Дженни Россандер для женщин, где девушки изучали естественные науки, религию, математику, историю, литературу. Эллен училась в зимние семестры, так как в остальное время была занята помощью отцу: после переезда в Стокгольм он столкнулся с финансовыми проблемами и был вынужден продать семейное поместье.
К 1879 году в обществе начала набирать популярность эволюционная теория. Эллен была воспитана в христианской семье, но после изучения трудов Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера и Томаса Хаксли отказалась от религиозных взглядов. Под влиянием последнего она увлеклась социалистическими идеями. Среди важных для себя авторов она называла Жан-Жака Руссо, Джона Стюарта Милля, Огюста Конта и Роберта Оуэна. В 1883 году Кей начала сама читать лекции в Рабочем институте Стокгольма. Ее выступления были посвящены истории, искусству, литературе, а также современным идеям просвещения.
7 принципов воспитания Эллен Кей
С конца 1860-х годов Эллен Кей начала регулярно делать записи, посвященные теме образования и семейных отношений. В февральской заметке 1870 года она сформулировала 7 принципов воспитания:
- Не позволяйте детям получать что-либо с помощью слез;
- Говоря об обязанностях, не упоминайте вознаграждение, не «подкупайте» детей;
- Никогда не лгите детям и не запугивайте их;
- Никогда не бейте детей;
- Позвольте им помочь самим себе;
- Безоговорочное послушание, но минимум приказов; последовательная строгость, но минимум угроз;
- Наказание как метод воспитания только подкрепляет животную, низкую природу, которую необходимо искоренить.
В этих семи тезисах Кей еще не упоминается эгоизм и альтруизм, которые станут для нее фундаментальными педагогическими понятиями в будущем. Рассуждая о необходимости воспитания эгоизма в молодом поколении, она нередко ссылалась на сочинения Ницше. Кей нравилось, как немецкий философ воспевал индивидуализм и свободу каждого отдельно взятого человека, но она чувствовала, что в его трудах не хватает идей, посвященных заботе о других.
В своих собственных сочинениях она нередко называла противостояние «самопожертвования» и «безрассудного развития свободной личности» одним из основополагающих конфликтов современности. И первый, и второй вариант казались ей чересчур радикальными. Она выступала за то, чтобы родители и воспитатели помогли детям найти баланс между бескорыстием и здоровым эгоизмом.
«Век ребенка»
Самым известным педагогическим трудом Эллен Кей стала книга «Век ребенка», которая была опубликована в 1900 году. В ней она объединила свои рассуждения о воспитании, материнстве и положении женщин в обществе.
Равенство в семье стало одной из ключевых идей для Кей. Она считала, что не только родители должны общаться с детьми на равных, но также у братьев и сестер должно быть одинаковое положение, ведь только в партнерских отношениях может получиться здоровая среда для воспитания гармоничной личности.
Эллен также считала необходимым совместное обучение мальчиков и девочек: «Старинная педагогическая поговорка гласит „Учатся для жизни, а не для школы“. Между тем, пока оба пола в течение большей части жизни будут удалены друг от друга разделением предметов обучения, воспитание будет неправильным и непригодным для жизни, которая их ожидает и в которой по закону природы общий труд и общая деятельность мужа и жены должны быть нормальным явлением».
Она подчеркивала, что мамам и папам важно в некотором смысле «превратиться в детей» — не только воспитывать и учить своего ребенка, но и играть с ним, сохраняя при этом рассудительность в разговорах и не пускаясь в «притворное ребячество».
Кей осуждала гиперопеку, хотя и понимала, что часто ее источником становится родительское стремление проявлять нежность и заботу. Она подчеркивала, что детей не нужно излишне направлять — они должны иметь возможность принимать решения в соответствии с собственными чувствами: «Не оставлять ребенка в покое — самое большое преступление современного воспитания против самого ребенка».
Кей призывала родителей быть искренними с детьми и не лицемерить — не осуждать их за поступки, к которым склонны мама и папа. «Ребенок в глубине своего внутреннего „я“ чувствует, что он имеет право быть „нехорошим“, право, которым взрослые пользуются беспрепятственно», — писала Кей.
Наказания и физическое насилие
Эллен была противницей побоев в воспитании, называла их неприемлемой мерой, которая только травмирует ребенка, вызывает в нем страх и ненависть, но не развивает хороших качеств. В своих трудах она писала, что побои вызывают в детях только горечь, жажду мщения и подхалимство, а страх она называла главным несчастьем детского возраста. «С тех пор как появилась возможность воздействовать на душу духовными средствами, побои признаны унижающими достоинство как того, кто наносит их, так и того, кому они наносятся».
В «Веке ребенка» Кей выразила солидарность с идеями английского философа Герберта Спенсера, который писал, что наказанием для ребенка должна быть только физическая боль от его собственных действий, которую он сам себе причинил. Если ребенок, например, слишком быстро бегает, то его «естественным наказанием» станет ушиб или падение.
Эллен советовала родителям не пытаться защитить ребенка от его собственных ошибок. Только так он сам для себя поймет, чего лучше не делать. «Если речь идет о какой-нибудь опасности, от которой хотят оградить ребенка внушением ему страха перед ней, то следует предоставить самой вещи действовать устрашающим или неприятным образом на ребенка». Вместе с этим Кей подчеркивала, что «естественные наказания» иногда могут быть опасны для здоровья.
Школа будущего Эллен Кей
«Тот, кому задали бы задачу — вырезать перочинным ножом девственный лес, должен испытывать то же отчаяние бессилия, какое испытывает жаждущий реформ человек перед существующей школьной системой — этой непроницаемой чащей нелепостей и предвзятых мнений, предрассудков и ошибок». Так начинается часть книги «Век ребенка» под названием «Школа, убивающая душу ребенка».
В этой части книги Эллен критиковала современные ей шведские школы, которые не развивали в детях креативность, способность рефлексировать и задумываться о происходящем вокруг. Она собрала много предложений для улучшения школьного образования, но сама признавала, что ее желания были слишком прогрессивны для XIX века: «Моя школа — мечта. И она не может осуществиться, пока государства приносят величайшие жертвы милитаризму».
Кей была уверена, что индивидуальные занятия более продуктивны, а в классах должно быть не больше 12 учеников. Она также выступала против экзаменов и конкуренции, которую воспитывает в детях оценочная система, поддерживала междисциплинарность школьных предметов и говорила, что необходимо изучать их комплексно, а не по отдельности.
Воспитатели и учителя, по ее замыслу, должны были начать работать исходя из принципа «добровольного послушания»
Так, чтобы дети испытывали искренний интерес к тому, о чем им рассказывают. В учениках необходимо воспитывать самостоятельное мышление, стремиться к тому, чтобы они сами работали над усвоением материала и лишь иногда в этот процесс вмешивался учитель. Одной из помех для развития самостоятельности в детях она считала домашние задания, которые за учеников делают их родители.
«Наш век взывает к личности, но он будет звать напрасно, пока мы не позволим детям действовать согласно собственной воле, свободно мыслить, формировать собственные суждения. Короче говоря, пока мы не перестанем подавлять личность в школах, тщетно надеясь возродить ее в будущем».
В идеальной школе будущего, писала Эллен, не будет вызывать беспокойства вопрос «А удастся ли сделать карьеру?». Она считала, что если человек после школы и становится умной личностью, то только за счет яркой индивидуальности, собственной открытости миру и восприимчивости.
«Детские сады воспитывают дилетантов и слабых людей»
Кей критически относилась и к детским садам. Она считала, что детям до шести лет лучше заниматься на дому, индивидуально. Дом для нее — это «естественное общество», где ребенок может гармонично развиваться и формироваться как личность.
«Вместо того чтобы приучать детей уметь находить удовольствие в одиночестве, этими играми и забавами „по указке“ воспитывают привычку к стадным удовольствиям, привычку, служащую выражением духовного плебейства. <…> Система детских садов <…> — одно из удобнейших средств воспитать дилетантов и слабых людей».
Если уж детских садов избежать невозможно, писала она, то нужно сделать так, чтобы педагог вмешивался в игры и занятия детей только тогда, когда они причиняют вред себе или окружающим.
Комментируя принцип Фридриха Фребеля (основатель первого детского сада. — Прим. ред.) «Будем жить для детей», Кей предлагала заменить его другим — «Дадим жить детям». Для нее это означало дать детям свободу и освободить их от «дрессировки».
Свободный брак, феминизм и святость материнства
Многие свои сочинения Эллен Кей посвятила проблемам материнства и положению женщин. Она считала, что женщины должны занимать равное с мужчинами место в обществе и не считала материнство главной целью в жизни женщины, поддерживая желание девушек занимать должности, которые обычно доставались мужчинам.
В XIX веке взгляды на материнство в Европе начали меняться. Исключением не стала и Швеция. Сама Эллен воспринимала материнство как полноценную работу и была уверена, что она должна наравне с профессиональной деятельностью иметь авторитет в обществе: «Наступит время, когда материнство будет считаться священным, если это материнство явилось последствием чистой и действительной любви и вызвало серьезное сознание материнских обязанностей».
Эллен Кей поддерживала идею норвежского писателя Бьёрнстерне Бьёрнсона о том, что, если женщина хочет стать матерью, у нее должно быть право сделать это без вступления в брак. Кей считала, что для детей пагубно расти в негармоничном браке, поэтому супруги должны иметь возможность разойтись по обоюдному желанию.
Фабричная работа, считала Эллен, мешает женщине вести хозяйство
«У меня нет и тени намерения лишать общественную жизнь и общественный труд благотворного влияния опытных и мыслящих матерей. Я хочу только указать на то переутомление, которое является последствием затраты своих сил на чрезвычайно развившуюся теперь светскую и общественную жизнь и деятельность».
Кей требовала пересмотреть условия женского труда. Она считала недопустимым, что женщины после нескольких лет работы выходят замуж, после чего бросают научные и профессиональные занятия. Вплоть до своей смерти в 1924 году она продолжала выступать с лекциями про феминизм, историю и литературу и опубликовала несколько десятков книг, оставшись в истории как одна из основоположниц свободной педагогики.