«Обидно не за филфак, а за тех, кто это смотрит»
«Обидно не за филфак, а за тех, кто это смотрит»
Одна из заметных телепремьер сезона — сериал «Филфак», который стартовал на ТНТ. Создатели заявляют, что делали его выпускники филологического факультета и что он одновременно «и про секс, и про литературу». Мы поговорили со студентами и выпускниками филфаков России, чтобы узнать, действительно ли сериал похож на их жизнь.
Екатерина Вахрамеева, студентка филологического факультета МГУ, 4 курс:
«Сериал выстроен настолько стереотипно, что практически ничего в нём не выглядит реальным, с точки зрения студента филфака. Я и мои знакомые интересовались сериалом до его выхода: нас, конечно, раздражали развешенные по всему городу билборды с книжками-грудями и надписью «Филфак», но мы наивно надеялись на то, что покажут хоть что-то похожее на нашу жизнь на филфаке (пусть и со всеми скидками на формат ситкома на ТНТ).
Наши надежды оправдались совсем чуть-чуть: довольно реалистичным, хотя и ужасно преувеличенным, выглядит вредный завкаф, которого играет Ефим Шифрин. Когда один из героев говорит ему: «Мы пришли сюда учиться, а не для того чтобы вы нас унижали», студенту настоящего филфака впору пустить слезу, потому что он, скорее всего, хотел бы сказать такое многим своим преподам. Есть ещё пара локальных шуток, которые кажутся остроумными, например, встроенная в кафедральный бюст (кажется) Гоголя фляжка с коньяком. Но в целом от сериала ощущение обычной жвачки с избитыми любовными интригами и клишированными персонажами.
Учебный процесс изображён настолько схематично, что не вызывает никакого чувства узнавания. На настоящем филфаке не читают лекций «Пушкин учился в Лицее», не задают докладов «Образ Гамлета у Шекспира», а студенты, даже не самые блестящие, как правило, всё-таки помнят, кто такая Татьяна Ларина. Да и вообще, филфак не ограничивается изучением литературы уровня 9 класса и стенаниями о неудавшейся личной жизни. Он гораздо сложнее и интереснее. Главные герои слишком картонные, чтобы им сочувствовать. Более-менее симпатичным и смешным выглядит зануда-геймер, но он выглядит срисованным с «Теории большого взрыва». А чего-то специфически филфаковского в нём и его друзьях, по-моему, нет».
Денис Чужой, автор телеграм-канала «Денис Чужой про комедию», выпускник французского отделения филфака КГУ:
«Я очень ждал эту премьеру. Во-первых, GoodStoryMedia из меня, неоперившегося птенца, сделали оперившегося птенца, я к этому продакшну отношусь с большим теплом. Во-вторых, я учился на кафедре французской филологии. Мне хотелось пережить всё это дерьмо заново, теперь в виде фарса. И что?
И ничего. Потенциал филфака как вывихнутого мира бедности и искусства, плохой одежды и хорошего вкуса не раскрыт примерно никак. Обычных задротов а-ля «Теория большого взрыва» (создатели это сами смешно обыгрывают) поместили в толпу обычных тёлок. Всё. Никаких библиотекарей-фашистов. Никаких теряющих гендерную идентичность деканов. Никаких тридцатилетних главредов институтских газет с завышенной самооценкой. Надеюсь, меня не читает никто из КГУ.
Ещё хорошим ходом было бы не приглашать в сериал Ефима Шифрина. Никто так не делает. «Друзья», «В Филадельфии всегда солнечно», «Парки и зоны отдыха» — ни в одном из этих ситкомов нет Ефима Шифрина. Вряд ли это совпадение.
Ну и главное. Я — очень добрый и лояльный зритель. Но за двадцать с лишним минут пилотной серии я засмеялся ноль раз. Даже отмазки, что это не чистый ситком, а драмеди, не прокатят. В великом «Гражданском браке» и то было несколько внятно сформулированных шуток. В общем, не хочется быть обычным русским блогером, который ищет, что бы раскритиковать. Просто история задрота на женском факультете слишком меня задевает».
Екатерина Астафьева, студентка филологического факультета СПбГУ:
«Я посмотрела одну серию «Филфака». И смотреть дальше совсем не хочется. В нём собраны и преувеличены все худшие стереотипы о филологическом факультете. Да, конечно, на филфаке действительно учатся в основном девушки. Но они не выглядят так вульгарно, как показано в сериале. В СПбГУ редко можно встретить девушку в короткой юбке, на высоких каблуках и с боевым раскрасом — все выглядят более скромно и при этом стильно.
Об умственных способностях студентов режиссёры, очевидно, не лучшего мнения. На моей памяти ни разу не было такого, чтобы студент не мог ответить, какой вопрос мучил Гамлета. Если уж люди идут учиться на филфак, то они делают это осознанно, любят литературу и правда очень много читают. Студенты филологического по-настоящему образованные люди, так что примечания к серии с разъяснениями слова «эвфемизм» и пояснением, кто такой Шекспир, выглядят довольно унизительно».
Денис Алхазов, студент 4 курса русского отделения филологического факультета МГУ:
«Я считаю, что у меня есть какой-никакой вкус. Я смотрел два фильма Сокурова, один Феллини и три сезона «Физрука». Кажется, «Филфак» делали те же люди. И у них получилась очередная банальная и пошловатая переработка сюжета «застенчивые юноши превозмогают плоть в женском коллективе».
Главная халтура — это фон, сам филологический факультет. На филфаке девушки так не говорят, так не одеваются и столько не суетятся. Мы, филологи, может, не всегда обременены интеллектом, но хотя бы обременены культурой. Книжность вымывает из филфака добрую долю повседневной вульгарности.
Филфак — это Сибирь двухвековой давности: сюда идут либо каторжники, либо авантюристы
По логике же создателей сериала, на филфак идут фригидные птушницы с барскими замашками и нулевым интересом к русскому языку. И я их могу понять. Врубились бы в нас, филологов, — все равно бы сделали так же. Наш юмор — слишком местечковый и совсем не универсальный. Не лучше, не хуже, но точно не для ТНТ.
Единственная забавная и правдивая шутка — про мужской туалет: мол, сюда ходит только профессор и мы, три паренька, поэтому за мужской уборной особо не следят. А штампы и перечислять нечего. Мне кажется, сценаристы у сериала талантливые. Просто у них творческая задача такая — поупражняться в неоригинальности.
Я отчасти вырос на ситкомах от ТНТ и СТС и мне невдомёк, зачем каналу понадобился ещё один «Универ». Шутки те же, тематика та же. Никогда такого не было, и вот опять. Обидно не за филфак, а за тех, кто это смотрит».
Александра Мазур, студентка 3 курса Школы филологии НИУ ВШЭ:
«В споре насчёт искажённого изображения филологического факультета в сериале «Филфак» я настроена совсем не радикально, потому что и до начала просмотра не думала, что там будет отражено настоящее положение вещей. С самого начала было понятно, что это, как и большинство молодёжных сериалов, будет сериал про отношения, а не про учёбу. Кажется, продюсеры изначально не стремились к правдоподобности в изображении факультета, потому что реалии филфака воспроизведены очень схематично. Единственое, что можно вынести после просмотра сериала, –это то, что на филфаке учатся люди, которые любят читать книжки. Другая вещь, переданная верно, — соотношение мальчиков и девочек на факультете. Да, действительно, это «факультет невест». Да, мальчики туда почти не идут. На моём курсе их комичным образом трое, как и в сериале.
Такое гендерное соотношение, к сожалению, приводит к появлению в сериале множества стереотипов. Например, что мальчики-филологи это хлюпенькие сопляки, не пользующиеся популярностью у девушек. Впрочем, они обладают более развитым мышлением и более тонкой душевной организацией, чем их сверстники с факультета физкультуры. Часто они изображаются как фрики: Бабин, который не вылезает из компьютерных игр, или приехавший на конференцию поклонник Есенина, который теряет палец, пытаясь обратиться к собаке строчками из любимого поэта.
Помимо этого, создателей сериала можно упрекнуть в «объективации» по отношению к женщинам. Это заметно уже начиная с заставки, где студентки и преподаватели филфака предстают только как объекты сексуального желания. Несомненная объективация присутствует в изображении главной героини Лены: красавица, которая интересуется только шмотками и тусовками и не может и двух слов сказать про образ Гамлета кроме того, что он мямля. Кстати, любому студенту филфака очевидно, что с такими знаниями и навыками филологического анализа нельзя продержаться на факультете больше года.
Наверное, моя главная претензия к сериалу связана не с тем, насколько неправдоподобно изображён факультет, а, скорее, с присутствием в нём гендерных — и не только — стереотипов и плоских шуток на тему секса. Но у меня есть несколько замечаний по поводу изображения студенческой жизни.
Первая вопиющая странность — студент второго курса, который может один позволить себе снимать двухкомнатную квартиру. Я лично таких случаев не встречала. Все студенты, приехавшие из других городов, живут в общежитии, редкие счастливчики снимают квартиру вместе с друзьями. Эта деталь тем более необычна, что в другой серии сказано, что бабушка героя ежемесячно посылает ему половину своей пенсии. Спрашивается — зачем брать деньги из крошечной пенсии бабушки и одновременно снимать двухкомнатную квартиру?
Интересно и то, как глава кафедры видит будущее его студентов и студенток: к первым он обращается как к будущим солдатам, ко вторым — как к учительницам русского и литературы. На вышкинском филфаке больший упор делается на научно-исследовательский потенциал студентов. Годы бакалавриата и магистратуры позволяют побыть «молодыми учёными», а не только будущими школьными учителями.
Несмотря на то что многие ходы кажутся примитивными, в «Филфаке» есть много ярких моментов, которые часто даже проникнуты тонкой иронией. Отдельное удовольствие доставляет игра замечательных актёров, которых я видела ещё в их студенческих спектаклях: Полины Пушкарук, Алексея Золотовицкого, Михаила Тройника».