Иногда кажется, что поход с ребёнком в музей — это самая большая ошибка в жизни. Непонятно, как он не снёс на ходу пятиметровую копию статуи Давида, как призвать его не кричать, когда он проверяет эхо в каждом зале, а потом как выдержать нытьё, что ему ничего не интересно. Но всё не так страшно. Искусствовед Диана Видстром объясняет, как спасти семейный выходной в музее.
Мы росли в тяжёлое академическое время, когда в музеях нельзя было бегать, разговаривать, ничего нельзя было трогать. За порядком следили пожилые смотрительницы с нюхом, как у собаки, и глазом, как у орла. К счастью, даже самые строгие храмы искусств вынуждены менять свой подход под давлением времени. Городские музеи продумывают не только экспозицию и выставки, но и зоны рекреации, интерактивные залы, библиотеки и кафетерии. Теперь в музей можно пойти не только для того, чтобы посмотреть на живопись голландских мастеров первой половины какого-то века. Но и для того, чтобы весело (правда весело!) провести время.
1. Не пытайтесь рассказать маленькому ребёнку, что изображено на картине
Рассказывать о картинах детям дошкольного возраста совершенно бессмысленно. Я отказалась от этой затеи, когда поняла, что дети лучше знают, что хотели изобразить художники. Годам к семи-восьми, когда у них уже развит интерес к познанию нового и достоверного, они способны запоминать истории. До этого лучше знакомить с искусством от обратного –вопросами. Что здесь изображено? Кто эти дяди на конях? Почему они такие большие и мускулистые? Как ты думаешь, кем они работали?
Если всё-таки хотите хоть что-то объяснить ребёнку, почитайте книги Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» и «Как говорить с детьми об искусстве XX века». В них — отличные советы с примерами и разделением детей по возрастам.
2. Ищите в музее то, что ребёнок уже где-то видел
Проработав в музеях 10 лет, я поняла, как можно вернуть посетителя в зону комфорта. Для это надо обозначить отправную точку, которая ему уже знакома. Искать на картинах то, что ребёнок хорошо знает, — на этом строится большинство музейных квестов и игровых экскурсий. Например, вы можете заранее подготовить список предметов, который пойдёте искать вместе с ребёнком на картинах. Время в музее с таким заданием пройдёт быстро и весело.
3. Помогите ребёнку переработать то, что он увидел
Разглядывание картин — это прекрасно, но именно активная игровая деятельность активизирует работу мозга. Не во всех музеях есть игровые зоны, в единицах — можно побегать или потрогать экспонаты. Если идёте в обычную галерею, возьмите с собой блокнот и цветные карандаши. Во-первых, по мотивам понравившихся картин можно будет моментально нарисовать улучшенный вариант. Во-вторых, пока ребёнок рисует, самое время рассказать ему какую-нибудь интересную историю: представь себе, ты сидишь на корточках и рисуешь море, а Айвазовский должен был плавать на настоящем корабле, чтобы запомнить цвета и краски, а потом вернуться в свою мастерскую и при помощи зарисовок создать вот такие картины с морем. Нет, тогда не было фотоаппаратов. И телефонов тоже не было. Попробуйте из любого пассивного созерцания создать активное действие.
4. Не умничайте
Казалось бы, что может быть скучнее скульптур? Единственное из адекватного, что может спросить ребёнок, — почему они все голые. Могут быть вопросы и посложнее, но объяснить маленькому ребёнку все особенности сюжетов из мифологии — не так уж просто.
Вот, например, пришёл десятилетний школьник к статуе Шивы натараджа, то есть к Шиве, который танцует на голове демона-карлика в огненном ореоле. Кто этот бог и зачем он танцует? Его танец символизирует разрушение, но вместе с тем перерождение и возобновление жизни. Если он остановится, наступит конец света. Довольно сложная история даже для взрослого ребёнка, который плохо понимает, что такое индуизм. Упростите! Лучше предложите ребёнку встать в позу, в которой стоит Шива. Именно так делали в Музее Виктории и Альберта, продумывая интерактивную экспозицию для детей, и получили множество восторженных реакций в ответ.
5. Выбирайте музеи, где есть специальные возможности для детей
Ищите музеи, которые вкладывают деньги в интерактивное оборудование и не забывают о детях. На Тайване, например, практически каждый государственный музей имеет свою игровую комнату. Её дизайн меняется в зависимости от проходящих выставок.
Когда я пришла несколько недель назад в CaixaForum в Мадриде, мы с детьми попали на большую выставку о музыке в античности с ценными экспонатами из Лувра. По-настоящему окунуться в эту атмосферу мы смогли, когда детям предложили написать свои музыкальные треки при помощи семплов, относящихся к тем или иным процессиям в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Греции и Риме. На этой же выставке разрешали пробовать играть на античных инструментах (на этой фразе у большинства музейных хранителей должны пойти мурашки по коже).
Современные музеи знают, как это устроить: копии ценных экспонатов, которые не представляют особой культурной ценности, можно давать на растерзание посетителям. Эти экспонаты можно трогать и гладить — именно это так нужно самым маленьким любителям искусства.