Что подростки думают про цензуру и нужна ли она в современном мире? В седьмом выпуске «Мел.Teens» вместе с 14-летним Ваней и 16-летним Сергеем обсуждаем пьесы, сценарии и басни Николая Эрдмана, злободневные темы, которые он поднимал в них, и жизнь писателя после возвращения из Сибири. А еще размышляем про сатиру, ограничения в искусстве и кухонные разговоры в СССР.
00:10 Говорим про цензуру и давление власти на примере жизни Николая Робертовича Эрдмана.
00:30 Кратко рассказываем биографию Николая Эрдмана.
03:00 Контекст пьесы «Самоубийца».
04:40 Как говорят биографы, Эрдман не до конца понимал, что пьеса «Самоубийца» антисоветская.
05:45 Сергей: «Ранняя биография Эрдмана напоминает мне жизнь Ремарка».
06:35 «Возможно, цензура мягко обошлась с Эрдманом».
07:20 Фамилия Эрдмана долго не упоминалась в титрах всех фильмов и мультфильмов, к которым он писал сценарии. Работая вместе с Владимиром Массом над сценарием фильма «Весёлые ребята», они сами про себя говорили: «Делаем страшную халтуру».
08:20 Ваня считает, что фамилию Эрдмана не упоминали из-за его басен.
11:15 «Актёр, который исполнял роль Семёна Семёновича, — очень большой шутник».
12:00 Сталин не одобрил постановку пьесы «Самоубийца»: «Я не очень высокого мнения о пьесе „Самоубийца“. Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна».
12:45 Ваня считает, что цензура нужна, потому что это способ власти управлять народом.
14:20 Сергей считает, что цензура нужна по отношению к ужасным произведениям.
15:00 «Если такие произведения, как „Ревизор“, допускают — это хорошо. Это значит, что власть понимает, что автор просто обозначил сатиру и проблемы в обществе».
16:00 «Я бы выпустил эту пьесу в более стабильные времена».
17:00 Юля считает, что Эрдман подвергает сомнению важность личности для государства.
17:30 Лина: «Курьер Егорушка — собирательный образ советского народа. Нет человека, есть масса».
18:15 «Нужна правильная цензура, а не надзор».
19:00 «Везде есть возрастной ценз. По поводу того, что ребёнок всё равно слушает и смотрит недетский контент, надо задавать вопрос его родителям».
20:10 Нужно ли прислушиваться к общественному мнению при решении что-то запретить? Пример: выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер.
21:20 Юля рассуждает о возможности запрещать искусство.
22:10 Говорим про самоцензуру. Сергей сталкивался с ней, когда писал сочинение и убрал из него несколько строчек.
23:10 В те годы Юля бы тоже запретила «Самоубийцу» на месте власти.
23:50 «Эрдман в пьесе смеётся вообще над всеми: над интеллигенцией, безработными и работающими, вдовами и вдовцами, над религией и пролетариатом».
24:45 Сергей: «Как писали Ильф и Петров: „Чтобы в раннем Советском Союзе приняли что-то, в пьесе должны присутствовать комиссариат и женщина, которая собирает взносы в партию“».
25:10 Что ребята думают про творчество Эрдмана после ссылки?
26:00 Рассуждаем, почему Эрдман не эмигрировал.
25:50 Юля: «Он писал сценарии, которые считал ужасными. Почему?»
28:10 «Он написал сатиру, как Гоголь».
28:40 Сергей: «Ты хочешь купить сосиски — и покупаешь не „Останкинские“, а импортные. И тут приезжает „бобик“ и забирает тебя. Это то же самое по сути».
29:30 Читаем басни Эрдмана: «Случай с пастухом», «Колыбельная» и «Ворона и сыр».
30:40 Когда Лина перечитывала «Самоубийцу», у неё шли мурашки по коже. Потому что это очень злободневное произведение.
31:30 Цитируем монолог из «Самоубийцы»: «Мы только ходим друг к другу в гости и говорим, что нам трудно жить. Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: нам трудно жить. Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас. Мы всю жизнь свою шепотом проживем».
32:30 Обсуждаем кухонные разговоры в СССР.
33:15 «Это плач о том, что всех заставляют молчать».
34:20 Порекомендовали бы ребята прочесть «Самоубийцу»?
Слушайте новые и предыдущие выпуски подкаста «Мел.Teens» — об эмиграции, гендерных стереотипах, политике, компьютерных играх, комиксах и многом другом. «Мел.Teens» можно слушать на Apple Podcasts, «ВКонтакте», Google Podcasts, на «Яндекс.Музыке», Pocket Casts, YouTube и самом «Меле». Мы будем рады, если вы оцените наш подкаст в вашем приложении.
Мы благодарим за помощь в работе над подкастом автора джингла Егора Азаркевича, звукорежиссера Александра Казанцева, иллюстратора Катю Васильеву и всю команду «Мела», которая работает над проектом. А также большое спасибо сервису аудиокниг Storytel за помощь в записи наших выпусков. Сейчас у ребят бесплатный 14-дневный доступ, чтобы начать слушать аудиокниги, подкасты, лекции и сериалы.
TEENS
От Венедикта Ерофеева до Эдгара По. 9 писателей, которых любят современные подростки
КНИГИ
10 книг, которые помогут подростку понять себя. Писатели, говорящие со взрослеющим человеком на равных
ИСТОРИИ
«Меня восхищают Достоевский и Гоголь, а из современных авторов я знаю только Глуховского». Историк и писатель Гийом Прево — о романах для подростков и русском языке