Написать в блог
Как Артюр Рембо: развивайте писательское зрение с помощью верлибра

Как Артюр Рембо: развивайте писательское зрение с помощью верлибра

3 325
2

Как Артюр Рембо: развивайте писательское зрение с помощью верлибра

3 325
2
Лев Толстой с детьми

Ярко, образно описать Нотр-Дам-де-Пари смогут многие, а вот так же ярко описать трамвай, вагон метро, магазин «Пятёрочка» — не все. Филолог и преподаватель русской и зарубежной литературы рассказывает, как с помощью свободных стихов без рифмы можно развивать особенное писательское зрение.

Недавно на курсе по литературному мастерству разговаривали о том, можно ли развить у себя зрение писателя — подмечающее детали, схватывающее черты не только людей и предметов, которые нас чем-то поразили, удивили, потрясли, но и того, что нам приелось, надоело, того, что мы видим постоянно. Это действительно сложно.

Потому и возникают в рукописях начинающих авторов, которых я читаю достаточно много («Проза.ру» и различные конкурсы дают такую возможность), абстрактные Париж и Нью-Йорк, где разворачиваются отношения всяких там Мэри и Робертов. Про своё, знакомое, повседневное, про Машу, Катю, Аню, Сашу, Диму, Кирилла писать неинтересно. Или не получается.

Но что же делать? Как тренировать своё зрение, чтобы не проскакивало мимо привычных деталей? Расскажу об одном упражнении, которое мне очень нравится.

Чтобы развивать свой писательский взгляд, используйте верлибр. Это свободный стих без рифмы, ритма или размера. В качестве примера приведу один из самых своих любимых — верлибр Арво Метса.

«Молодые девушки похожи лицом

на небо,

на ветер,

на облака.

Потом из них получаются

верные жёны,

лица которых похожи

на дома,

на мебель,

на хозяйственные сумки.

Но их дочери

вновь похожи лицом

на небо, ветер

и весенние ручейки».

Верлибр помогает начинающим писателям развивать внимание к мелочам, мышление образами, лаконизм. Верлибр приучает отказаться от расточительности, словесного мусора, которым часто начинающие авторы страдают, дисциплинирует, заставляя выразить идею или образ не абзацем, растекаясь мыслею по древу, а одной строчкой. Ну и если у вас плохо с рифмой, как у меня, и вы рифмуете только «палка-галка, свечка-печка», то вам определённо сюда.

Мне нравится писать верлибры по дороге к метро. Подумайте: мы ведь проходим один и тот же путь дважды в день, видим одно и то же — так почему бы не начать тренировать «писательское зрение» и не обратить рутину себе на пользу?

Смотрите, что получилось у меня. Да, я не гений («я не Байрон, я другой»), но пока я сочиняла эти верлибры, мир вокруг просто-таки плескался образами. И я была счастлива, что наконец-то могу рассказать о том, что вижу и как вижу — кратко и ёмко.

Будет здорово, если вы попытаетесь не отмахиваться даже от самых незначительных и прозаических вещей. Например, от пустого пакета на земле.

Черный полиэтиленовый пакетик

надувается на тротуаре, точно

сытый голубь.

Пытайтесь «упаковать» в верлибр не только образ, но и мысль. Это, повторюсь, научит вас лаконизму.

Высокий титул «блаженный» становится

«блажненьким».

Луна становится фонарём с копотью на стекле.

Человек с ледяной каплей во взгляде

смотрит на луну…

Публикуйте свои верлибры в комментариях. Предлагаю учиться вместе.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(2)
Комментарии(2)
Замечательные - и подход, и стихи. Но это не "верлибр": это японские хокку и танку. И писать их (мыслить ими) действительно трудно.
Александр, спасибо! Насколько я понимаю, и хокку, и танку отличаются достаточно строгой ритмо-метрической структурой, чего у меня нет, я сознательно не ставила перед собой такой задачи. Поэтому если мои опыты кажутся Вам похожими на японскую поэзию - мне безумно приятно, я очень горда такой характеристикой, но это п...
Показать полностью
Больше статей