Развлечения

«Мир принадлежит взрослым, это несправедливо»: чем детское кино Германии отличается от голливудского

2 904

«Мир принадлежит взрослым, это несправедливо»: чем детское кино Германии отличается от голливудского

2 904

«Мир принадлежит взрослым, это несправедливо»: чем детское кино Германии отличается от голливудского

2 904

Детское кино — отдельный и процветающий жанр в немецкой киноиндустрии. У двух главных кинофестивалей страны — Берлинского и Мюнхенского — даже есть отдельные секции для детских фильмов. Вместе с подкастом о немецкоязычном кино «Покалигарим» мы разобрались, чем детское кино отличается от семейного, и выбрали самые интересные немецкие фильмы для детей и подростков.

«Детское» — не значит «семейное»

Все большие кинематографии, в том числе голливудская, давно перешли к формату «семейного кино». Это фильмы, на которые родители ходят вместе с детьми. В Германии же до сих пор сохраняется формат именно детского кино (киндер-фильмов).

Семейное кино в Германии — отдельная категория. Темы, которые поднимаются в таких картинах, чаще всего рассчитаны на родительскую аудиторию. А в киндер-фильмах есть особенное уважение к ребенку: они помогают юному зрителю почувствовать свое достоинство, ведь в детских кинолентах к ребенку относятся серьезно.

В 1950–70-х годах дети относились к возрастной группе от 6 до 14 лет. Сейчас аудитория детских фильмов — ребята от 4 до 12 лет. С 12 лет смотрят уже подростковое кино.

Что посмотреть:

«Рико, Оскар и тени темнее тёмного» (2014, реж. Неле Фолльмар) — первый фильм из серии экранизаций детских детективов Андреаса Штайнхёфеля. Главный герой Рико — мальчик, которому с трудом даются самые простые вещи. Мама называет его «необычно одаренным ребенком», а сосед сверху — «придурком». Однако это не мешает Рико блестяще разгадывать загадки.

Возрастной ценз и подростковое кино 18+

У несовершеннолетних в кино есть свои защитники. Организация Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft («Добровольный самоконтроль киноиндустрии») создана для того, чтобы определять возрастные ограничения для фильмов. Раньше цензурой занималось государство: после Второй мировой войны, когда Третий рейх и пропагандистское кино захватили индустрию, стране потребовались новые основы самоконтроля.

В FSK есть около 300 экзаменаторов, которые просматривают новинки кино. Опираясь на закон о защите молодежи Германии, они делят фильмы на пять категорий. Каждая категория отмечена цветом: 6+ — желтым, 12+ — зеленым, 16+ — синим, 18+ — красным. На DVD, афишах и других носителях всегда есть отметка FSK.

Фильм «Tschik» (2016, реж. Фатих Акин) вышел в российский прокат под названием «Гуд бай, Берлин!» и с меткой 18+, хотя в Германии он маркирован как 12+. Дело в том, что в фильме есть сцена, в которой один из героев, Чик, говорит своему другу: «А мне нравятся мальчики». Эта тема не получает никакого развития в фильме, однако в России возрастной ценз все равно был повышен.

Что посмотреть:

«Гуд бай, Берлин!» (2016, реж. Фатих Акин) — хроника одного подросткового лета. Главные герои отправляются в путешествие по Германии на угнанной «Ниве». В основе сценария — одноименный роман Вольфганга Херрндорфа.

Кино и детская литература

Немецкий детский писатель Пауль Маар начал писать книги после того, как в библиотеке не оказалось подходящих для его сына книг. Маар искал в библиотеке литературу для чтения вслух, но она вся несла отпечаток военной и предвоенной эпохи. Во многих книгах к детям обращались как к отряду — Fähnlein, — и подразумевалось, что в будущем они станут солдатами. Маару категорически не нравилась литература, воспевающая коллективный дух, и в итоге он сам начал сочинять истории.

Другого немецкого писателя, Михаэля Энде, автора «Бесконечной истории», обвиняли в эскапизме. Его книги якобы не готовили детей к реальности. Однако это не помешало сочинениям Энде завоевать популярность во всем мире: они переведены более чем на 40 языков. Качественная детская литература в Германии — залог качественного детского кинематографа. Многие книги были впоследствии экранизированы.

Что посмотреть:

1. «Тим Талер, или Проданный смех» (2017, реж. Андреас Дрезен) — экранизация популярной сказки Джеймса Крюса о мальчике, который продает свой звонкий смех загадочному барону взамен на то, чтобы выигрывать любые пари.

2. «Джим Пуговка и машинист Лукас» (2018, реж. Деннис Ганзель) — экранизация книги Михаэля Энде о приключениях маленького сироты, его друга-машиниста и волшебного паровоза.

«Особенный детский фильм»: вдохновляющие истории и социальные уроки

Несмотря на большое количество популярных экранизаций, в Германии поддерживают съемки фильмов по оригинальным сценариям. Для этого была создана инициатива «Особенный детский фильм». Немецкий режиссер Аренд Агте активно выступает за то, чтобы кино снималось не только по книгам, ведь материал для сценариев буквально лежит у нас под ногами. Агте снимает по своим собственным сценариям и авторским задумкам. Это всегда риск, потому что для экранизации истории, которая еще неизвестна зрителю, сложнее найти источник финансирования.

По правилам инициативы, фильмы должны затрагивать реальные проблемы детей и рассказывать вдохновляющие истории. Детское немецкое кино поднимает важные социальные вопросы. Например, в фильме «Эмиль и детективы» (2001, реж. Франциска Бух) есть сцена, где дети нечаянно удаляют с компьютера церковной служительницы проповедь и решают сочинить свою. Они пишут о том, что мир принадлежит взрослым и это несправедливо. Дети требуют, чтобы их услышали и чтобы к ним относились с уважением. Речь имела грандиозный успех в церкви.

Что посмотреть:

1. «Эмиль и детективы» (2001, реж. Франциска Бух) — экранизация самого известного произведения Эриха Кестнера. Это один из первых детских детективов в мировой литературе: главный герой с компанией друзей расследует кражу денег и выходит на след банды грабителей.

2. «Амели бежит» (2017, реж. Тобиаш Виеманн) — история о юной Амели, которая страдает астмой. Ее родители в разводе. Девочку отправляют в клинику в Южном Тироле на лечение. Через некоторое время она планирует побег и вскоре находит нового друга. Вместе они пытаются добраться до вершины горы, у которой, согласно старому поверью, Амели сможет исцелиться.

3. «На уровне глаз» (2016, реж. Эви Гольдбруннер, Йоахим Дольхопф) — картина о мальчике из детского дома, который внезапно узнает о своем биологическом отце. Но выглядит папа совсем не так, как себе представлял главный герой: он очень маленького роста.

Звезды, дети и хомячки — на одной съемочной площадке

Знаменитости в простых детских кинолентах — обычная практика в Германии. В таких фильмах играют звезды, которые каждый год номинируются на премии немецкой Киноакадемии за серьезные драмы, трагикомедии и мелодрамы.

Талантливых актеров-детей в Германии много, поэтому в картинах они почти не повторяются. Однако работать с ними сложно. Так, Юлиус Векауф снялся в фильме «Мальчику нужен свежий воздух» (2018, реж. Каролина Линк), когда ему было 11. Он рассказывал, что съемочная команда должна была подстраиваться под его график, потому что никто не имеет права по закону Германии задействовать ребенка в 12-часовой смене.

Что посмотреть:

1. «Мальчику нужен свежий воздух» (2018, реж. Каролина Линк) — семейная картина, поставленная по мемуарам популярного немецкого комика Хапе Керкелинга.

2. «Спасите Раффи!» (2015, реж. Аренд Агте) — трогательный фильм о поисках похищенного хомячка от одного из лучших режиссеров детского кино.

3. «Восточный ветер» (2015–2019, реж. Катя фон Гарнье) — серия фильмов о дружбе девочки-подростка со своенравным конем по прозвищу Оствинд.