«У них особая, мультяшная пластика». Как живёт театр, где играют дети с синдромом Дауна

«У них особая, мультяшная пластика». Как живёт театр, где играют дети с синдромом Дауна

2 475

«У них особая, мультяшная пластика». Как живёт театр, где играют дети с синдромом Дауна

2 475

Актер, режиссер и педагог Николай Ильницкий руководит театральной мастерской для людей с синдромом Дауна, которая уже несколько лет работает на базе фонда «Даунсайд Ап» при поддержке благотворительного фонда «Синдром любви». Здесь всё по-настоящему: занятия речью и пластикой, репетиции, выходы на большую сцену. Николай рассказал «Мелу», для чего и кому нужен этот театр.

В театральную мастерскую ребята приезжают раз в неделю. Занятия начинаются с йоги, чтобы дать возможность немного сосредоточиться и подготовить тело к репетиции или импровизации. Репертуар театра начинался со сказок, но чем взрослее становятся актеры, тем глубже они готовы заглядывать в серьезную драматургию. После спектакля «Лукоморье» в жанре пластического теневого театра и «Сказки о царе Салтане» в планах — «Тень» Евгения Шварца и отрывки из пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова — специально для 16-летней актрисы, которая мечтает сыграть роль влюбленной Сони.

Разминка перед репетицией. Фото: «Даунсайд Ап»

Театральный язык и человеческий контакт

В театральной мастерской мы никогда не делаем скидку на то, что работаем с особенными людьми. Мы учим ребят выражать свои мысли, задавать вопросы, искать ответы. Стараемся взаимодействовать в разных жанрах, изучаем театральный язык.

Наши актеры абсолютно непосредственны и очень мотивированны. Когда мы начали работать с театром теней, я увидел, что у них особая пластика, немного «мультяшная», они двигаются очень необычно. Работать с такими актерами невероятно интересно. Сначала мы выпускали по одному спектаклю в год, сейчас проводим репетиции еженедельно, проектов становится больше, поэтому мы мечтаем найти площадку, где можно было бы встречаться с нашими ребятами несколько раз в неделю. К нам стали приходить люди театра: сначала — художник по костюмам, потом — преподаватель танца, педагог-репетитор. Вместе с родителями актеров, которые помогают нам с реквизитом и обслуживанием спектаклей, сложилась классная команда.

«Синдром любви» — это благотворительный фонд поддержки людей с синдромом Дауна в нашей стране, работа которого направлена на формирование толерантной среды по отношению к таким людям. Фонд собирает средства и передает их партнерским организациям в разных городах страны, в числе таких организаций и «Даунсайд Ап».

Выход на настоящую сцену

Когда заканчивается период подготовки спектакля, нам очень важно, чтобы ребята смогли попасть на настоящую сцену. Поэтому мы стараемся заранее договориться с профессиональными площадками о том, чтобы выступление прошло не в фонде. С нами дружат театр «Около дома Станиславского» на Тверской, которым руководит Юрий Погребничко, театр «Экспромт», ДК ЗИЛ.

Все люди из профессиональной среды, к которым мы обращались, с большим энтузиазмом нам помогали и продолжают помогать с организацией выступлений на настоящей сцене. За время существования мастерской нам удалось поработать и с большими мастерами: например, текст для нашего дебютного спектакля «Лукоморье» озвучил Сергей Юрский.

Прошлой осенью мы совместно с благотворительным фондом поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви» запустили просветительский онлайн-проект «Книжки вверх ногами», в котором известные люди и люди с синдромом Дауна вместе читают книги популярных авторов. Тогда нам удалось поработать с Леонидом Парфеновым, Тимуром Бекмамбетовым, Антоном Шагиным, Борисом Акуниным, Сергеем Лукьяненко.

В проекте «Книжки вверх ногами» нам было важно показать индивидуальность людей с синдромом Дауна, их предпочтения в литературе и искусстве, а еще осознанность и мотивированность этого выбора. Такой подход помогает бороться с негативным отношением к людям с этой особенностью развития.

Вовлеченность в творческий процесс

Нам важен сам акт творчества. А является ли это искусством или нет — время покажет. Арт-проект, в котором задействованы дети с синдромом Дауна, рассчитан не на сострадание зрителей к «особенным» актерам, а на их вовлеченность и сопереживание, как и в любом хорошем сценическом действии.

Мы стараемся ставить перед собой высокие цели — и, когда берем определенную высоту, со следующим проектом хочется поднять планку, а не повторить успех

Театр оказывает терапевтическое воздействие абсолютно на любого человека, потому что это работа с психофизикой: ты должен лучше узнать свои слабые стороны, укрепить и развить сильные, раскрепоститься и стать увереннее, а еще усердно работать с речью, мимикой и движением.

Кроме того, это командная работа: нужно соотносить себя с другими людьми, видеть их, помогать, взаимодействовать. И когда совокупность усилий становится реальным результатом, когда независимые зрители наших спектаклей говорят, что действие на сцене их захватывает и волнует, это настоящая победа и лучшая оценка нашей работы.

Младшая группа актеров
Младшая группа актеров. Фото: «Даунсайд Ап»

Елена Шефер, мама Михаила, актера театральной мастерской:

«Самое большое огорчение для сына — пропустить в субботу театральное занятие, не встретиться с педагогами и друзьями. За те несколько лет, что Миша занимается в мастерской, он сильно изменился: стал более собранным, ответственным, научился работать с собственным телом, у него значительно улучшилась координация. Задания на демонстрацию разных эмоций дали ему возможность проанализировать и лучше понять собственные».

Новый образ себя

Педагоги в театральных институтах любят выражение «Сцена лечит». Я знаю это по своему опыту: бывает, едешь на спектакль с температурой и думаешь: «Как я вообще смогу играть?» Потом начинаешь гримироваться, переодеваться, и состояние меняется по мере переключения внимания с себя на героя. Как будто из частичек тебя создается что-то новое — сценический персонаж, образ. Так происходит и с ребятами: они исследуют свои границы, стараются выйти вовне и посмотреть на себя со стороны.

Театр теней — единственный театральный жанр, который позволяет увидеть себя именно так: видя, как собственная тень движется по полотну экрана, актер понимает, что это его проекция, видит, работают ли какие-то его задумки или нет. Это отлично развивает образное и ассоциативное мышление.

Недавно мы попросили наших актеров ответить на вопрос «Что для вас театр?». Кто-то сказал, что хочет стать актером/актрисой, кому-то нравится быть в центре внимания и получать букеты цветов на поклонах, были ребята, которые отметили, что у них улучшилась речь и мимика, появились друзья. А одна девочка — Света — ответила: «Я хочу делиться эмоциями со зрителями мерцанием сердца».

Фонд «Даунсайд Ап» с 1997 года бесплатно оказывает психолого-педагогическую и социальную поддержку семьям, в которых живут люди с синдромом Дауна. Его задача — стремиться к тому, чтобы они росли в семьях, учились в общеобразовательных учреждениях, были трудоустроены и социализированы. Театр играет важнейшую роль в решении этой задачи. Участники театральной мастерской не только играют в любительских спектаклях, но и выходят на профессиональную сцену.

Расти над собой

Театром, как и любым видом творчества, нужно заниматься, только если у тебя есть такой запрос. Не потому что «полезно» или для чего-то нужно. Иногда этот запрос появляется в процессе работы или даже наблюдения.

К нам в мастерскую пришел мальчик Андрей, который несколько лет вообще отказывался выходить на площадку и в чем-либо принимать участие. Просто сидел на стуле и смотрел. Молча. Когда я сказал его маме, что, возможно, ему не очень интересны наши занятия, она ответила: «Нет! Это не так! Вы не представляете, сколько всего он рассказывает и показывает дома после занятий!» В жизни этот парень просто тайфун, ему очень сложно управлять собой, спокойно сидеть и наблюдать за процессом он научился только в театральной мастерской. А когда во время удаленных занятий на карантине мы с педагогами проводили тренинг, целью которых было соединить слова и жест, я впервые услышал голос Андрея! Вскоре он впервые взял на себя полноценную роль в спектакле «Сказка о царе Салтане», сыграл корабельщика.

Да, некоторые наши выпускники выходят на профессиональную сцену, но мы не стремимся вырастить актеров

Главная наша задача — педагогическая: способствовать тому, чтобы ребята росли над собой, чтобы у них менялось самоощущение, мировосприятие, формировались взгляды на художественное произведение, чтобы они научились высказывать свое мнение и видеть собственные достижения.

Елена Шефер, мама Михаила, актера театральной мастерской:

«Надо видеть ребят за кулисами во время спектакля! Они невероятно внимательны и собранны, каждый отвечает за свой выход и реквизит, готов помочь и поддержать друга, если тот неожиданно растерялся. Сын очень любит выступать, хотя каждый раз волнуется. Для него это очень важно — гордиться результатом и понимать: то, что он делает, может быть интересно другим людям».

Материал подготовлен при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-помощь». Фото: «Даунсайд Ап»

Комментариев пока нет
Больше статей