20 новых мультфильмов для всей семьи: про волка-вегана, кошачий буллинг и муми-троллей

Подборка от Большого фестиваля мультфильмов
37 987

20 новых мультфильмов для всей семьи: про волка-вегана, кошачий буллинг и муми-троллей

Подборка от Большого фестиваля мультфильмов
37 987

20 новых мультфильмов для всей семьи: про волка-вегана, кошачий буллинг и муми-троллей

Подборка от Большого фестиваля мультфильмов
37 987

Золотая осень переходит в стадию классической унылой поры: сидеть дома хочется чаще, выбираться на улицу — только по серьезным поводам. Раньше таким поводом был ежегодный Большой фестиваль мультфильмов, но теперь и он проходит в том числе онлайн. А значит, приобщиться к лучшим образцам мировой анимации можно будет, не вставая с дивана. Составляем график просмотров, а вместо попкорна готовим тыквенный кекс.

«Долина муми-троллей. Новые истории»

Открытие Великобританией муми-троллей оказалось событием мирового масштаба — мгновенная одержимость британцев изобретенным Туве Янссон миром вылилась в отличный сериал, где британский юмор сочетается с финской сдержанностью. На фестивале целиком покажут второй сезон — о том, как Муми-тролль становится совсем большим троллем. Британцам удалось сделать историю о муми-троллях чуть менее философской, чем мы привыкли с советского детства, и невероятно визуально привлекательной. В создании мультфильма используется новейшая технология 3D CGI, а работает над ней режиссер Стив Бокс, обладатель «Оскара» за фильм «Уоллес и Громит. Проклятие кролика-оборотня». В этом художественном богатстве становится впервые очевидно, какой же невероятно привлекательный и по-настоящему чудесный мир создала Туве Янссон и как хочется отправиться в путешествие по самым тайным его уголкам.


«Повелитель драконов»

К Году Германии в России выходит обаятельный детский мультфильм, настоящая сказка с долинами и волшебными существами, которые так любят немецкие писатели. Потому что в основе здесь вовсе не сага Крессиды Коуэлл «Как приручить дракона», хотя постер франшизы и висит на стене прямо в трейлере, а сказка Корнелии Функе 1997 года о том, как мальчик-сирота помог серебряному дракону найти путь в тайную долину. Впрочем, у Функе была философская история для подростков, а экранизация получилась безупречным детским мультфильмом о том, как все мы любим чудеса и как хотелось бы, чтобы драконьи долины и правда скрывались бы прямо за углом, а в каждом мальчишке можно было бы обнаружить настоящего драконьего повелителя.


«Знаменитое вторжение медведей на Сицилию»

Российская премьера чудесного итальянского мультфильма по сказке классика итальянской литературы Дино Буццати. У Буццати в небольшой книге с нарисованными самим же автором иллюстрациями рассказана краткая история медвежьей цивилизации: как король медведей решил завоевать Сицилию, чтобы спасти своих подданных от голода и холода, и почему медведи так и не смогли привыкнуть к миру людей.

Над экранизацией главной итальянской сказки ХХ века работал знаменитый иллюстратор Лоренцо Маттотти, художник комиксов, превративший и этот популярный жанр в высокое искусство. Первое, что поражает в его фильме, — потрясающе нарисованный, высокохудожественный мир. Он уводит нас в глубину чудесной фантазии, и неудивительно, что фильм так поразил критиков — он был выбран в программу «Особый взгляд» редко жалующего мультфильмы Каннского фестиваля и получил единодушное одобрение критики на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes.


«Бесхвостый Пелле»

История о котенке без хвоста «Бесхвостый Пелле» — очередная детская классика. Первая книга Йёсты Кнутссона (1908–1973) о котенке, которого все обижали, была опубликована аж в 1939 году и современниками однозначно читалась как протест против растущего в Швеции нацизма. Маленькому Пелле крыса откусила хвост, и поэтому над ним издевались взрослые кошки, затем он попал на ферму, к любящим хозяевам, но упал в реку и уплыл в большой город, где злые хитроумные коты зло подшучивали над его душевной простотой. Весь этот сюжет, что в середине прошлого века однозначно читался как социальная критика, в начале нашего кажется невероятно трогательной историей о доброте — о том, как еще возможна настоящая бесхитростность, чистая любовь и преданность, зеленые поля и маленькие городочки с остроконечными крышами, как простая 2D-анимация все еще цепляет наши сердца и как в этом уютном мире всё просто обязано кончаться к удовольствию героев и зрителей.


«Сипсик»

Многим взрослым сказка Эно Рауда знакома еще с советского детства — серия книг про ожившую тряпичную куклу была написана в 1960-е, неоднократно издавалась в СССР, в том числе с чудесными иллюстрациями Германа Огородникова, а в Эстонии Сипсик стал любимым детским героем.

Читателя радовала в этих историях невинность детства: хозяйка Сипсика проживала с ним вместе какие-то совсем простые вещи вроде поездки в гости, прогулки по весенним улицам или сбора слив в саду. Совместный датско-эстонский фильм по книге Рауда с уважением относится к этой коллективной ностальгической памяти.

Нарисованный вроде бы незатейливо, без всяких современных наворотов, «Сипсик» как будто напрямую обращается к памяти нашего детства и напоминает, в какие дали может увести простая игра. Когда ты построил ракету из картонок — а она и правда улетела в космос, сел в надувную лодочку — а она превратилась в пиратский корабль и отправилась на поиски приключений. И всякий раз, чтобы это приключение случилось, достаточно немного воображения и братской любви. «Сипсик» — гарантированная радость для семейного просмотра, фильм, который непременно повеселит детей и растрогает взрослых.


Детская программа «Тоби и Турбобас»

Все, чего нам не хватает в русской анимации для маленьких детей, можно подсмотреть в этой подборке лучших детских фильмов с главных зарубежных фестивалей. Режиссеры со всех концов мира демонстрируют самые разные техники — тут есть, например, дивный кукольный фильм из Латвии про спасение Биг-Бена («Лондонские каникулы», реж. Янис Циммерманис), или забавный коллажный «Утренник в детском саду» (реж. Лоик Брюйер, Франция), или черно-белая притча «Черное и белое», оживающая прямо под пером аниматора (реж. Хесус Перес, Швейцария).

Но что еще важнее, тут есть самые разные сюжеты — от серьезных (что значит быть белой вороной или как отправиться в путешествие на Дальний Север) до шуточных — например, о мальчике, который хотел сбежать от овощей, лишь бы не есть их, или о судьбе пропавших носков. В общем, это исключительная возможность подсмотреть, о чем думает мир, тем более что обычно увидеть это удается только профессионалам на фестивалях анимации.


Зарубежная панорама: фильмы для детей. «Китопад»

Программа короткометражной анимации из лучших фильмов, присланных на конкурс БФМ, — это очень много разных историй про любовь от режиссеров со всех концов мира: чилийская сказка о любви кондитера к шоколаду («Сделано с любовью», реж. Хавьера Ибаньес), израильская история о любви космонавта к далекому сыну («Космос», реж. Сабрина Сериол), китайские истории о любви девочки из детдома и бродячего щенка («Дом, милый дом») или как потерянный мальчик и кит нашли друг друга в пустыне («Китопад», реж. И. Баосинчэнь). В общем, много разных путей, чтобы пережить любовь со слезами на глазах и научиться чувствовать ее в окружающем мире — в том числе и взаимную привязанность матери и ребенка («Ощущая любовь», реж. Арлин Бонгко), для которой и не надо никаких слов.


Конкурс российской анимации: программа «0+»

Огромная конкурсная программа БФМ, которая в этом году еле влезла в семь программ, — несомненный знак расцвета российской анимации. Причем все эти мультфильмы впервые можно будет посмотреть онлайн, чтобы оценить состояние российской анимации самостоятельно.

Но внимание: только две программы из семи подходят для просмотра с детьми — для дошкольников и та, которую можно смотреть начиная с младшей школы. Что, конечно, облегчает родительскую задачу: выбирать придется только по возрасту и одно из двух.

В «малышовой» программе сплошные чудеса и шутки, но главное, что многие сюжеты близки опыту ребенка — например, о маленьком медведе, который хотел стать маминым помощником («Мамин помощник», реж. Мария Савельева), или о кораблике, который хотел научиться летать («Кораблик, который хотел летать», реж. Мария Филиппова). Эта программа как сказочное путешествие в мир обычных вещей, где оживает даже рюкзак («Рюкзак», реж. Сергей Меринов, Марина Заикина) и детский карман («Карман», реж. Наталья Грофпель).


Конкурс российской анимации: программа «6+»

В программе российской анимации для детей постарше много сказок, вдохновленных и старинными английскими преданиями, и русскими легендами, и Сашей Черным, и Сергеем Седовым. И сразу две попытки реабилитации волков — например, в мультфильме режиссера Ирины Эльшанской «Волк наоборот» волк стал веганом, а в фильме Марины Карповой «7 козлят» по мотивам с детства известной нам сказки появляется совершенно новый волк — он был выбран лучшим мультипликационным персонажем на фестивале «Икар», а сам фильм стал лучшим фильмом для детей на Суздальском кинофестивале и получил премию за лучший короткометражный фильм на Международном фестивале анимации Supertoon.


Фабрика мультфильмов

Традиционная фабрика мультфильмов пройдет в этот раз онлайн с 31 октября по 8 ноября. 10 цехов, посвященных разным анимационным техникам, ждут ребят от 4 лет. Мастера в режиме реального времени будут обучать созданию мультфильмов при помощи сыпучих материалов, лего, одежды и всего, что найдется дома. А по окончании фабрики каждый участник получит фильм со своим именем в титрах. Отличная альтернатива творческому лагерю на время каникул.

Большой фестиваль мультфильмов пройдет с 29 октября по 9 ноября. Причем в этом году не только в Москве, но и онлайн, а значит, шедевры мировой анимации можно будет посмотреть из любого уголка России. Десятидневный абонемент на онлайн стоит 900 рублей, билеты в кино — от 450 рублей. Расписание показов и билеты — на сайте фестиваля.