«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы
«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы
«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

Елена Акимова

6

26.04.2019

Народной артистке РФ Илзе Лиепе 55 лет, и она мама третьеклассницы. Её дочери Наде всего девять, и она балерина с шестилетним опытом. Возраст в этой династии вообще понятие условное. Исключение — отношения отцов и детей. Тут всё по классике: младшие безоговорочно подчиняются старшим. В новых «Правилах воспитания» Илзе Лиепа объясняет, почему отсутствие полной свободы и запрет на гаджеты не помеха для счастливого детства.

1. Ребёнок чувствует себя увереннее, когда его жизнь чётко организована. Режим и разные активности не только прививают дисциплину. Всё это ещё и помогает сформировать внутренние опоры — человек с детства знает свои сильные стороны, понимает, как ставить цели и идти к ним. Сегодня я вижу очень много растерянных подростков — спрашиваешь, чем юноша или девушка хотят заниматься в жизни, а они сами не знают. Всё потому, что с малых лет такие дети только развлекались. И теперь им очень сложно сосредоточиться на чём-то конкретном. Поэтому задача любого родителя — с раннего возраста внимательно прислушиваться к ребёнку, способствовать тому, чтобы он выбрал себе увлечение по душе. Это ведь очень простой рецепт счастья — любимое дело, приносящее радость.

Фото: Александр Джус

2. Я бы сделала занятия балетом обязательными для всех девочек. Танец может и не стать профессией, но такую школу, на мой взгляд, пройти необходимо. Гармоничные движения под классическую музыку, умение владеть собственным телом, не стесняться его — всё это очень важно, особенно для подростков. Моя девятилетняя дочь Надя занимается танцем с трёх лет, и я вижу, как положительно балет влияет не только на её тело, но и на душу. Даже если Надя выберет совсем другую карьеру (сейчас, например, она мечтает стать врачом), я никогда не скажу, что годы у станка были потрачены впустую. Балет ­– это не только про идеальную осанку и ту самую «стать», балет — это в первую очередь про благородство. И да, это как раз тот случай, когда благородство можно воспитать.

Фото: Александр Джус

3. Искусство — самый простой способ привить ребёнку любовь к своей стране и культуре. Когда человек с детства слушает музыку великих русских композиторов, знает сказки Пушкина, ему не надо диктовать: «Будь патриотом». Он сам совершенно естественным образом начинает гордиться своей страной, интересоваться её историей. Пример — и моя дочь Надя, и ребята постарше, участники гала-спектакля Национальной премии детского и юношеского танца «Весна священная», инициатором создания которой стал мой благотворительный фонд. Большинство из этих подростков никогда не слышали многие классические произведения и вряд ли восприняли бы такую музыку, начни мы её навязывать. Другое дело — предложить им танцевать под классику. Я сама видела, как ребята, вдохновившись на репетициях, закачивают произведения Мусоргского или Стравинского в смартфоны, начинают обсуждать эту музыку. Именно таким и должен быть настоящий, здоровый патриотизм.

Фото: Александр Джус

4. У моей девятилетней дочери нет ни смартфона, ни компьютера. Это не говорит о том, что гаджеты её совсем не интересуют, но я пока не вижу в них необходимости — стараюсь увлечь её чтением, рисованием, рукоделием.

Я не отрицаю прогресс. Интернет — великое изобретение, которое даёт огромные возможности для познания мира. Другое дело, что мало кто пользуется им именно в образовательных целях, тем более если речь идёт о детях. Поэтому я жду, когда Надя ещё немного повзрослеет и сможет увереннее ориентироваться в огромном количестве информации, которая есть в сети.

Фото: Валерий Логачев

5. Дочь пока не задаёт вопросов на откровенные темы, но меня такие разговоры вряд ли смутят. Когда ты начинаешь общение с ребёнком с разговора о том, что мир сотворён Богом, обсуждение телесности, отношений между мужчиной и женщиной не кажется пугающим. Вера помогает найти правильные ответы на любые вопросы. Запретных тем нет, если есть понимание, как о них нужно говорить.

6. Я стараюсь оградить свою дочь от страшилок и ужастиков. Да, отрицательные персонажи помогают ребёнку сформировать понятия о добре и зле, но специально пугать маленького человека монстрами, показывать все эти модные мультики про них — это для меня недопустимо. Во время беременности я написала детскую книгу «Театральные сказки» ­– в ней нет ни одного злодея. Агрессии в нашем мире и без этого слишком много.

7. Бить детей, конечно, нельзя. Но наказывать иногда всё же приходится. Никогда не забуду, как отец однажды наказал нас с Андрисом за какой-то страшный проступок. Уже и не помню, что мы натворили, но была очень большая разборка. В итоге папа запер нас в комнате и велел выучить большой кусок пролога к «Ромео и Джульетте».

Всё было настолько серьёзно, что мы даже не рассматривали вариант не подчиниться. И выучили, конечно. Тогда было обидно, но сейчас я и сама использую этот метод с Надей — недавно вот в качестве наказания она учила «Буря мглою небо кроет». Конечно же, за обычные детские шалости я не наказываю, но на серьёзные проступки (ложь, например) не закрываю глаза.

8. Я воспитываю Надю одна, поэтому вся ответственность и вся логистика исключительно на мне. И я не стесняюсь просить помощи у бабушек, не вижу ничего страшного в том, чтобы пользоваться услугами няни. Я работающая мама, артистка и прекрасно понимаю — мой ресурс не бесконечен и, чтобы иметь силы на качественное общение с дочерью, мне нужны помощники.

9. Стать звездой — абсолютно обманчивая цель, даже для балерины. Отец никогда не говорил, что мы с Андрисом обязательно должны прославиться. Он просто делал всё для того, чтобы мы искренне полюбили профессию и получали удовольствие от этой, безусловно, очень тяжёлой работы. То же самое я хочу воспитать и в Наде — будешь ты звездой или не будешь, это порой зависит даже не от тебя, а от множества других обстоятельств. Поэтому, занимаясь творчеством, не нужно зацикливаться на каком-то мифическом пьедестале, нужно просто работать с удовольствием, максимально реализовываться. Самое больше несчастье для артиста — не отсутствие премий и званий, а отсутствие любви к своему делу. Без любви точно ничего не получится.

Читайте также
Комментарии(6)
я бы хотела сказать, при чтении текста, материала немножко мешает двигающиеся видеоматериалы. Сбивают твой фокус от чтения. Спасибо)))
Ну что еще может посоветовать баллерина? Может если бы она была инженером-программистом, то она сказала бы, что «изучение программирования необходимы каждой девочке»? Может дадим право выбора самому ребенку?
В первую очередь зацепил заголовок. По-моему, нужно давать ребенку право выбора, без хореографии вполне можно обойтись. Лично я, благодаря очень добрым детям и прекрасным преподавателям, большего унижения, чем там, никогда не испытывала, кроме неприятного опыта я там не получила ровным счётом ничего
То же самое тогда можно сказать про любую школу, любой коллектив, где могут обижать и унижать, так что же, теперь не учиться? Илзе прекрасно подошла к вопросам воспитания, кроме того, сейчас есть выбор, куда отдать на обучение ребенка, чтобы не было унижений. В дальнейшем ребенок сам сделает выбор, она так и пишет, но несколько занятий, безусловно, не помешают, и познакомят с прекрасной музыкой
Показать все комментарии
Больше статей