«Ты это не сам сделал, тебе кто-то помогал»: что такое эффект Матильды и как с ним бороться
Блоги29.09.2020

«Ты это не сам сделал, тебе кто-то помогал»: что такое эффект Матильды и как с ним бороться

Бывало у вас такое: делаешь что-то хорошее и полезное, а кто-то присваивает твою работу себе? И получает за неё похвалу, признание и награды? Оказывается, у этого явления есть название — эффект Матильды. Про него рассказывает наш блогер Вадим Мелешко.

Термин «эффект Матильды» был введён в 1993 году историком науки Маргарет Росситер, но само явление в конце позапрошлого века описала суфражистка и аболиционистка Матильда Джослин Гейдж (отсюда и название). В узком понимании эффект Матильды сводится к систематическому отрицанию какого-либо серьёзного вклада женщин в науку, замалчиванию их заслуг и приписыванию их достижений мужчинам. В самом деле, если посмотреть на список изобретений, изменивших наш мир, окажется, что подавляющее количество их авторов — представители сильного пола. И лишь очень небольшое количество женщин было удостоено права войти в историю благодаря тем или иным оригинальным идеям. Так, например, признано, что астролябию изобрела гречанка Гипатия Александрийская; циркулярную пилу — американка Сара Табита Бэббит; полипарафенил-терефталамид, более известный как кевлар — полька Стефани Луиза Кволек; систему секретной связи, ставшую основой Wi-Fi — австрийка Хеди Ламарр и так далее. Среди прочих женских изобретений, прочно вошедших в нашу жизнь — автомобильные «дворники» и глушитель, силикон, нистатин, перископ, консервы, рефрижератор, барабан стиральной машины, пакет с прямоугольным дном и многое другое.

Но в точном соответствии с эффектом Матильды в интернете можно встретить огромное количество публикаций, где бы все эти «мифы» развенчивались буквально по пунктам. Дескать, ничего подобного, астролябию изобрёл Птолемей, стиральную машину вместе с барабаном — Джеймс Кинг, вклад Кволек в создание кевлара сомнителен, ибо там работала целая группа химиков-мужчин, и так далее.

Широко известна народная мудрость, согласно которой «за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина»

А значит, если женщина что-то и придумала сама, она вполне может просто подарить эту идею своему супругу, другу или любимому, который доведёт её (идею) до ума. А уж кому достанутся лавры — дело третье. К тому же, как считают многие прекрасные дамы, «муж — голова, жена — шея», следовательно, задача женщины — направить кипучую энергию мужчины в нужное русло, создать для него условия для работы и помогать, в том числе, советами. В этом смысле успех мужчины — это и её успех тоже, а может, как раз именно и её одной успех. Кто здесь на самом деле изобретатель, а кто всего лишь автор идеи — выяснить порой бывает крайне сложно.

Но если учесть, что в обществе может существовать совершенно чёткая установка «изобретать способны только мужчины», отстоять свои права женщинам невероятно трудно, даже в странах победившего феминизма и демократии. Так, всем известно, что авторами теории двойной спирали ДНК являются американец Джеймс Уотсон совместно с британцами Френсисом Криком и Морисом Уилкинсом. В 1962 году им была присвоена Нобелевская премия по физиологии и медицине с формулировкой «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах». Всё это так, вот только вместе с этими учёными работала и англичанка Розалинд Франклин, вклад которой в общее дело был поистине огромен и без неё вряд ли им удалось что-либо сделать. Однако по каким-то непонятным соображениям в список авторов открытия и, соответственно, лауреатов Нобелевской премии она не попала. Лишь 25 лет спустя Уотсон в своей книге «Двойная спираль» признал, насколько важным для них всех было сотрудничество с Франклин в исследовании ДНК. Хотя и по сей день некоторые считают, что премию дали именно тем, кто её заслужил.

Но это, как я уже говорил, узкое понимание эффекта Матильды. Широкое же помогает освоить куда большие просторы. Например, отрицание решающей роли СССР в победе над фашизмом и приписывание наших побед кому-то ещё — это, как говорится, «из той же оперы». Точно так же выглядят и попытки умалить заслуги наших учёных, писателей, музыкантов заявлениями типа «Да всё это тупо украдено у других, тут нет ничего своего!» Подобную позицию можно было бы посчитать порождением больного разума, однако в социальных сетях сплошь и рядом встречаются целые сообщества, посвящённые «выведению на чистую воду» тех великих людей, которыми мы всегда гордились. И под длиннющими списками изобретений, которые якобы принадлежат отнюдь не русским и не советским людям, а американцам, немцам, французам, израильтянам и иже с ними множатся гневные комментарии.

Как ни странно, во всё это «великолепие» очень гармонично вписывается главный тренд последних лет: чтобы восстановить справедливость, нужно просто-напросто назначить одних виновными, а других — достойными. Мало среди изобретателей женщин — не надо заморачиваться в поисках реальных открытий, сделанных ими, куда проще приказать расширить этот список до необходимого, включив туда тех, кого надо. Мало среди лауреатов и победителей конкурса, соревнования, олимпиады представителей того или иного народа или расы — надо сделать, чтобы их было больше. В том числе, и за счёт того, чтобы других стало меньше.

Мало собственных открытий — можно поставить под сомнение приоритет всех прочих, что автоматически позволяет достижения одних приписать другим

И так далее. Согласитесь, будет обидно, если чьё-либо имя появится в списке не за конкретные заслуги его обладателя, а просто потому, что он — афроамериканец или гей.

Ну и, разумеется, эффект Матильды в его самом примитивном понимании — это классическое учительское «Я не верю, что эту работу написал ты сам, наверняка, списал откуда-нибудь или тебе кто-нибудь её помог сделать!»

Как с этим бороться? Пожалуй, только гласностью и открытостью в сочетании с грамотным использованием законодательства, в том числе, международного. Когда человек придумывает что-либо гениальное и просто дарит это людям, не требуя ничего взамен, не оформляя патентов или авторских свидетельств, нужно быть готовым, что обязательно найдётся какой-нибудь «автор», который припишет всё себе. И, что самое грустное, ему поверят, его начнут возвеличивать и восхвалять. А если он не просто подсуетится, но ещё и запатентует чужое открытие, то сможет на законном основании заявлять, что это его. Хотя, как мы уже говорили, нередко бывает иначе — заслуги одних приписывают другим.

Любопытно, что нечто, подобное эффекту Матильды, было описано немецким романтиком Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом в сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Напомню, там добрая фея решила помочь маленькому злому уродцу, но сделала это весьма оригинально: люди перестали замечать изъяны его внешности и характера, более того, ему начали возносить похвалы за все те добрые дела, которые сделал кто-то другой, и, наоборот, винить других за всё то плохое, что сделал он. Как говорится, «сказка — ложь, да в ней намёк». Но свои права-таки нужно уметь отстаивать. Иначе ими воспользуется кто-то другой.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Everett Collection

Читайте также
Комментарии(1)
Начали за здравие, кончили за упокой…